Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты орфографии»
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты орфографии»
Автор: Якименкова Ирина Николаевна
6 класс
34 часа (1час в неделю)
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного стандарта, на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М. – М.: Просвещение, 2008 г.
Внеклассная работа по языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода и др. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий. Помимо общедидактических принципов, внеурочная работа имеет свои принципы (положения), гарантирующие успешную организацию внеклассных мероприятий: принцип добровольности и принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии.
Основным при организации внеклассных мероприятий следует считать принцип добровольности.
В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, в различных внеклассных мероприятиях учащиеся принимают участие не ради отметок, а из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.
Цели: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе углубления содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач: формировать общую языковедческую компетенцию, развивать орфографическую зоркостьобучающихся и их познавательную активность;
Данная программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение тестовых заданий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончании курса учащиеся должны
Знать теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания.
Уметь выделять орфограммы и правильно писать слова в соответствии с правилами русской орфографии;
Учебный план предусматривает изучение факультатива по русскому языку в V классе в объёме 34 часов, т.е. по 1 часу в неделю в течение 34 учебных недель.
Содержание программы учебного курса (34 часа):
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм.
Сильная и слабая позиции гласных звуков. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Правописание гласных в различных морфемах. Сильные и слабые позиции согласных звуков.
Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Коварные словарные слова
Орфографический словарь - наш главный помощник. Практическая работа. Приёмы использования орфографического словаря. Правописание корней с чередованием
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
Старые знакомые Ъ и Ь. Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. Слитно, раздельно, через дефис.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных и существительных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. Не с различными частями речи. Приставки-труженицы (классификация приставок). Употребление приставок пре- и при-.
Сколько -н писать в словах? Решение орфографических задач.
История образования и правописания числительных. Практическая работа. Публичное выступление с использованием числительных.
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Орфографические головоломки.
Кто командует корнями?
Суффиксы - большие молодцы. Правописание суффиксов различных частей речи
Волшебный клубок орфограмм. Путешествие по стране Орфографии.
Проверь себя. Тест.
Значение орфографии.
Календарно-тематическое планирование:
Тема урока |
|
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. |
|
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. |
|
Опознавательные признаки орфограмм. |
|
Сильная и слабая позиции гласных звуков. |
|
Ударение над гласной может сделать букву ясной. |
|
Правописание гласных в различных морфемах |
|
Сильные и слабые позиции согласных звуков. |
|
Опасные согласные |
|
Звонкие и глухие «двойняшки» |
|
Коварные словарные слова |
|
Орфографический словарь - наш главный помощник |
|
Практическая работа. Приёмы использования орфографического словаря. |
|
Правописание корней с чередованием |
|
Большие и маленькие (правописание имен собственных) |
|
Старые знакомые Ъ и Ь |
|
Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. |
|
Слитно, раздельно, через дефис. |
|
Слитные и дефисные написания имён прилагательных и существительных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. |
|
Не с различными частями речи |
|
Приставки-труженицы (классификация приставок) |
|
Употребление приставок пре- и при-. |
|
Сколько -н писать в словах? |
|
Решение орфографических задач |
|
История образования и правописания числительных |
|
Практическая работа. Публичное выступление с использованием числительных |
|
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) |
|
Орфографические головоломки. |
|
Кто командует корнями? |
|
Суффиксы - большие молодцы. |
|
Правописание суффиксов различных частей речи |
|
Волшебный клубок орфограмм. |
|
Путешествие по стране Орфографии. |
|
Проверь себя. Тест. |
|
Значение орфографии. |
Перечень учебно-методических средств обучения:
Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Бондаренко Н.М., Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.Тихонов А.Н. Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка/А.Н. Булыко. – Мн.: «Харвест», 2007. – 448 с.
Григорян Л.Т. «Язык мой - друг мой».- М.: Просвещение, 1998 г.
Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка: около 500 антоним.гнёзд/Л.А. Введенская. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 445 с.
Волина В.В. Занимательная грамматика. – М: Просвещение, 1999
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944стр.
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 928с. – (Библиотека словарей).
Орфографический словарь русского языка: около 70 000 слов. Изд.5-е, стереотипное. – М.: Цитадель – трейд, РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 928 с.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов; ок. 800 синоним.рядов/Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. – 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 333 с.