Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты орфографии»

Дата публикации: 2019-03-10 18:23:43
Статью разместил(а):
Якименкова Ирина Николаевна

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты орфографии»

Автор: Якименкова Ирина Николаевна

 

6 класс

34 часа (1час в неделю)

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного стандарта, на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М. – М.: Просвещение, 2008 г.

Внеклассная работа по языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода и др. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприя­тий. Помимо общедидактических принципов, внеурочная работа име­ет свои принципы (положения), гарантирующие успешную организа­цию внеклассных мероприятий: принцип добровольности и принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии.

Основным при организации внеклассных мероприятий следует считать принцип добровольности.

В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, в различных внеклассных мероприятиях учащиеся прини­мают участие не ради отметок, а из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

Цели: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе углубления содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач: формировать общую языковедческую компетенцию, развивать орфографическую зоркостьобучающихся и их познавательную активность;

Данная программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Основные методы и приёмы работы:

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- работа с тестами; 

- различные виды грамматического разбора; 

- самостоятельное выполнение тестовых заданий. 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончании курса учащиеся должны

Знать теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания.

Уметь выделять орфограммы и правильно писать слова в соответствии с правилами русской орфографии;

Учебный план предусматривает изучение факультатива по русскому языку в V классе в объёме 34 часов, т.е. по 1 часу в неделю в течение 34 учебных недель.

 

Содержание программы учебного курса (34 часа):

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм.

Сильная и слабая позиции гласных звуков. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Правописание гласных в различных морфемах. Сильные и слабые позиции согласных звуков.

Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Коварные словарные слова

Орфографический словарь - наш главный помощник. Практическая работа. Приёмы использования орфографического словаря. Правописание корней с чередованием

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

Старые знакомые Ъ и Ь. Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. Слитно, раздельно, через дефис.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных и существительных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. Не с различными частями речи. Приставки-труженицы (классификация приставок). Употребление приставок пре- и при-.

Сколько -н писать в словах? Решение орфографических задач.

История образования и правописания числительных. Практическая работа. Публичное выступление  с использованием числительных.

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

Орфографические головоломки.

Кто командует корнями?

Суффиксы - большие молодцы. Правописание суффиксов различных частей речи

Волшебный клубок орфограмм. Путешествие по стране Орфографии.

Проверь себя. Тест.

Значение орфографии.

 

Календарно-тематическое планирование:

Тема урока

 

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

Опознавательные признаки орфограмм.

Сильная и слабая позиции гласных звуков.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Правописание гласных в различных морфемах

Сильные и слабые позиции согласных звуков.

Опасные согласные

Звонкие и глухие «двойняшки»

Коварные словарные слова

Орфографический словарь - наш главный помощник

Практическая работа. Приёмы использования орфографического словаря.

Правописание корней с чередованием

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

Старые знакомые Ъ и Ь

Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

Слитно, раздельно, через дефис.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных и существительных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

Не с различными частями речи

Приставки-труженицы (классификация приставок)

Употребление приставок пре- и при-.

Сколько -н писать в словах?

Решение орфографических задач

История образования и правописания числительных

Практическая работа. Публичное выступление  с использованием числительных

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

Орфографические головоломки.

Кто командует корнями?

Суффиксы - большие молодцы.

Правописание суффиксов различных частей речи

Волшебный клубок орфограмм.

Путешествие по стране Орфографии.

Проверь себя. Тест.

Значение орфографии.

 

Перечень учебно-методических средств обучения:

Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

Бондаренко Н.М., Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.Тихонов А.Н. Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка/А.Н. Булыко. – Мн.: «Харвест», 2007. – 448 с.

Григорян Л.Т. «Язык мой - друг мой».-  М.: Просвещение, 1998 г.

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка: около 500 антоним.гнёзд/Л.А. Введенская. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 445 с.

Волина В.В. Занимательная грамматика. – М: Просвещение, 1999

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944стр.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 928с. – (Библиотека словарей).

Орфографический словарь русского языка: около 70 000 слов. Изд.5-е, стереотипное. – М.: Цитадель – трейд, РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 928 с.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов; ок. 800 синоним.рядов/Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. – 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 333 с.