Методическая разработка практического занятия «Текст. Основные виды работы с текстом»
Методическая разработка практического занятия
«Текст. Основные виды работы с текстом»
Автор: Бакланова Резеда Хамитовна
ГБПОУ РС (Я) «Нерюнгринский медицинский колледж», г. Нерюнгри
Вид занятия: лекционно-практическое.
Время: 90 минут.
Учебные цели:
Целевая установка: повторить знания о тексте, видах связи между предложениями в тексте, стилях речи и их признаках; отработать данные навыки на упражнениях и тестах
- Методическая цель: обеспечение учебно-методической документацией для преподавателя, календарно-тематическим планом, рабочей программой, проведение занятия в сроки, указанные в учебном графике
- Воспитательная цель: через процесс обучения воспитывать всесторонне развитую личность современного медицинского работника
Студент должен знать:
- признаки текста;
- виды связей и средства связей между предложениями текста;
- признаки текста научного, публицистического, официально-делового стилей
Студент должен уметь:
- используя знания о тексте, строить свою речь в соответствии с нормами литературного языка, целями и задачами общения;
- строить свою речь грамотно, используя средства выразительности;
- определять принадлежность текста к функциональному стилю речи;
- используя знания о тексте, изобразительно – выразительных средствах языка, стилях речи строить свою речь в соответствии с нормами литературного языка, целями и задачами общения;
- выступать перед аудиторией
Результаты освоения:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ПК 4.3. |
Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения |
ПК 6.1. |
Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде |
ПК 6.5. |
Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы |
Оснащение занятия: УМК для преподавателя, календарно-тематический план, рабочая программа, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме занятия, раздаточный материал, цветные карандаши.
Межпредметные связи: Психология, МДК.04.01 Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения.
Внутрипредметные знания: базовые знания по предмету.
Литература для преподавателя:
1. Голубева А.В. Русский язык и культура речи. Изд. Юрайт, 2010
2. Тищеннкова Л.М. Русский язык и культура речи. 2012
3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Изд. Феникс, 2011
4. Воителева Т.М., Антонова Е.С. Русский язык и культура речи. Изд. Академия, 2013
5. Черкасова М.Н., Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Изд. Феникс, 2013
Учебно-методическая карта занятия:
№ п/п |
Этапы занятия |
Время |
Содержание этапов занятия |
Действия студентов |
1 |
Организационный момент |
5 |
Подготовка к занятию: - приветствие, выявление отсутствующих, готовность к занятию; - раскрытие общей цели занятия. |
- приветствие; - проверка внешнего вида; - отчет старост групп об отсутствующих на занятии. |
2 |
Актуализация знаний |
10 |
Словарная разминка «Узнай слово» |
По лексическому значению студенты определяют задуманное слово |
3 |
Создание проблемной ситуации |
15 |
Работа с псевдотекстом |
Студенты выполняют задания под руководством преподавателя |
4 |
Тестовый контроль |
15 |
Практическое применение умений по составлению текстов |
Студенты выполняют задание по составлению текстов (Листы с заданиями, задание 1) |
5 |
Этап повторения знаний |
10 |
Повторение теоретического материала по видам связи между предложениями |
Анализ текстов с целью определения вида связи между предложениями |
6 |
Тестовый контроль |
15 |
Практическое применение умений по определению видов связи между предложениями |
Студенты выполняют задание по определению видов связи между предложениями (Листы с заданиями, задание 2) |
7 |
Этап повторения знаний |
10 |
Повторение теоретического материала по стилям речи. Фронтальный опрос |
Студенты отвечают на вопросы преподавателя |
8 |
Тестовый контроль |
10 |
Практическое применение умений по определению стиля речи |
Студенты выполняют задание по определению стиля речи (Листы с заданиями, задание 3) |
9 |
Подведение итогов занятия |
5 |
Ответы на вопросы преподавателя. Рефлексия. Выставление оценок. |
Отвечают на вопросы. Выставляют оценку |
I. Организационный момент. Целеустановка.
Цель нашего сегодняшнего занятия: вспомнить и повторить знания о тексте, видах связи между предложениями в тексте, стилях речи и их признаках; отработать данные навыки на упражнениях и тестах
Ваши задачи:
- повторить теоретические сведения о тексте, видах связи между предложениями, стилях речи;
- выделить исходные тексты из псевдотекста;
- определить виды связи между предложениями в предложенных текстах;
- определить стили речи текстов.
II. Актуализация знаний студентов.
В течение занятия вы будете выполнять задания и ответы записывать в Таблицу ответов.
Положите перед собой Таблицу ответов, подпишите лист.
Сейчас мы выполним Словарную разминку. Я говорю определение, а вы в строчку через запятую записываете ответы
1. Словарная разминка «Узнай слово».
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.
· разговор двух или более лиц (диалог)
· несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
· тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение)
· стиль речи, цель которого – воздействовать на читателей или слушателей (публицистический)
· тип речи, который содержит рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности (повествование)
· одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)
· стиль речи, цель которого – сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)
· смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления (описание)
· монография, диссертация, доклад являются жанрами этого стиля (научный)
· обратный порядок слов в предложении (инверсия)
Обменяйтесь листами и проверьте.
Ответы на слайде, критерии оценивания написаны ниже таблицы ответов.
2. Создание проблемной ситуации.
Работа с псевдотекстом: предъявление студентам псевдотекста (у каждого студента отпечатанный текст, цветные карандаши)
Перед вами лист с псевдотекстом. Прочитайте текст.
ПСЕВДОТЕКСТ:
«В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ее главная составная часть – белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Работнику устанавливается 5-дневная 40-часовая рабочая неделя. Перевод на неполный рабочий день производится по дополнительной взаимной договоренности. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов – ферментов. А все ферменты являются белками. Работник выполняет свои обязанности по трудовому договору посменно, с продолжительностью смены 8 часов. Последовательность работы в смену попеременная (утро – вечер) и определяется месячным графиком, объявленным работнику не позднее, чем за три рабочих дня до начала нового месяца.
Беседа по прочитанному.
О чём этот текст? Можно ли понять мысль автора? (Это не текст)
Что такое текст? По каким признакам мы его определяем? (Тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершённость, стилевое единство)
Выделите из него 3 исходных текста. Для удобства можете пользоваться цветными карандашами.
ПРОВЕРКА. ЗАЧИТЫВАНИЕ ИСХОДНЫХ ТЕКСТОВ.
Текст № 1:
«В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо.
Текст № 2:
Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ее главная составная часть – белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов – ферментов. А все ферменты являются белками.
Текст № 3:
Работнику устанавливается 5-дневная 40-часовая рабочая неделя. Перевод на неполный рабочий день производится по дополнительной взаимной договоренности.
Работник выполняет свои обязанности по трудовому договору посменно, с продолжительностью смены 8 часов. Последовательность работы в смену попеременная (утро – вечер) и определяется месячным графиком, объявленным работнику не позднее, чем за три рабочих дня до начала нового месяца.
III. Тестовый контроль (Задание 1)
- А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы можете из разрозненных предложений составить текст. Перед вами предложения, прочитайте их и выберите вариант расположения этих предложений в тексте.
Ответ: 4) ГАБВ
У вас на столе лежат листы с заданиями, выполняете задание 1 и результаты записываете в Таблицу ответов
Поменяйтесь листами с соседом и проверьте работу, поставьте оценку.
IV. Этап повторения знаний.
Преподаватель: Грамматическая связь между предложениями достигается благодаря установлению связей между предложениями.
Назовите виды связи между предложениями (цепная, параллельная)
Расскажите о цепной связи. Назовите способы выражения цепной связи
Ответ студентов:
Цепная связь - самый распространённый способ соединения предложений. Мысль в предложениях развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.
Способы выражения цепной связи:
- местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);
- лексические и синтаксические повторы;
- синонимические замены.
|
Анализ текста: При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.
Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.
Преподаватель: Расскажите о параллельной связи. Назовите признаки параллельной связи
Ответ студентов: Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль - тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль.
Признаки параллельной связи:
- параллелизм структуры предложений в тексте;
- единство форм выражения сказуемых
Преподаватель: в качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:Анализ текста: Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.
Преподаватель: Итак, давайте сделаем вывод.
V. Тестовый контроль (Задание 2)
|
- Мы повторили средства связи между предложениями, и теперь прочитайте тексты и определите, с помощью каких средств связи соединяются предложения?
Обратимся снова к листам с заданиями, вам нужно выполнить задание 2 и ответы записать в Таблицу ответов.
Поменяйтесь листами с соседом и проверьте работу, поставьте оценку.
|
VI. Этап повторения знаний
Преподаватель: Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем.
Фронтальный опрос:
СЛАЙД 1
- Отражением какого стиля является этот слайд? (научного)
- Назовите цель текста научного стиля? (Сообщение научной информации)
- Перечислите сферы использования текстов научного стиля? (Тест научного стиля используется в науке, технике, образовании)
- Назовите жанры научного стиля? (Жанрами научного стиля являются учебники, монография, диссертация, реферат, доклад, курсовая работа)
СЛАЙД 2
- Жанры какого стиля изображены на слайде? (публицистического)
- Назовите жанры публицистического стиля? (Жанрами публицистического стиля являются очерки, статья, интервью, репортаж, выступление, дискуссия)
- Назовите цель текста публицистического стиля? (Сообщение информации и воздействие на читателя, слушателя)
- Перечислите сферы использования текстов публицистического стиля? (Тест публицистического стиля используется в средствах массовой информации, публичных выступлениях)
СЛАЙД 3
- Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности являются характерными чертами какого стиля? (официально-делового)
- Назовите жанры официально-делового стиля? (Законодательные документы, деловые бумаги)
СЛАЙД 4
- Отражением какого стиля является этот слайд? (художественного)
- Назовите жанры художественного стиля? (Жанрами художественного стиля являются рассказы, повести, романы, поэмы, лирические стихотворения)
СЛАЙД 5
- Этот слайд – пример какого стиля? (разговорного)
- Какова цель текста разговорного стиля? (Установление межличностных отношений)
VII. Тестовый контроль (Задание 3)
- Положите перед собой листы с заданиями, выполните задание 3 и ответы запишите в Таблицу ответов
|
- Поменяйтесь листами с соседом и проверьте работу, поставьте оценку за это задание и выставите итоговую оценку за работу на занятии.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Целью нашего занятия было повторение знаний о тексте, видах связи между предложениями и стилях речи, отработка навыков составления текста, определения видов связи между предложениями и стилей речи.
Итак, скажите, насколько баллов вы справились с заданиями? (Количество «5», «4», «3»)
Нарисуйте на листе с ответами смайлика, отражающего ваше настроение сейчас. Спасибо.