Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Интегрированный урок в 10-11 классе "Демографические показатели популяции"

Дата публикации: 2019-03-19 09:05:07
Статью разместил(а):
Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна

Интегрированный урок в 10-11 классе

"Демографические показатели популяции"

Автор: Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна

 

Цели:

- Образовательные: сформировать знания о популяциях; изучить их свойства, структуру, демографические показатели; охарактеризовать современные проблемы демографической ситуации.

- Развивающие: развить у учащихся познавательные навыки поиска и анализа информации; дать первичный опыт анализа демографической ситуации с точки зрения характеристик популяции.

- Воспитывающие: воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний; раскрыть возможность выбора поведенческих моделей каждым жителем России Сформировать у учащихся навыки ответа на вопросы итоговой аттестации в форме ЕГЭ (Задания части С ).

Вид занятия : Интегрированное занятие , лекция с элементами беседы и самостоятельной работы

Тип урока: комбинированный

Из программы: популяция, демографические характеристики популяции, использование демографических показателей популяций в cельском и лесном хозяйстве, в промысле, в медицине, в человеческом обществе.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии: развития умственной деятельности – проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые, технологии группового обучения, здоровьесберегающие технологии.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

В настоящее время наиболее яркие открытия происходят на стыке наук. Возникают новые науки: биоинженерия, бионика, биоинформатика. Это яркий пример интеграций наук. Сегодня на уроке мы с вами совместим материал биологии и обществознания. По биологии мы изучили тему: Популяция, по обществознанию – Проблемы современной демографии. Как совместим эти две темы.

Итак, тема сегодняшнего урока: 

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Вопросы:  - Что является структурной единицей вида и эволюции?

                  - Дайте определение понятия «популяция».

                  - Составим характеристику популяции в целом

                  - Приведите примеры популяций.

Дополнительный материал: презентация о группировках внутри популяции ( подготовлен учащимися)

Вопрос: Почему эти группы мы не можем назвать популяциями. (Не способны устойчиво поддерживать сами себя – могут распадаться.

Групповая работа – в форме дискуссии:

Задают вопросы друг другу.

III. Изучение нового материала.

В биотических сообществах каждая популяция играет отведенную ей роль, составляя с популяциями других видов, некое природное единство, развивающееся по своим законам.

Для понимания этих законов очень важно знать основные экологические характеристики популяции.

К основным экологическим характеристикам популяции относятся:

- плотность расселения

- общая численность особей

- скорость роста

- продолжительность жизни

- количество производимого потомства

Эти характеристики называются демографические показатели популяции.

Они очень важны для предугадывания возможных изменений, происходящих как в отдельных популяциях, так и во всем сообществе или экосистеме.

Вопрос: Можно ли такие характеристики, как рождаемость, смертность, возрастной состав и численность особей рассматривать на уровне организменном (отдельного организма)?

Нет. Они имеют смысл только на групповом уровне, т.е. популяционно-видовом. Отдельный организм рождается, стареет и умирает, поэтому применительно к ней нельзя говорить  о рождаемости, смертности, возрастной структуре, численности.

Задание: (парная работа) Изучить, рассмотреть основные демографические показатели популяции.

1 пара - Плотность популяции.

2 пара – Рождаемость.

3 пара - Смертность.

4 пара – Возрастная структура.

Запись на готовых карточках

Характеристика

Определение, значение

1.      Плотность

 

2.      Рождаемость

 

3.      Смертность

 

4.      Возрастной состав

 

5.      Половой состав

Соотношение полов

Имеет прямое отношение к воспроизводству популяции и её усточивости

Первичная – определяется генетическими механизмами 1:1

вторичная – на момент рождения

третичная – среди взрослых животных.

Учитель обществознания. (материал по демографии, социальные аспекты)

IV. Рефлексия.

Делаем выводы:

Для чего нужно знать демографические показатели популяции?

Знания имеют практическое значение. (это необходимо для рационального использования видов: для правильного планирования рубки леса, упорядочение промысла, охраны редких видов, изучение популяций, например, мелких грызунов, как переносчиков опасных для человека возбудителей заболеваний, регулирование численности вредителей сельского хозяйства).

На развитие популяции, на их устойчивость влияют биологические и социальные факторы. Какие?

Биологические: условия среды (абиотические), наследственная изменчивость (мутации,генофонд, скрещивание - обмен генетической информацией), антропогенные факторы (загрязнение )

Проблемная задача: фри чайлд, как вы относитесь к этому движению?

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь