Использование разноуровневого обучения – реализация качеств обучающихся
Использование технологии разноуровневого обучения – максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся
Автор: Клемешова Татьяна Николаевна
Липовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ», Пичаевский р-н Тамбовской области
«Все дети разные,
и надо дать возможность каждому
развиваться с собственной скоростью»
(Ян Амос Каменский «Великая дидактика»)
Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей.
«Дифференцированное обучение» в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы учащихся:
I группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к химии и другим предметам. От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями. Большая часть этих школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии не справляющихся с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, развитию чувства собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска источника удовлетворения в других сферах.
II группа со средним уровнем обученности. Для детей, обладающих менее богатыми или менее гармоническими задатками, но развивающихся в пределах возрастной нормы, решающее значение имеют мотивирующая и тренировочная функция образовательной среды.
III группа с высоким уровнем обученности, которые включают две подгруппы:
- с устойчивым интересом к химии;
- с устойчивым интересом к другим предметам.
«Затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в средней школе. В этом случае внешняя дифференциация обучения могла бы помочь ответить на многие вопросы, связанные с развитием нестандартной личности. В противном случае развитие одаренных детей тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и направленность личности на интеллектуальный труд
Проблема дифференцированного подхода актуальна в курсе химии, так как идет сокращение учебных часов, но в тоже время необходимо подготовить всех учащихся к итоговой аттестации по данному курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся.
Сущность дифференцированного подхода заключается:
- В обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;
- В обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;
- В обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
- Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
- Проведение диагностики по выбранному критерию.
- Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
- Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Дифференциация:
- Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное)
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 15 по его положению в Периодической системе |
||
Составьте электронные формулы атома и иона кислорода |
||
Сравните их строение |
- Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Работе с текстом:
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
составить план рассказа по изучаемой теме |
подготовить тезисы по этой теме |
составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Определите массовую долю 16 г NaOH в 200 г раствора. |
Из 320 5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе? |
Из 320 5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе? Сколько молекул воды выпарили? |
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания) |
Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.) |
Творческие (возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи) |
Решите уравнения, используя схему: KNO3 → Cu (NO3)2 → Ni (NO3)2 → |
Приведите примеры реакций, отражающих разложение солей азотной кислоты при нагревании. Напишите реакции разложения нитрата аммония, можно ли включить это уравнение в схему разложения солей азотной кислоты. |
Составьте план проведения эксперимента отражающий разложение солей азотной кислоты. Какие правила техники безопасности при этом необходимо соблюдать |
- По характеру помощи:
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
||
Получают подробный план-памятку |
Получают краткую инструкцию |
Задания выполняются без помощи учителя |
||
Практическая работа «Качественные реакции на анионы» |
||||
1. К 1 мл NaCl добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка 2. К 1 мл KBr добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка 3. К 1 мл KI добавьте AgNO31. К 1 мл KCl добавить AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка |
В трех пробирках находятся растворы 3 солей: Na2SO4, K3PO4, Na2CO3. Среди предложенных реактивов. выберите необходимые и проведите качественные реакции. |
Определите какие анионы находятся в предложенном растворе, используя предложенные реактивы |
Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах урока, иногда целесообразно включать лишь отдельные его элементы. Если новый материал дается фронтально, уровневую дифференциацию можно использовать при закреплении нового материала, при даче и проверке домашнего задания, а также при написании проверочных работ.
Домашние задания.
Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке. Кроме того, в современных учебниках О.С. Габриеляна после параграфов очень часто предлагаются задания уже дифференцированные. Например, написать уравнения реакций, соответствующие определённой схеме, и таких схем предлагается несколько. Задавая домашнее задание, оговариваю, что при выполнении такого-то номера упражнения вы вправе выбрать то, что считаете нужным. Часто сильные ребята спрашивают: «А можно сделать всё?»
Итоговый контроль знаний.
В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.
Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:
- для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,
- задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,
- нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.
Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий.
“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.
Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решению вопросов.
Дополнительные задания.
В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.
Самое простое задание – найти конкретную информацию.
Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы.
Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.
Наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.
В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не “навсегда”. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить, советовать какое задание выбрать, но право выбора остается за учеником.
Осуществляя контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности. Не будем забывать о том, что изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся необходимо определить, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).
Критерии оценивания:
Репродуктивный (отметка «3»)
Продуктивный (отметка «4»)
Творческий (отметка «5»)
Дифференцированный подход на основных этапах урока.
Графический диктант.
Сравнение строения и свойств предельных и непредельных углеводородов.
Варианты: 1. этан 2. этилен 3. ацетилен
Вопросы:
- Валентность атомов углерода в молекулах до предела насыщены водородом.
2. Между атомами углерода в молекулах имеется одна p-связь, тип гибридизации SP2.
3. Длина связи С - С составляет 0,120 нм, тип гибридизации SP.
4. Между атомами углерода в молекулах имеются две - связи.
5. Связь между атомами углерода в молекуле одинарная (простая), тип гибридизации SP3
6. Характер связи С - С определяет тип реакции присоединения.
7. Характер связи С - С определяет тип реакции замещения.
8. Связь между атомами в молекуле тройная, валентный угол 180°.
9. Качественная реакция: обесцвечивание бромной воды и перманганата калия.
10. На каждый атом углерода в молекуле до полного насыщения не хватает по одному атому водорода.
11. Между атомами углерода в молекулах имеется только d(сигма) связь.
А теперь предлагаю выполнить задания на уроке химии в 10 классе (урок систематизации знаний).
1 уровень: Какая из приведённых общих формул углеводородов соответствует алканам: СnH2n-2, CnH2n, CnH2n+2, CnH2n-6 ?
2 уровень: Укажите пары гомологов: этан и этилен, пропан и этан, бутан и изобутан, гексан и гептан, метан и октан.
3 уровень: Сколько веществ изображено следующими формулами:
СН2=СН-СН2-СН3; СН3-СН2-СН=СН2; СН3-СН2-СН3
Ответы:
- CnH2n+2
- Пропан и этан, гексан и гептан, метан и октан.
- Два.
Итоги.
Итак, разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению.