Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование разноуровневого обучения – реализация качеств обучающихся

Дата публикации: 2019-03-20 16:54:25
Статью разместил(а):
Клемешова Татьяна Николаевна

Использование технологии разноуровневого обучения – максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся

Автор: Клемешова Татьяна Николаевна

Липовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ», Пичаевский р-н Тамбовской области

 

«Все дети разные,

и надо дать возможность каждому

развиваться с собственной скоростью»

(Ян Амос Каменский «Великая дидактика»)

 

Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей.

«Дифференцированное обучение» в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы учащихся:

I группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к химии и другим предметам.   От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями. Большая часть этих школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии не справляющихся с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, развитию чувства собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска источника удовлетворения в других сферах.

II группа со средним уровнем обученности. Для детей, обладающих менее богатыми или менее гармоническими задатками, но развивающихся в пределах возрастной нормы, решающее значение имеют мотивирующая и тренировочная функция образовательной среды.

III группа с высоким уровнем обученности, которые  включают две подгруппы:

  • с устойчивым интересом к химии; 
  • с устойчивым интересом к другим предметам.

«Затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в средней школе. В этом случае внешняя дифференциация обучения могла бы помочь ответить на многие вопросы, связанные с развитием нестандартной личности. В противном случае развитие одаренных детей тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и направленность личности на интеллектуальный труд

Проблема дифференцированного подхода актуальна в курсе химии, так как идет сокращение учебных часов, но в тоже время необходимо подготовить всех учащихся к итоговой аттестации по данному курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся.

Сущность дифференцированного подхода заключается:

  1. В обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями; 
  2. В обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности; 
  3. В обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

  1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
  3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
  4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

 

Дифференциация:

  1. Дифференциация по объему учебного материала.

Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 15 по его положению в Периодической системе

 

Составьте электронные формулы атома и иона кислорода

   

Сравните их строение

 

  1. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Работе с текстом:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

составить план рассказа по изучаемой теме

подготовить тезисы по этой теме

составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Определите массовую долю 16 г NaOH  в 200 г раствора.

Из 320  5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе?

Из 320  5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе? Сколько молекул воды выпарили?

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

Творческие (возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи)

Решите уравнения, используя схему:

KNO3 →

Cu (NO3)2 →

Ni (NO3)2 →

Приведите примеры реакций, отражающих разложение солей азотной кислоты при нагревании.

Напишите реакции разложения нитрата аммония, можно ли включить это уравнение в схему разложения солей азотной кислоты.

Составьте план проведения эксперимента отражающий разложение солей азотной кислоты. Какие правила техники безопасности при этом необходимо соблюдать

  1. По характеру помощи: 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

 Получают подробный план-памятку

Получают краткую инструкцию

Задания выполняются без помощи учителя

Практическая работа «Качественные реакции на анионы»

1. К 1 мл NaCl добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

2. К 1 мл KBr добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

3. К 1 мл KI добавьте AgNO31. К 1 мл KCl добавить AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

В трех пробирках находятся растворы 3 солей: Na2SO4, K3PO4, Na2CO3. Среди предложенных реактивов. выберите необходимые и проведите качественные реакции.

Определите какие анионы находятся в предложенном растворе, используя предложенные реактивы

 

Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах урока, иногда целесообразно включать лишь отдельные его элементы. Если новый материал дается фронтально, уровневую дифференциацию можно использовать при закреплении нового материала, при даче и проверке домашнего задания, а также при написании проверочных работ.

Домашние задания.

Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке. Кроме того, в современных учебниках О.С. Габриеляна после параграфов очень часто предлагаются задания уже дифференцированные. Например, написать уравнения реакций, соответствующие определённой схеме, и таких схем предлагается несколько. Задавая домашнее задание, оговариваю, что при выполнении такого-то номера упражнения вы вправе выбрать то, что считаете нужным. Часто сильные ребята спрашивают: «А можно сделать всё?»

Итоговый контроль знаний.

В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.

Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению: 

- для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,

- задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,

- нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.

Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий.

“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.

Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решению вопросов.

Дополнительные задания.

В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.

Самое простое задание – найти конкретную информацию.

 Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы.                                                      

Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.

Наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.

В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не “навсегда”. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить, советовать какое задание выбрать, но право выбора остается за учеником.

Осуществляя контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности. Не будем забывать о том, что изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся необходимо определить, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).

 

Критерии оценивания:

Репродуктивный (отметка «3»)

Продуктивный (отметка «4»)

Творческий (отметка «5»)

 

Дифференцированный подход на основных этапах урока.

Графический диктант. 
Сравнение строения и свойств предельных и непредельных углеводородов.

Варианты: 1. этан 2. этилен 3. ацетилен

Вопросы:

  1. Валентность атомов углерода в молекулах до предела насыщены водородом. 
    2. Между атомами углерода в молекулах имеется одна   p-связь, тип гибридизации SP2. 
    3. Длина связи С - С составляет 0,120 нм, тип гибридизации SP. 
    4. Между атомами углерода в молекулах имеются две   - связи. 
    5. Связь между атомами углерода в молекуле одинарная (простая), тип гибридизации SP3
    6. Характер связи С - С определяет тип реакции присоединения. 
    7. Характер связи С - С определяет тип реакции замещения. 
    8. Связь между атомами в молекуле тройная, валентный угол 180°. 
    9. Качественная реакция: обесцвечивание бромной воды и перманганата калия. 
    10. На каждый атом углерода в молекуле до полного насыщения не хватает по одному атому водорода. 
    11. Между атомами углерода в молекулах имеется только   d(сигма) связь.

 

А теперь предлагаю выполнить задания на уроке химии в 10 классе (урок систематизации знаний).

1 уровень: Какая из приведённых общих формул углеводородов соответствует алканам: СnH2n-2, CnH2n, CnH2n+2, CnH2n-6 ?

2 уровень: Укажите пары гомологов: этан и этилен, пропан и этан, бутан и изобутан,  гексан и гептан, метан и октан.

3 уровень: Сколько веществ изображено следующими формулами:

СН2=СН-СН2-СН3; СН3-СН2-СН=СН2; СН3-СН2-СН3

Ответы:

  1. CnH2n+2
  2. Пропан и этан, гексан и гептан, метан и октан.
  3. Два.

 

Итоги.

Итак, разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь