Формирование и оценка коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания
Формирование и оценка коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания
Автор: Серова Вера Владимировна
МАОУ «Гимназия города Юрги»
"Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми"
Теодор Рузвельт
"Убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства"
А.В. Луначарский
"Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения"
А. де Сент-Экзюпери
Никто не будет спорить, что общение открывает возможности интеллектуального и эмоционального развития. Что важнее для успешной коммуникации в педагогическом процессе: умение ясно говорить или умение внимательно слушать? Конечно, и то, и другое.
Для развития коммуникационных компетенций главный канал – подражание и имитация. Поэтому коммуникативные умения учителя являются определяющими, особенно на начальном этапе формирования коммуникативных УУД учеников.
Специалисты советуют использовать важные техники эффективной коммуникации:
1. Комплименты (похвала).
2. Я – высказывание.
3. Конструктивная критика (Плюс – Минус – Плюс).
4. Умение говорить.
5. Благодарность.
Коммуникативные УУД можно разделить на две группы (В.Б. Пятунин): речевые (умение говорить) и организационные (умение общаться и взаимодействовать)
Речевые:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
- формулировать и отстаивать свое мнение
Организационные:
- учебное сотрудничество, работа в группах, разрешение конфликтов
Остановимся на речевых. В книге И.А. Зимней «Педагогическая психология» анализируются виды речевых (коммуникативных) задач: описание, объяснение, доказательство и убеждение.
Каждая задача имеет свои способы формирования. Задания на описание, не смотря на свою простоту, дают возможность формировать монологическую речь. А монолог учащегося – едва ли не высшая ценность урока. Хотя, нужно согласиться, лучший способ формирования коммуникативных УУД – это диалог.
Задания:
1. Составление исторического портрета (описание жизни и деятельности кого-либо)
2. Описать конкретное событие, используя карту
3. Описание и характеристика взглядов философа, социолога и т.д.
Здесь важно на первых порах, пишут специалисты, снабжать детей схемами, шаблонами ответов, а еще лучше – разрабатывать их вместе, это дает больший педагогический эффект. Дети гораздо лучше понимают, что от них требуется, если участвуют в разработке памяток, рекомендаций, системы оценки.
Объяснение – более сложный вид речевой деятельности. Здесь требуется привлечение теоретических знаний, апеллирование к логике, а не к чувствам.
Для этого в наших предметах существует масса заданий:
1. Объясните, почему произошло то или иное историческое событие.
2. Выявите и прокомментируйте основные существенные признаки данного понятия.
3. Какие закономерности развития государств в конкретный период времени мы можем наблюдать?
4. Поставьте себя на место исторического деятеля и объясните его поведение в конкретной ситуации.
В данном случае важно научиться смысловому чтению - через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).
Доказательство – обоснование определенной точки зрения посредством приведения аргументов. Какие же приемы существуют для формирования данного вида речевой деятельности? Прежде всего, это дискуссия как форма учебного сотрудничества, в котором формируются и речевые, и организационные учебные действия. Для нее необходимо наличие противоположных мнений. А их у нас предостаточно. Целью дискуссии является установление истины, а это возможно при соблюдении правил ведения дискуссии, где формируются умения слушать и слышать, развиваются эмпатия, уважение к мнению собеседника, речевые навыки.
Это возможно сделать через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.
Задания могут быть следующего плана:
1. Существуют две основные точки зрения на правление Александра III: время реформ или время реакции, и т.д. Причем, это задание полезно проводить как в устном виде, так и в письменном. Только аргументы во втором случае нужно приводить в защиту и одной, и другой точек зрения.
Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Памятник Ивану Грозному: нужен или нет?», «Толерантность: за и против», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?»
2. Написание обществоведческого эссе. Главное в нем – аргументировать свою точку зрения с опорой и на теоретические положения, примеры из общественной практики, произведений литературы и искусства, знаний из школьных предметов, на свой социальный опыт.
Как показывает практика, такого опыта у старшеклассников недостаточно, хоть они и погружены в информационную среду. Поэтому задания: посмотреть конкретный (хороший) фильм, посмотреть новости и подготовить информацию о политических событиях, прочитать книгу и кратко изложить ее содержание, составить выступление по актуальной проблеме, - помогают этот опыт накапливать. И очень полезно устраивать коллективное чтение и обсуждение, как обществоведческих эссе, так и исторических сочинений.
И, наконец, убеждение, как одна из самых сложных коммуникативных задач. Здесь уже нужно приводить доказательства, способные убедить в своей правоте. Этого возможно достичь через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.
При освоении учебного материала заданий такого рода много.
1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден (здесь нужна опора на знание фактов).
2. Докажите, что Москва времён Ивана Калиты стала экономическим и политическим и духовным центром северо-востока Руси.
3. Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
4. Как доказать, что я личность (это уже переходит рамки коммуникационных задач).
5. Проведение дискуссий, диспутов.
Типовые задания формирования коммуникативных УУД
Задание 1: «Бумажная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 10–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся – распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Довольны ли вы результатом?
2. Кто был лидером, а кто – ведомым?
3. Правильно ли были распределены роли в группе?
4. Легко ли было договариваться?
5. Можете ли вы назвать себя коллективом?
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение презентовать свой продукт
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь.
Задание 2. «Кто прав?»
Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия).
Форма выполнения задания: работа в парах и в группах.
Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).
Материал: карточки с текстом задания.
Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.
Критерии оценивания:
• понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
• понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
• учёт разных мнений и умение обосновать собственное;
• учёт разных потребностей и интересов.
Задание 3. «Общее мнение»
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3-4 человека.
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу, например, почему надо выполнять обещание?
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
• умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
• отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).
После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д.
В ходе подготовки материала обратила внимание, что некоторые теоретики и, особенно, практики, обращают внимание на то, что оценивать организационные умения (учебное сотрудничество и совместную деятельность) очень сложно или вообще это не может являться объектом контроля. Как же оценивать коммуникативные учебные действия? Какие методы существуют?
Это, прежде всего, наблюдение на основе использования критериев оценивания выступления, сообщения, групповой работы, с использованием взаимо- и самооценки. Таких критериев разработано достаточно. В том числе, при формировании письменной речи активно используются критерии оценивания заданий ГИА, сопровождаемые совместных их чтением и обсуждением. Для этого существуют различные способы.
Схема (карточка) наблюдений:
№ п/п |
ФИО участников |
Критерии наблюдения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Задаёт вопросы по теме |
Отвечает на вопросы |
Высказывает идеи |
Отстаивает свою точку зрения |
Ставит задачи (определяет этапы) |
Определяет исполнителей |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.
Особенность использования техник формирующего оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формирующее оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Компонентами формирующего оценивания являются:
- нание и понимание учащимися целей обучения
- эффективная обратная связь с учениками
- активное участие учащихся в процессе собственного познания
- знание и понимание учащимися критериев оценивания
- возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
- корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Приведем примеры эффективной обратной связи:
1. Учитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами.
2. В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными.
3. Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением.
В работе по формированию коммуникативных УУД полезно использовать разработанные критерии оценивания доклада, презентации, проектной деятельности.
Критерии оценивания доклада:
«5» - обоснован выбор темы, составлен и выдержан план доклада, материал логически выстроен, грамотно изложен, украшен интересными фактами, деталями, иллюстрирующими основные положения доклада, есть выводы по основным вопросам.
«4» - обоснован выбор темы, составлен и в основном выдержан план доклада, материал логически выстроен, грамотно изложен, недостаточно проработан в деталях, сделаны не все возможные выводы.
«3» - заявлена тема, составлен план доклада, изложение недостаточно грамотное и полное, сведения отрывочны, нет основных выводов по теме.
Критерии оценивания работы групп в проектной деятельности:
Требования |
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
1. Полнота и разнообразие представленного материала |
Материал полно и с разных сторон характеризует изучаемые вопросы, помогает решить проблему |
Материал в общих чертах характеризует тему, позволяет понять решаемую проблему |
Материал частично характеризует тему |
2. Наличие выводов и ответов на поставленные учебные и проблемные вопросы |
Вопросы четко сформулированы, сделаны выводы по теме, присутствует собственная точка зрения, которая аргументирована |
Вопросы сформулированы, сделаны некоторые выводы по теме, мнение авторов понятно, до конца не аргументировано |
Вопросы поставлены, частично присутствуют ответы на них, отсутствует своя позиция |
3. Грамотность изложения |
Изложение материала грамотное, сопровождается необходимыми пояснениями |
Изложение материала грамотное, не ясны некоторые детали, есть небольшие недочеты |
Материал изложен непоследовательно, есть ошибки |
4. Степень участия каждого члена команды в работе |
Роли в группе распределены четко, каждый выполнил свою задачу, активность в работе и представлении материала |
Роли в группе распределены, есть некоторые проблемы с выполнением отдельных задач, пассивное участие 1-2 членов группы |
Роли в группе в целом определены, работа выполнялась 1-2 членами группы, остальные не участвовали в процессе поиска информации и создании продукта, совместное представление готовой работы |
5. Практическая полезность созданного продукта |
Продукт без доработок можно использовать для выставки, проведения уроков, проверки знаний, во внеклассной работе |
Продукт можно использовать в работе с небольшими доработками |
Необходима дополнительная работа по приведению продукта в состояние использования |
6. Эстетическое оформление работы |
Работа сделана и представлена в соответствии с требованиями к оформлению |
Соблюдены основные требования к оформлению работы |
Есть ошибки в оформлении |
7. Наличие списка использованной литературы |
Список литературы присутствует и оформлен в соответствии с правилами |
Список литературы присутствует, оформление с недочетами |
Список литературы недостаточен, указаны не все источники, использованные в работе |
Бланк оценивания презентации одноклассниками (по проекту «Петр I и современность») |
|
Команда учеников __________________________Дата _________ Проект _____________________ Эксперт ___________________
|
Самооценивание совместной работы:
· Примеры того, что я предложил при планировании проекта:
· Примеры того, что я внес в выполнение проекта:
· Примеры моих идей, которые помогли проекту
· Примеры того, как я помог группе удержать внимание на цели проекта:
· Примеры стратегий, которые я использовал для разрешения конфликтов и решения проблем:
· Что мне больше всего понравилось в проекте:
o Причины
· Что я узнал из этого проекта:
o Причины
· Примеры того, что я попытаюсь использовать в работе над следующим проектом:
Вопросы для рефлексии:
|