Методика обучения сочинению на уроках литературы

Дата публикации: 2019-04-28 16:43:39
Статью разместил(а):
Середина Елена Георгиевна

Методика обучения сочинению на уроках литературы

Автор: Середина Елена Георгиевна

 

Сочинение на уроках литературы, как правило, является заключительным этапом работы над изучаемым текстом. Чаще всего сочинение предлагается по типу рассуждения и строится по классической схеме: вступление, основная часть и заключение.

Сочинение-рассуждение - одна из самых сложных ступеней в обучении детей, но в то же время одна из самых, на мой взгляд, интересных. Чтобы перейти непосредственно к обучению написания сочинений, определимся на какие типы можно разделить все сочинения по литературе.

Сочинение-описание. В таком сочинении работаем над описанием героя, а также описываем картины, пейзаж, интерьер. Особенность этих сочинений в том, что при их написании нужно постепенно переходить от общего к частному. Главное здесь правильно выбрать художественно- изобразительные средства и уместно предоставить их в своём тексте. Ученик как бы всё время отвечает на вопрос «какой» и все его формы, описывая выбранный объект. Постоянно напоминаю детям, что они так должны описать объект, чтобы читатель представил его максимально достоверно. А при описании картины у читателя должно появиться желание увидеть описываемый вами объект. При проверке таких сочинений ребята сами говорят, в каком сочинении описываемый объект вызвал наибольшее желание увидеть или представить его.

Cочинение-повествование, это рассказ. Здесь главное структура изложения материала. В данном тексте обязательны завязка, кульминация, развязка, то есть это рассказ о каком-то событии, или произошедшем действии, предполагает такое сочинение  развитие сюжета. Вопрос, который дети держат в голове- «что будет дальше», у читателя здесь очень важно вызвать интерес к тому, чем закончится действие, куда приведут события. Эти сочинения не сложные, но часто дети не умеют развить именно последовательность описания действий, и именно на это следует обратить особое внимание. Учим детей не «перепрыгивать», а в хронологической последовательности описывать события.

Сочинение-рассуждение. Работа над таким сочинением одна из самых сложных. К этому типу относятся такие жанры, как эссе, отзывы, обзоры, очерки, сочинения на свободную тему. Здесь важно найти и правильно сформулировать проблему. Затем начинать приводить аргументы для доказательства выдвинутого тезиса, то есть ищем примеры из текста, подтверждающие тезис. А заканчивается сочинение подведением итога, как бы выводом, или ответом на главный вопрос. Над этим сочинением работать необходимо начинать уже в 5- 6 классах. Так ребята с удовольствием рассуждают на уроках литературы по проблемам, поставленным в романе «Дубровский». Отвечаем на вопросы «Владимир разбойник или нет?», «Почему Маша не убежала с Владимиром?». Главное, чтобы дети умели приводить твёрдые аргументы, опираясь на текст, могли убедить читателя в доказательстве своих мыслей.

Есть сочинения, над которыми чаще всего работают в школе:

1. Сочинения о литературном герое. При написании такого сочинения дети дают характеристику герою, описывают его внешность, дают оценку внутреннему миру, находят детали, помогающие раскрыть внутренний мир литературного героя, также отыскивают художественные приёмы, используемые автором для раскрытия образа. Это помогает детям за внешним видом героя видеть его душу, понять внутренний мир. Учатся давать анализ эпохе, в которой живёт литературный герой, думать, почему автор так или иначе работает с этим образом, чему учит, что хочет сказать. А всё это даёт детям возможность думать, рассуждать.

2. Часты написания сочинений на основе анализа предложенного эпизода. Как правило, такой эпизод может играть большую роль в раскрытии характера героя, или проблемы, поставленной автором, что немаловажно в понимании всего произведения в целом. И на небольшом эпизоде ребята учатся анализировать и писать сочинения- рассуждения.

3. Можно писать сочинения на анализе всего литературного произведения, но, конечно, это будет не роман, потому что анализ всего романа в сочинении, конечно, не сделать. Анализируя роман, берём только узкую или широкую, но конкретную тему, или опять же анализ эпизода.

4. А самое сложное - это написание сочинений проблемного характера, в котором дети, рассуждая и доказывая свои мысли аргументами из предложенного текста, отвечают на вопрос «почему»? вот здесь-то и нужно очень глубокие знания, и понимание прочитанного текста.

Первый шаг при написании любого сочинения- это умение разбираться в формулировке темы, находить в ней главные (ключевые) слова, которые определяют дальнейшее рассуждение, умение строить последовательно и точно свои мысли.

Важным приёмом на первом этапе обучения написанию сочинения является умение составить план будущего сочинения, так как он задает рамки и помогает последовательно излагать мысли. Учить составлению плана необходимо на самом раннем этапе обучения написанию сочинения.

Чтобы научиться выделять композиционные части, нужно после прочтения произведения предлагать детям составлять его план, выделяя основные части. Можно сначала составлять план будущего сочинения, потом собирать рабочий материал. Но также можно сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Поэтому уже в пятом классе на уроке отводится время для составления плана. Сначала даётся готовый план, обсуждается, беседа строится по диалогу:

- почему взят именно этот пункт,

- согласны ли вы с таким пунктом плана,

- можете ли предложить что-то своё,

- не пропущено ли что-то, на ваш взгляд, важное для раскрытия предложенной темы,

- может что-то стоит добавить, по- вашему и т.д.

Вторым важным этапом написания сочинения является выбор сочинения по типу написания. Дети уже научены определять и отличать рассуждение, описание и повествование. А теперь только вносим такое понятие, как, например, рассуждение с элементами описания, или повествования, или что-то ещё. Подчеркнём, что любые элементы нужны для раскрытия темы, а не просто для количества слов. Поэтому, включаем только те элементы, которые помогают раскрыть тему сочинения.

Важно также научить ребят подбору эпиграфа. Он должен помочь в раскрытии темы, поэтому дома дети подбирают эпиграф к нескольким темам. А в классе обсуждаются и выбираются более удачные. В поисках эпиграфа дети перелистывают книги, роются в различной литературе, перечитывают стихи, какие- то мысли классиков, крылатые выражения, учатся думать, рассуждать, что очень важно.

Так на уроке обучающего сочинения по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека». 

Для обсуждения предлагаются темы

- «Счастлив ли герой рассказа?»,

- «Сила и слабость Андрея Соколова»

- «В чём смысл жизни главного героя рассказа».

Нам необходимо определить идеи сочинения, тип, структуру, найти основные приёмы раскрытия темы, подобрать эпиграф, предложить аргументы для раскрытия темы, ещё раз перелистав страницы рассказа Шолохова.

Все три предложенные темы- это сочинения- рассуждения. Прошу детей на первый вопрос ответить устно и сразу же доказать почему они так решили. Если счастлив, то почему, если несчастлив, то тоже почему. Если текст детьми прочитан и понят, то именно с этой темой они справляются легко. После этого прошу составить план для последовательного изложения мыслей. И последнее, на что обращаю внимание- это какие элементы включим в сочинение? Почти все учащиеся утверждают, что описание внешности героя, выразительность глаз, рабочие руки и т. д. можно включить портрет Ванюшки, его образ покажет душевное одиночество и тоску по родительскому теплу и любви.

Вторые темы точно также рассматриваем на уроке, обсуждаем тип сочинения, план, к каждому сочинению дети зачитывают подобранные ими эпиграфы.

Уже с пятого класса ребёнок должен понять и осознать, что, не зная произведения, правильного сочинения не напишешь. Поэтому на самых первых уроках литературы нужно заинтересовывать, а потом и требовать, чтобы любой изучаемый на литературе текст был обязательно прочитан, и прочитан внимательно! Раз уж вернули в школы сочинения, надо читать!

Первое, на что надо обращать внимание детей- это написание сочинения строго по теме. Отойти от темы нельзя! Об этом напоминаем и учим детей правильно раскрывать тему. Например, тема сочинения «Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых». А ученик пишет в сочинении об отношениях только Одинцовой и Базарова, начиная с их первой встречи до её приезда к нему умирающему. А ведь важно было раскрыть и сравнить это чувство среди данных героев, а не описывать чувства только главного героя.

Поэтому внимательно изучаем тему сочинения. Если дана тема: «Лишние люди в произведениях Пушкина и Лермонтова», значит, нужно будет ограничиться произведениями только этих авторов, не нужно включать в сочинение ни Гоголя, ни Достоевского, пытаясь показать свою начитанность. Но и внимательно отобрать тексты этих авторов, доказать, как они рассматривали в своих произведениях данную тему.

Тема сочинения "Гражданская лирика А.С. Пушкина"- тема более широкая и нужно проследить гражданскую лирику во всём творчестве поэта, опять же отобрав стихи именно этой направленности. 

Ученикам необходимо очень внимательно проанализировать каждое слово в названии темы, выделить самое главное слово в названии, объяснить лексическое значение этого слова или понятия.

Сложны темы широкие. Так предложена тема сочинения "Пути духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Ищем главное слово в названии- «путь», поэтому в сочинении будет раскрываться последовательность изменения внутреннего мира героя, событий в его жизни, повлиявших на формирование его мыслей, жизненной позиции и характера.

Удачно идёт работа, когда ученики самостоятельно перечитывают готовые сочинения и определяют раскрыта ли заявленная тема, убедительны ли приведённые аргументы

Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, если она есть, почему не удалось раскрыть тему, как должна быть названа та тема, которая раскрыта в данном сочинении.

Довольно часто встречается ошибка, когда широкую тему сочинения ученик сужает, поэтому не может обозначить сути изложенного, тогда сочинение заканчивается, а тема не раскрыта. Важно научить детей выбирать несколько важных аргументов из текста, три примера- аргумента будет вполне достаточно для раскрытия темы.

В сочинении «Трагизм судьбы Печорина» можно выбрать такие аргументы, как одиночество героя в обществе, его способность к самоанализу и умение аналитически мыслить. Вот три этих примера из романа для раскрытия темы предложены, теперь останется оформить их в текст и можно делать вывод. Тема раскрыта.

Важно, чтобы дети поняли, что основную мысль сочинения они формулируют сами. Тема- это понятие очень широкое и в одной теме может быть далеко ни одна идея. И ребёнок должен понять, что выбрать нужно именно ту идею, от которой будет зависеть   содержание и раскрытие темы сочинения.

В любом сочинении также очень важна его композиция. 

Первый шаг при построении текста- обдумать произведение. При анализе выделяем тему, идею, кратко перескажем сюжет. При самой классической композиции начинаем со вступления, в котором нужно сообщить своему читателю тему или проблему (в старшем звене), над чем ты будешь работать. Вступление- смысловой центр сочинения, надо уметь определить понятия, которые будут рассмотрены в основной части. Вступления могут быть биографическими (краткие сведения об авторе), лирическими (твои размышления о прочитанном), историческими (краткие сведения об эпохе),  литературоведческое (дать определение терминов)

В основной части сочинения разберём, как правильно сформулировать проблему, как понята данная проблема, затем учимся определять авторскую позицию, то есть ищем ответ на вопрос, чему учить автор, что хотел донести до читателей. После этого учимся определять свою позицию, иначе, как смотришь ты на то, что утверждает автор, как ты смотришь на то, чему он учит читателя, согласен ты с его позицией или нет, своё мнение обязательно нужно прокомментировать, как бы объяснить с чем ты согласен и почему. 

В основной части необходимо для доказательства точно подобрать из прочитанного текста аргументы и прокомментировать их. 

Подойдя к заключению, подводим итог сказанному. Обычно на последнем этапе редко удается написать яркую концовку, сказывается, прежде всего усталость ребёнка, а грамотно оформленный вывод очень важен. Обращаем внимание на тему и вступление, вспоминаем цель, которую ставили при написании сочинения, думаем, доказан ли выдвинутый тезис и формулируем общий итог написанному.

Ученик сможет научиться писать хорошие сочинения, если будет видеть примеры различных работ, хороших и неудачных сочинений, а также подробного комментария учителя своей работе. За нехваткой времени для оценивания сочинений на уроке, можно после проверки хоть кратко, но писать его рядом с поставленной оценкой. И всё же лучше проводить полный анализ работ вместе с учениками, выявляя удачные моменты, типичные ошибки, последовательность в изложении материала. Можно посвятить этой работе следующий урок или факультатив. Но, конечно, лучше, если анализ будет сделан.

Если каждый этап работы будет тщательно продуман, то написание сочинения не будет обременительно для детей, потому что они напишут всё, что было сказано на уроке при подготовке к сочинению.

Проверять сочинения учитель должен не более двух дней, иначе дети просто забы­вают то, о чём писали в своём сочинении.

Важно научить детей:

- раскрытию заявленной темы сочинения (содер­жание соответствует теме, тема полно раскрыта);

- составлению плана, строгое соответствие композиции (план составлен верно, изложение материала соответствует плану, верно построены части);

- определению типа текста, жанр, стиль (есть элементы описания в повествовании, элементы рассуждения, соблюден стиль).

Сочинения - уникальная возможность для учителя  лучше узнать внутренний мир детей, раскрыть возможности всех учащихся, научить их быть откровенными, правдивыми.