Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Час чтения "Слеп человек без книги"

Дата публикации: 2019-04-30 18:08:33
Статью разместил(а):
Антосюк Любовь Михайловна

Час чтения «Слеп человек без книги»

Автор: Антосюк Любовь Михайловна

МАОУ "СОШ № 10", г. Кандалакша Мурманской области

 

Цель, задачи: Научить учащихся выделять основную мысль текста на основе работы с интеллект-картой

1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость на примере притчи; воспитывать умение выслушивать мнения  одноклассников, развивать  навыки общения при работе в группах, в  коллективном обсуждении.

2. Предметные: повторить, что такое притча; развивать умения и навыки самостоятельной работы с интеллект-картой, выделяя в тексте самое главное; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; развивать этические чувства.

3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению посредством работы с притчей; формировать любовь и уважение к окружающим нас людям посредством  самовоспитания.

Оборудование: Текст притчи, текст «Похвалы князю Ярославу и книгам», памятка работы  с интеллект-картой; экран, мультимедийный проектор, фломастеры, цветные карандаши, листы формата А4.

 

Ход занятия

1. Мотивация к учебной деятельности.

Читаю текст: «Ко мне они слетаются, сбегаются, пристают. Я столько лет их люблю: большие и маленькие, толстые и тонкие, редкие и грошовые, визжащие суперобложками или задумчиво погружённые в солидную кожу, как в мягкие туфли …»

- Как вы думаете, о чём это говорил С.М. Эйзенштейн, художник, сценарист, режиссёр? (на слайде портрет Эйзенштейна)

- Как вы думаете, о чём я хочу с вами сегодня поговорить? (О книге)

- Инсталляция «Книжный дождь».

 2.  Учебная деятельность.

Вот они, книги, большие и маленькие, толстые и тонкие, в разных обложках, которые интересны нашим школьникам. И это очень радует.

Итак, у каждого из вас заготовки интеллект-карты, на которой вы будете отображать логику наших рассуждений, мыслей ( на партах листы А4 с инструкцией)

Предмет нашего разговора – книга. А книгу надо читать. Какие вопросы мы можем задать книге?  Отобразите в интеллект-карте.                         

Книга:

- почему книгу надо читать?

- где книгу надо читать?

- когда книгу надо читать?

- кому надо книгу читать?

- зачем книгу надо читать?

- как книгу надо читать?

- что надо читать?

А если обобщить все эти вопросы, то их смысл уложится в один очень важный вопрос: чему учат книги? А ответ на этот вопрос мы с вами вместе поищем сегодня в двух текстах, которые лежат на вашем столе.

Чему учат книги?

 

3. Слайд с портретом князя Ярослава и изображением библиотеки.

 Ярослав Мудрый любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте.

Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.

В Повести временных лет говорится о том, что Ярослав собрал библиотеку, где было более 500 книг.

- Ребята, а у вас есть домашние библиотеки?

- Вопрос родителям: Нужно ли сегодня иметь домашнюю библиотеку? (Родители отвечают)

 

4. Итак, «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Читаем и исследуем текст. Чему учат книги? (в интеллект-карте отмечаем, приводим примеры на каждый тезис)

1.      Книги наставляют, поучают на путь покаяния. Объясните, приведите примеры, когда книга поучала на путь покаяния. («Чёрная курица, или подземные жители» Погорельского)

2.      От книжных слов обретаем мудрость («Поллианна» Э.Портер)

3.      Книги – реки, напояющие вселенную, источник мудрости (Пословицы и поговорки, сказки)

4.      В книгах – неизмеримая глубина (научная литература, энциклопедии…)

5.      В печали ими утешаемся (стихи)

6.      Книги – узда воздержания (от чего? – дурных поступков, лжи, обмана, корысти…, «Детство» Толстого. Николенька Иртеньев)

Итак, каков наш вывод: чему учит книга? (Отмечаем в интеллект-карте: Книга учит жизни)

 

5. А что случится, если не будет книги?  (Ответы ребят)

Давайте об этом прочитаем во втором тексте-притче(слайд)

Притча – короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Приём попеременного чтения. Одна копия текста передается от одного человека к другому. После чтения отрывка задать вопросы читавшему на понимание текста.

Чему учат книги. Притча

1 ученик: Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:

— Как же он будет учиться, если он слепой?

— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.

(Вопросы: Что удивило ребят? Как читают слепые?)

2 ученик: Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.

(Вопросы: Как реагировал слепой на дразнилки? Почему дети просили у него помощи? Как учитель относился к слепому?)

3 ученик: Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.

В этот момент слепой мальчик закричал:

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.

Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу.

— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.

— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял.

— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.

— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.

— Да, верно.

(Вопросы: Что случилось с учителем?

Что удивило ребят?

Почему именно слепой мальчик попросил позвать врача?)

4 ученик - родитель

—  Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.

— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».
(Вопросы: Чему научили книги слепого мальчика?)

 

6. Итоги учебной деятельности.

Итак, что сказала нам современная притча о том, чему учат книги?

(Ответы ребят)

Книги помогают понять мир, познать мир, изучить мир слепому мальчику,

Книги научили чувствовать, сопереживать, «видеть» слепого мальчика.

Сравните с «Похвалой князю Ярославу и книгам» ( То же самое, только другими словами. Вот с какой древности книги учат нас жить)

Итак, книги научили слепого мальчика видеть. А мы с вами зрячие? Мы всегда умеем чувствовать, сопереживать другому человеку, разве мы иногда не говорим: «Так тебе и надо!»

Так о каком зрении говорится в притче? (О духовном зрении. Книги дают возможность нам с вами обрести поистине духовное зрение.)

А с какого возраста надо начинать открывать свои духовные глаза?

Вопрос родителям: Вы читали своим детям книжки? Какие? С какого возраста?

(Родители рассказывают)

Мы с ребятами решили в этом году приобщать к чтению маленьких детей в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

(Видео.) Наша волонтёрская деятельность здесь началась в прошлом году. Мы собрали для детей Центра три коробки книжечек, провели Рождественский праздник. А в этом году мы участвуем во Всероссийском проекте «Школа волонтёров чтения». В течение года мы будем посещать реабилитационный центр и читать детям книжечки по теме «Времена года», делать с ними поделки, книжечки, рисунки.

И вот Кристина и Карина  расскажут о своём занятии (видео без звука, девочки рассказывают)

Итак, какой вывод по сегодняшнему занятию мы можем сделать?

Книги нужно читать всегда и везде, потому что слеп человек без книги.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь