Организация наставничества при реализации дуальной модели обучения
Организация наставничества на предприятиях судостроительной отрасли Санкт-Петербурга при реализации дуальной модели обучения
Авторы: Боталова Яна Викторовна,
и Пирязева Елена Борисовна
СПБ ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж судостроения и прикладных технологий» (далее – Колледж) готовит рабочие кадры для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга. Основными заказчиками специалистов, выпускников колледжа, являются крупнейшие судостроительные предприятия города.
Мониторинг кадровых служб предприятий судостроительной промышленности Санкт-Петербурга (далее – предприятие) показал существующие проблемы:
- дефицит рабочих кадров судостроительной промышленности в условиях импортозамещения и возросших требований к профессиональному уровню подготовки квалифицированных специалистов;
- низкую профессиональную адаптацию молодых специалистов на штатных рабочих местах судостроительных предприятий.
Нехватка квалифицированных рабочих основных судостроительных профессий на рынке труда Санкт-Петербурга и невозможность полностью обеспечить потребности предприятий только выпускниками колледжа ставит задачу поиска новых форм работы. Так колледж уже с 2013 года реализует целевую программу организации наставничества на предприятиях при реализации дуальной модели обучения в тесном взаимодействии с ведущими предприятиями Санкт-Петербурга.
Цель – организация сетевого взаимодействия Колледжа и предприятий при подготовке рабочих с использованием модели дуального обучения.
Задачи:
- формирование эффективной системы наставничества на предприятии при участии колледжа;
- организация практико-ориентированного обучения на базе Колледжа;
- повышение качества подготовки квалифицированных специалистов;
- профессиональная адаптация молодых специалистов (выпускников колледжа);
- смена видов деятельности в условиях монотонного производства и др.
Реализация наставничества актуальна при подготовке кадров для промышленности с максимальной ее ориентацией на запросы производства, так как при современном развитии отраслей повышается спрос промышленных компаний на высококвалифицированные кадры, обладающие современными компетенциями.
Новизна состоит в следующем:
- разработан инструментарий взаимодействия Колледжа с предприятиями судостроительной отрасли в целях координации инновационной деятельности (реализации практики);
- разработаны программы профессионального обучения и профессионального образования, при тесном взаимодействии с предприятиями судостроительной отрасли, позволившие реализацию модели дуального обучения;
- систематизированы педагогические и организационные условия дуальной формы профессионального образования с учетом современных требований судостроения;
- разработаны и реализуются программы подготовки наставников.
Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров позволяет повысить качество подготовки выпускников ПОО благодаря созданию системы наставничества на предприятии и организации практико-ориентированного обучения на базе колледжа. Модель дуального обучения позволяет обучающимся получить необходимую квалификацию на конкретном рабочем месте и легче адаптироваться в трудовом коллективе.
Практическая значимость состоит в реализации практики (дуальной модели обучения) совместно с АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и др.
Целевой аудиторией могут быть все профессиональные образовательные учреждения, участвующие в сетевом взаимодействии с социальными партнерами.
Реализации рассматриваемой практики при подготовке рабочих кадров осуществляется на основе нормативно-правовой базы, которая включает в себя:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Профессиональные стандарты;
- Устав Колледжа.
В связи с отсутствием федеральной и региональной нормативной базы по наставничеству и дуальному обучению в Колледже совместно с работодателями, участниками реализации практики, были разработаны:
- Положение о порядке реализации дуального обучения при подготовке рабочих кадров в СПБ ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий», которое определяет порядок организации и проведения обучения с использованием дуального обучения, организации наставничества на предприятиях;
- Положение о предприятии, учитывающем требования методики реализации модели дуального обучения, которое закрепляет обязанности предприятия и колледжа при реализации модели дуального обучения.
Основной идеей организации наставничества при сетевом взаимодействии Колледжа и предприятия является реализация модели дуального обучения, сущность которой состоит в системе подготовки рабочих кадров, максимально ориентированных на запросы производства, сочетающей практическое обучение с частичной занятостью на производстве и теоретическое обучение в образовательном учреждении.
При такой организации обучения предприятие и Колледж одинаково заинтересованы в высоком качестве подготовки квалифицированных кадров судостроительной отрасли.
Организация и содержание практики (дуального обучения) на предприятии
Учебная и производственная практика (далее - производственное обучение) при реализации модели дуального обучения проводится на штатных рабочих местах судостроительных предприятий в группах колледжа под руководством мастеров производственного обучения (работники колледжа) и наставников (работники предприятия), закрепленных за обучающимися колледжа приказом по предприятию.
В целях организации практики производилась интеграция следующих ресурсов:
- материально-технические ресурсы – учебные корпуса, лаборатории колледжа, специализированные помещения предприятия (цеха и полигоны), учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, тренажеры, имитаторы и т.д.
- кадровые ресурсы - преподаватели и мастера производственного обучения колледжа; высококвалифицированные рабочие от предприятия (наставники).
- учебно-методические и информационные ресурсы – основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и др.); компетентностно – ориентированные задания; ЭОР и др. базы данных о новейших производственных технологиях, об изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки; мультимедийные продукты и т.д.;
- социальные ресурсы - партнерские отношения с предприятиями судостроительной промышленности; общественными объединениями, профессиональными сообществами и т.д.
Организация и содержание практики (дуального обучения) в Колледже
Для качественной теоретической подготовки преподаватели, мастера производственного обучения колледжа, представители предприятий в составе рабочих групп разрабатывают образовательные программы с предприятием, учитывающие требования работодателей и профессиональных стандартов. Занятия в колледже ведут педагогические работники образовательного учреждения и специалисты предприятий. Педагогические работники, участвующие в реализации практики, в обязательном порядке проходят стажировки в цехах предприятий, чтобы быть постоянно в курсе процесса модернизации судостроительного производства.
Колледж несет полную ответственность за качество теоретической подготовки, методическое обеспечение образовательного процесса.
Функции цехов и начальников цехов при реализации практики:
- Организация, регулирование и контроль реализации практики.
- Разработка и реализация совместно с колледжем проектов, позволяющих совершенствовать содержание практики.
- Совместно со старшими мастерами, мастерами производственного обучения планирование заданий, КОЗ для обучающихся и распределение их между цехами.
- Организация хранения технической документации и выдача ее обучающимся.
- Организация технического творчества и применение ИКТ в процессе реализации практики.
- Осуществление подбора рабочих мест для обучающихся и их смену видов деятельности в условиях сложности технологических процессов и монотонности производства.
- Организация и проведение инструктажа мастеров производственного обучения, наставников по правильному внедрению сложных техпроцессов, соблюдению охраны труда и др.
Функции наставников и мастеров производственного обучения при реализации практики:
- Создание оптимальных условий для реализации практики на предприятии.
- Оперативное обеспечение практики производственными заданиями, технической литературой, производственной оснасткой, инструментами и т.д.
- Обеспечение соблюдения обучающимися дисциплины на штатных рабочих местах, режима работы, охраны труда, сохранности инструментов, материалов, деталей и др.
- Создание условий для адаптации практикантов в рабочем коллективе, развития у обучающихся самостоятельности в получении практических навыков, технического мышления и др.
Выводы:
При использовании данной модели обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга были отмечены следующие результаты:
- результат для выпускников: более разностороннее профессиональное развитие обучающихся и безболезненная адаптация к штатным рабочим местам предприятий;
- результат для предприятия: возможность подготовить для себя компетентных специалистов требуемой квалификации, обладающих определенными социально-профессиональными характеристиками; экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации; развитие системы прогнозирования потребности в кадрах;
- результат для колледжа: повышение уровня подготовки компетентных кадров при активном участии работодателей; обновление МТБ, УМК; обеспечение 91% трудоустройства выпускников; повышение квалификации, переподготовка педагогических работников, работающих по модели дуального обучения;
- результат для государства: рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий и инженерных профессий в результате развития новых форм образования; эффективное решение задач подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
Используемая литература:
1. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных кадров. М.: Агентство стратегических инициатив, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральный институт развития образования, 2016г.