Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Чтение с листа нотного текста, как один из основных навыков концертмейстера

Дата публикации: 2019-05-30 18:08:00
Статью разместил(а):
Григорьева Наталья Валерьевна

Чтение с листа нотного текста, как один из основных навыков концертмейстера хореографического коллектива 

Автор: Григорьева Наталья Валерьевна

 

Полагать, что баянисту достаточно владеть техникой игры на инструменте на уровне училища или консерватории и прилично читать с листа, чтобы уже иметь все необходимое для концертмейстерской деятельности  — не более чем наивное заблуждение. Помимо того, что нужно справляться с пьесами для баяна различной сложности, грамотно читать с листа (для творческой профессии концертмейстера это играет немаловажную роль, если не решающую!) и, вместе с тем, уметь работать в ансамбле с исполнителями (так сказать «чувствовать» их). Также, профессионализм концертмейстера проявляется, прежде всего, в умении исполнить то или иное произведение без предварительного его разучивания на инструменте, причем в том темпе и стиле, которые устраивают танцоров. Эта область исполнительского мастерства тесно связана с навыками чтения с листа. Основа любой концертмейстерской деятельности – чтение с листа нотного текста.

Освоение музыкального материала по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа. Разбор – процесс отработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. Для него типичны замедленный темп, остановки и поправки.

Под чтением с листа понимают сквозное безостановочное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа более сложным по сравнению с разбором. Не случайно успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее читает он и ноты с листа.

Гофман И. на вопрос как можно добиться большей скорости в чтении нот с листа, ответил так: «Лучший путь к этому – как можно больше читать с листа. Быстрота успехов зависит от общего музыкального образования; чем оно совершеннее, тем легче угадывать смысл фразы, всего лишь раз виденной. Чтобы добиться легкости при чтении, советую играть возможно скорее, хотя бы в исполнении первое время случались ошибки. При быстром чтении вы разовьете способность «схватывать», а это облегчит вам чтение деталей». И действительно, от того, насколько часто музыкант занимается чтением с листа, зависит скорость и грамотность чтения нот; причем с опытом это становится намного доступнее.

Развитие навыка чтения нот с листа имеет исключительно важное значение в формировании грамотного концертмейстера, способного активно участвовать в творческом процессе танцевального коллектива. «В основе чтения с листа лежит слуховое представление, возникающее непосредственно в процессе зрительного восприятия нотного текста, т.е. в процессе превращения нот видимых в слышимые» - по Г.Шахову. В конечном итоге – уровень мастерства  при чтении нотного текста зависит от того, с какой скоростью зрительный сигнал передается   двигательной реакции.

Музыка, как известно, по аналогии с другими видами искусства является специфическим средством человеческого общения, языком, закодированным особой системой знаков-нот и других условных обозначений.

Если музыкально-слуховые представления не достаточно развиты, тогда весь процесс чтения нот сведется к бессмысленной попытке удачного воспроизведения звуков. Говорушко М. по этому поводу высказывается так: «Можно провести аналогию с попыткой прочесть иностранный текст человеком, не обладающим необходимым словарным запасом. В данном случае процесс чтения будет представлять собой более или менее точное произнесение отдельных букв иностранного алфавита и их сочетаний, а смысловое значение текста останется недоступным». То же самое переведя на музыкальный язык можно сказать, что при прочтении отдельных звуков, характера и содержательности музыки не может быть.

Шахов Г.И., исходя из взаимодействия между слуховыми и двигательными представлениями, составил схемы исполнительских процессов: сравнивая чтение с листа музыкантов, имеющих высокоразвитые слуховые представления и прочную слухо-двигательную связь с музыкантами со слабо развитыми названными качествами. У первых ведущую роль играет слуховой образ, а у вторых на первый план выступает двигательный фактор. Во втором случае слух всего лишь контролирует действия моторики, а не создает слуховой образ, что является ведущим фактором исполнительского процесса.

В классе хореографии слуховой образ также играет не последнюю роль, т.к. при чтении с листа той или иной музыкальной композиции нужно сразу донести до танцоров как ритмическую сферу, так и образно-эмоциональную сторону. Только в этом случае вновь услышанная мелодия может быть понятной  детям и правильно воспринятой. Концертмейстером в танцевальном классе для чтения с листа  используется песенная и танцевальная музыка в переложении для баяна (аккордеона), различные обработки народных песен и танцев (т.е. та музыка, которая используется на уроке в качестве аккомпанемента).

Для успешного чтения нот с листа огромное значение имеет понимание фразировки, мотивного строения пьесы, ее формы в целом. На этом уровне функционирует ладовое чувство, которое объединяет в систему все мелодико-гармонические элементы музыкального языка. На начальном этапе занятий важно формировать слуховые представления мелодико-ритмических формул как единого целого. Отсюда следует, что концертмейстеру хореографического коллектива, материал для чтения с листа лучше составлять из мелодий народных песен, простых танцевальных мелодий и постепенно переходить на более сложные музыкальные композиции (т.е. от простого к сложному).

Шахов Г.И. считает, что особую роль в деле воспитания зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений следует придавать зрительному анализу, предназначенного для чтения с листа нотного текста. Поэтому, чтение с листа нужно начинать с анализа нотной записи. Анализ включает в себя осмысление размера, лада, тональности; определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов), цезур; фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности (чередование одинаковых басов и аккордов); выявление характерных особенностей мелодии – движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на звуки; определение фразировки; проектирование движений и аппликатуры. В процессе анализа не следует задерживаться на легкодоступном материале, лучше больше внимания уделить трудным местам-скачкам, сложным ритмическим и гармоническим комплексам.

Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений. На основе анализа активно формируются и технические представления. Щапов А. к техническим представлениям относит: «Представления нужных клавиш и аппликатуры, представления о расстояниях между клавишами; представления о соприкосновении с клавишами; представления о тональностях, о гармониях, гармонических последовательностях, модуляциях и т.п.». Для концертмейстера-баяниста (аккордеониста) помимо всего перечисленного, еще одним из главных условий успешного чтения с листа становится роль слухового контроля, связанная со спецификой инструмента. К таким особенностям относятся: полное исключение зрительного контроля (за клавиатурами), умение четко представлять мысленно их строение и быстро ориентироваться на них.  

В общем, анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление, приобщает баянистов (аккордеонистов) к самостоятельному определению смены движения меха и аппликатуры, заставляет заново осознать сведения из музыкальной грамоты, элементарной теории музыки, гармонии и анализа музыкальных произведений. После чего музыкальный материал исполняется значительно успешнее. Но все-таки, время от времени полезно исполнять нотный текст без предварительного анализа; к чему очень часто прибегают концертмейстеры на репетициях. Этот методический прием развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале.

Также, для успешного  исполнения нотного текста с листа, сложность которого не позволяет воспроизвести его во всей полноте, нужно упрощать фактуру изложения музыкального материала при обязательном сохранении мелодии, гармонической, ритмической основы произведения (еще один необходимый принцип чтения с листа для концертмейстера). Комплексному восприятию нотного текста во многом помогают знания определенных закономерностей нотописания, а именно:

1. Группировка нот способствует охвату целых групп: при этом группировка указывает не только на длительности нот, но и на направление мелодического движения.  

2. Фразировочные лиги указывают на законченность построений.

3. Графические изображения интервалов и аккордов, способствуют их восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками. Например: - терции пишутся только на двух соседних линейках (или в промежутках между линейками);

- квинты – через линейку (или через промежуток между линейками);

- септимы – через две линейки (или через 2 промежутка между линейками);

- трезвучия записываются на 3, а септаккорды – на 4 ближайших линейках (или в промежутках между линейками);

Свой графический знак имеет каждый интервал (секунда, кварта, секста, октава) и аккорд (обращение трезвучий, септаккордов, готовые аккорды аккомпанемента). Воспитание умения воспринимать созвучия целыми нотными знаками должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх (а не сверху вниз). 

Указанные закономерности, конечно, не разрешают полностью вопроса, как идеально аккомпанировать с листа, но в какой-то степени могут способствовать укреплению и активизации навыков профессионального внимания, необходимого при исполнении произведений со сложной фактурой, а также развитию более устойчивого ритма и профессиональной «хватки» концертмейстера.

Количество и сложность прочитанных произведений с листа концертмейстером  на уроке, зависит от того, насколько быстро учащиеся усваивают материал преподавателя-хореографа. В одном и том же коллективе концертмейстеру приходится встречаться с учащимися различного уровня способностей (чем способнее учащиеся, тем чаще  меняется  хореографический и музыкальный материал). И основная масса необходимой черновой работы, которой полны «творческие будни» каждого танцора, приходится на долю концертмейстера и преподавателя. В каждодневных встречах с учащимися концертмейстер, так или иначе, воздействует на их творческие устремления, на их вкус, способствует выработке принципиально важных навыков в танце.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь