Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Технологическая карта урока математики
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Автор: Халилова Наталья Николаевна
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
|
Цели деятельности педагога |
Создание условий для формирования умения обучающихся складывать и вычитать десятичные дроби, развития навыка решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом, интереса к изучаемой теме и желания применять приобретенные знания и умения |
|
Образовательные источники |
Мерзляк, А. Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций / |
|
Методы и формы обучения |
Беседа, АМО «Ты – мне, я – тебе», АМО «Какой путь я прошел?». Индивидуальная, фронтальная, парная, самопроверка |
|
Основные понятия |
Правила сложения и вычитания десятичных дробей |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные знания и умения |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Научиться складывать десятичные дроби, применять правило сложения десятичных дробей при решении текстовых задач |
Понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом |
Ответственно относиться к обучению, проявлять готовность к саморазвитию и самообразованию |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Дидактическая задача этапа |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Самоопределение к деятельности (организационный момент). (1 мин) |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
Проверяет готовность класса. Приветствует детей. - Здравствуйте! Я очень рада, войти в приветливый ваш класс, Пожелаю вам удачи – за работу, в добрый час! |
И |
Приветствуют учителя. Желают друг другу удачи. |
Хлопки в ладони с соседом по парте. |
Предлагает проверить домашнюю работу по образцу (для образца используется материал домашней работы на слайде в презентации). |
И |
Проверяют работу, исправляют ошибки (если есть), сдают тетради на проверку учителю, получают взамен другие тетради. |
Проверьте домашнюю Не забываем оценивать себя, делая пометки на полях в тетради. - Откройте, пожалуйста, тетради, запишем число, классная работа. |
||
Актуализация знаний и фиксация затруднения (10 мин) |
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний |
Организует работу на повторение ранее изученного материала. На слайде карточки с числами. |
Ф |
-Числа. Обучающиеся работают. Обучающиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки. -Остались десятичные дроби.
- С повторения.
Выполняют указанные действия устно. |
- Что вы видите? - Среди чисел: 1) найдите натуральные числа; 2) найдите обыкновенные дроби; 3) найдите смешанные числа. - Какие числа остались? (Слайды3-6). - Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнёте свой путь к успеху? Задания для устных вычислений с. 222 №1; 2; 3. (Приложение 1.) (Слайд 7). Оцените себя. |
Предлагает вспомнить материал, который будет необходим при выполнении заданий. |
П |
К доске выходят 2 ученика. Один ученик задает вопрос, другой отвечает. Затем они меняются. |
АМО «Ты – мне, я – тебе» (с.207, 212, 218) Оцените себя. |
||
Создает проблемную ситуацию. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске. |
П
|
Дети пытаются выполнить указанные действия, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах. Ученики поднимают листы с ответами. - Потому что мы не знаем правила сложения и вычитания десятичных дробей. - Надо подумать. |
Сегодня на уроке мы вновь будем работать с десятичными дробями. Выполните действия: 12,7 + 1,36; 19,12 – 5,39 (Приложение 2.) (Слайды 8-9). - Покажите полученные результаты. - Ребята, правильные ответы получились не у всех. - Почему многие допустили ошибки? - Значит, что вам надо сделать? |
||
Выявление места и причины затруднения. (3 мин) |
Организация анализа обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения. |
Организует работу по определению темы урока. Корректирует ответы обучающихся. |
П |
Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. - Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. |
Решите ребус, и вы узнаете, о чём пойдёт речь на этом уроке. (Приложение 3.) (Слайд10). Сформулируйте цель урока? |
Построение выхода из затруднения и его реализация. (5 мин) |
Постановка задач учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. |
Организует работу по построению выхода из затруднений, постановку учебных задач. Корректирует ответы обучающихся. |
Ф |
Предлагают план выхода из затруднительного положения. Составить алгоритм действий. |
Что мы должны сделать, чтобы выполнить действия, предложенные в предыдущем задании? |
Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять. |
Организует работу по намеченному маршруту. Наблюдает, помогает, корректирует Каждая пара получает по четыре листочка с текстом для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. |
П П |
Выполняют работу по составлению алгоритма. Текст на листочках: Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую так, как складывают и вычитают натуральные числа. Уравнять в дробях количество знаков после запятой. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой. По окончании работы каждая пара представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их. В учебнике. Похожи. Потренироваться в решении примеров. |
Составьте алгоритм сложения и вычитания дробей. (Слайд 11). Давайте проверим, правильно ли мы предположили? Где можно проверить правильность своих выводов? Откройте учебник на с. 221 и прочитайте правила. (Приложение 4.) Сравните с вашим результатом. - Что теперь вам надо сделать? |
|
Физкультурная пауза. (2 мин) Перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить физкультминутку: встаньте со своих мест, покажите руками знаки сложения, вычитания, умножения, деления. А теперь подпрыгните столько раз, сколько получится, если из 18 разделить на 3 (Слайд 12). |
|||||
Первичное закрепление. (2 мин) |
Проговаривание нового знания. |
Предлагает вернуться к заданиям, которые были предложены в начале урока. |
Ф |
Выполняют вычисления, для аргументации проговаривают правило сложения и вычитания десятичных дробей. |
- Вернёмся к заданиям, которые не смогли выполнить в начале урока: 12,7 + 1,36; 19,12 – 5,39. (Слайд 13-14). (Приложение 5.) |
Самостоятельная работа с самопроверкой. (6 мин) |
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет |
Организует самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой по эталону. Для эталона вызываются к доске ученики, которые выполняют задание на откидных досках. После проверки учителем доски открываются для самопроверки. |
И |
- Да. - Выполнить самостоятельную работу. Самостоятельно выполняют предложенное задание. Выполняют самопроверку по предложенному эталону. - Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой. - Не приписал нули. - Ошибся в вычислениях. |
- Научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби? - Что надо сделать, чтобы это проверить? -Выполните задания, которые вы видите на экране, самостоятельно. (Слайд 15). Задания из учебника: № 863; 866 (1, 3, 5) – I вариант; № 863; 866 (2, 4, 6) – II вариант. (Приложение 6.) – Проверьте себя по эталону для самопроверки. – Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы! - А всем остальным надо найти свои ошибки. В чём была причина ваших ошибок? Оцените себя. |
Включение (5 мин) |
Включение нового знания в систему знаний. |
Организует работу по применению полученных знаний. Консультирует в случае затруднений. |
И–П |
- При решении примеров, уравнений, задач. Решают задачи. К доске выходит ученик, читает задачу, анализирует её и предлагает план решения. Класс помогает в случае затруднения или неверного ответа. Ученик делает записи условия и решения на доске, комментируя свои действия, все остальные ребята работают в тетрадях. Осуществляют самопроверку по эталону правильности. |
- Где вы можете применить новые способы сложения и вычитания десятичных дробей? - Выполним задачу(и) из учебника у доски. №872, (доп_874) (Слайды 16-17). (Приложение 6.) Оцените себя. |
Информация о домашнем (1 мин) |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Информирует о домашнем |
И |
Записывают домашнее |
§ 33. Вопросы: 1; 2. Базовый: № 865; 867. Повторение: № 906. (Слайд 18). |
Подведение (3 мин) |
Анализ успешности выполнения задач урока. |
Организует подведение итогов работы. |
Ф |
Отвечают на вопрос. - Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. |
- Какова была цель сегодняшнего урока? - Достигли цели? Докажите. Учащиеся повторяют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. 1. Правило сложения десятичных дробей. 2. Правило вычитания десятичных дробей (Приложение 7.) (Слайд 19). |
Рефлексия. (2 мин) |
Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку. Оценка успешности выполнения задач урока. |
Организует работу обучающихся. |
И |
Преодолевая трудности, мы учимся. Какой путь я прошел? Выполняют задание на отдельных листах. Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных обучающихся. |
- Справились ли вы с трудностями? Что мы должны помнить? АМО «Какой путь я прошел?» Закончите предложения: 1. На уроке научился (научилась)… 2. Урок был… 3. Оценка работы моей группы… 4. Я доволен (довольна) своей работой на уроке… 5. Ставлю себе за работу на уроке оценку… (Приложение 8.) Урок окончен. Спасибо за активную работу. Удачи. (Слайд 20). |