Интеграция как средство развития творческого интереса на уроках технологии в современной школе
Интеграция как средство развития творческого интереса на уроках технологии в современной школе
Авторы: Друговская Елена Владимировна
и Андрианова Наталия Валерьевна
МБОУ «Гимназия № 6» , г. Новочебоксарск
Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках ИЗО и технологии, мы убедились в том, что интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников. Одна из задач учителя – помочь ребенку открыть самого себя, повысить мотивацию к обучению.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяется ведущая дисциплина, выступающая интегратором (в частности технология), а также дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины (в данном случае – ИЗО, черчение, математика, физика, информатика).
При изучении предмета технология ребятам часто требуются знания и навыки получаемые на других дисциплинах (черчение, математика, ИЗО, биология, физика, химия и др.) и здесь мы часто сталкиваемся с неспособностью применить их в незнакомых ситуациях. К примеру, при разметке заготовок у ребят возникают сложности при работе с линейкой и циркулем, построении прямых углов и фигур, тогда как на уроках математики эти знания ребята получают еще в начальной школе и легко применяют.
Интеграция позволяет увидеть связи между предметами, формирует умения выстраивать порядок действий в незнакомых ситуациях, способствует повышению мотивации, формированию познавательного интереса обучающихся в большей степени, чем обычные уроки, содействуют развитию речи, формированию умений сравнивать, обобщать, делать выводы, свободно высказываться, снимает перенапряжение, перегрузку обучающихся.
При интегрированном подходе к обучению используются самые разнообразные методы преподавания: лекция, беседа, объяснение, наблюдение, анализ, сравнение, метод проектов и др.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном и здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения. Прежде чем решиться на интегрированный урок, обоим учителям нужно определить, есть ли совместный интерес в интегрировании своих дисциплин.
Так как мы учителя сразу трех предметов ИЗО, технологии и черчения, то нам гораздо легче выстроить интегрированные уроки. Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего мы используем два или три урочных часа, объединенных одной темой (уроки технологии в расписании сдвоенные).
Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели. Согласно этой цели определяется содержание урока.
Весь учебный материал не должен быть перегружен информацией. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Большую часть урока лучше отвести на практическую самостоятельную деятельность детей, т.к. для развития интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них, лишь созерцательный интерес.
На интегрированном уроке легче создать условия для применения теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях. Здесь учащиеся входят в мир профессий, «примеряя» их на себя.
Как показывают наблюдения, для развития творческих способностей требуются задачи, содержание которых отражает признаки, характеризующие изобретения и конструкторские разработки. К ним относятся: разработка конструкции изделия, наличие нового элемента в изделии, изменение числа деталей, их формы, декора, новые цветовые сочетания.
Здесь хорошо показывает себя знакомство с ярким и доступным для детей народным искусством, оно закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация.
Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – действенное средство развития художественно-творческих способностей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Обучение многим из технических приемов доступно детям уже в раннем школьном возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества.
Наиболее продуктивными возможности интеграции уроков проявляются при выполнении учащимися творческих проектов. Они могут быть индивидуальными или коллективными. Здесь педагог выступает в роли координатора, может подсказать направление для самостоятельной деятельности ученика, но решать возникающие в ходе реализации проекта задачи ребенку приходится самостоятельно. При выполнении проекта происходит интеграция таких учебных предметов как: черчение (разработка конструкции изделия и чертежей его деталей), физики (выбор материалов для изделия исходя из их свойств и характеристик), математики (экономическое обоснование проекта), ИЗО (выбор декора изделия и выполнение рекламного проспекта), технологии (выполнение проектного изделия в материале), информатики (оформление пояснительной записки и презентации к проекту). Проходя последовательно этапы проектирования (поисковый, конструкторский, технологический, аналитический) ребенок улавливает межпредметные связи, учится работать в коллективе, реализует компетентностный подход в обучении и входит в многообразный мир профессий – череду творческих проектов.
В заключение можно отметить, что смысл интегрированных уроков в формировании учащимися опыта для самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности.
Литература:
1) Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов – М.: Дрофа, 2008.
2) Моор Р.Л. Народное искусство в трудовом и эстетическом воспитании школьников / статья: 2018.