Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Технологическая карта урока русского языка "Что такое местоимение"

Дата публикации: 2019-09-22 16:04:30
Статью разместил(а):
Сафиуллина Эльмира Рифхатовна

Технологическая карта урока русского языка

"Что такое местоимение"

Автор: Сафиуллина Эльмира Рифхатовна

ЧОУ "СШ № 23 "Менеджер", г.Альметьевск

 

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель

Познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи 

 

Планируемые результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий 

Метапредметные :

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; под руководством учителя устанавливать отношения между понятиями; на основе кодирования информации строить простейшие модели математических понятий. 

Регулятивные – понимать и принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним; контролировать ход и результаты вычислений; совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы.

Коммуникативные – строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; работать в паре; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению. 

Форма работы на уроке

Парная, фронтальная, индивидуальная

Основные понятия, термины: 

Местоимение

Оборудование

Ресурсы:

- книгопечатная продукция - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык Учебник: 2 класс

- ИКТ - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

1)      Демонстрационные материалы:

·         Цель урока, тема урока;

·         Эталон;

·         Тексты для пробного действия;

2)      Раздаточный материал:

·         Карточки для актуализации знаний;

·         Карточки для парной работы;

·         Карточки для самостоятельной работы.

3)      Оценочный материал:

·        Веера: зелёный, жёлтый, красный.

 

ХОД УРОКА

Деятельность учитель

Деятельность учеников

Планируемые результаты (метапредметные)

 

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности  

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Посмотрите на девиз нашего урока:

- Что такое тайна?

- Вы готовы открывать тайны?

Пожелайте друг другу удачи!

- С чего начнём наш путь?  

Показывают готовность к уроку, к учебному сотрудничеству

 

«Учитесь тайны открывать!» 

Дети высказывают свои предположения (известное не всем) 

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. 

Регулятивные: 

организовывать свою деятельность.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других.)

2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии  

- Ребята, мы изучаем части речи. Какие мы уже изучили?

- Замечательно. Значит легко справитесь с заданием.

- Прочитайте данные слова и разделите на группы.  

Зелёный, облако, он, писать, храбрая, ты, медведь, я, косить.

На какие группы?

- Какие слова вы не отнесли ни к одной известной вам части речи? 

- Почему?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

А хотите узнать?

Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

облако, медведь,

зелёный, храбрая

писать, косить.

Объясняют свой выбор

он, ты, я

 

 Они не относятся ни к одной из групп.

Да.

Да.

 Не знаем.

Да

Познавательные:   формировать основные мыслительные операции в ходе  устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений

Регулятивные:

Формировать 

самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат 

 

3. Выявление места и причины затруднения 

Почему, вы не записали слова он, я, ты?

- Значит, какая цель нашего урока. 

 Не знали как называется группа?

Узнать, как называется новая часть речи.

Познавательные

С помощью учителя формулировать проблемный вопрос.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Прочитайте два текста и сравните их.

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока.

- Какие цели урока?

Значит в какую группу нужно было записать слова?

Работа по учебнику.

Упр.171

- Какие местоимения встретились в тексте?

- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

Продолжим предложения,, выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

- Давайте сравним наше определение с   авторским (чтение определения)

Физминутка  

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения 

Дети читают со слайдов тексты.

 

- О помидорах.

Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.

- Он – помидор, они – помидоры.

 

- Место имени существительного.

 

- Местоимение.

1 Узнать, что такое местоимение.

2 Чем она отличается от других частей речи.

3 Зачем они нужны в нашей речи.

В 4 группу  - местоимения.

Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.

- Он, я, ты, они.

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

Читают правило в учебнике

Регулятивные

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную задачу  

Познавательные

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные:

понимание важности проявления заботы о своём здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления. 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

С какой частью речи мы познакомились?

Работа в парах

Упр. 172

 Проверка

- Какие слова вы выписали?

- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли тему и не допускаете ошибок?  

С местоимением.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Нужно выполнить самостоятельную работу. 

Коммуникативные:

Работать в паре; договариваться и приходить к общему решению Познавательные: 

 обрабатывать информацию, выделять существенные признаки 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выпишите только местоимения

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты–
Если мы сорвём цветы,

Проверьте по эталону и оцените работу.

- Проверьте себя по образцу. 

- Оцените свою работу: кто сделал правильно поставьте «+», кто ошибся – «?».

-У кого есть ошибки, не расстраивайтесь.

Какую себе поставите цель?

Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки

 

Я, ты, он, я, ты, мы.

 

Больше тренироваться в выполнении таких заданий

Регулятивные:

Самостоятельно  оценивать правильность выполнения результатов действия, вносить необходимые коррективы.

 

7. Включение в систему знаний и повторение 

Как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? 

Работа в группах

Прочитайте текст  

Какая ошибка допущена в тексте?

Как можно исправить эту ошибку 

“Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда воробей любит выбирать вблизи домов. Часто воробей залетает в скворечник”. 

Ответы детей

 

(Повторяется слово воробей.)

Местоимениями заменить существительное - воробей

 

Коммуникативные:

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения данного текста    

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

- А теперь подведем итог.

- Какую цель вы ставили перед собой? - Достигли ли вы цели?

-Вспомните девиз нашего урока.

- Какую тайну мы сегодня разгадали?

- Какие части речи заменяет местоимение?

- Назовите местоимения.

- Где можно использовать полученные знания?

- В чем возникали трудности на уроке?

- Кого из ребят вы бы сегодня особенно похвалили за помощь?

- Возьмите светофоры, оцените свою работу на уроке 

·         у меня всё получилось, хочу знать больше – зелёный цвет;

·         хорошо, но могу лучше – жёлтый цвет;

·         пока испытываю трудности – красный цвет.

- Над чем вам надо еще поработать?

Дом. задание с. 101 выучить правило, с.102 упр. 174

- Молодцы!

- Всем спасибо!

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

«Учитесь тайны открывать!» 

Узнали о новой части речи – местоимении.

Существительное

Я, мы, ты, вы,
Он, она, оно, они  

В устной и письменной речи.

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные:

уметь сравнивать цель и результат.

Коммуникативные:  

оформлять свои мысли в устной 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь