Использование современных методов и технологий организации учебного процесса в СПО
Использование современных методов и технологий организации учебного процесса в СПО
Автор: Сатырова Анастасия Александровна
ФГБОУ ВО «РостГМУ» Минздрава РФ Колледж, г. Ростов-на-Дону
В системе среднего профессионального образования в настоящее время сформировались новые тенденции в организации учебного процесса. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, к формированию и развитию профессиональной компетентности, готовности действовать и работать в быстро меняющихся условиях. К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь быстро перестраиваться и адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только готовые знания, они должны уметь находить их сами; студенты должны быть творчески мыслящими и компетентными в различных областях для того, чтобы успешно утвердиться в жизни. Для этого необходимо использовать такую систему методов преподавания, которая направлена не только на изложение готового материала и его запоминание, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Все эти обстоятельства требуют находить новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные педагогические технологии, а также свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.
Обязательным условием подготовки специалистов среднего звена является использование в образовательном процессе таких форм как мозговой штурм, круглый стол, семинар, разбор конкретных ситуаций, деловая и ролевая игра, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия.
На занятиях МДК Теория и практика лабораторных биохимических исследований ФГБОУ ВО «РостГМУ» Минзрава РФ Колледж преподаватель Сатырова А.А. наряду с традиционными методами изучения дисциплины использует современные активные и интерактивные методы для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Они способствуют более эффективному восприятию учебного материала студентами, повышают интерес к изучаемой дисциплине, формировать социально-коммуникативные, профессиональные умения и навыки, необходимые для работы в будущем.
Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся, так как современные студенты - это «Дети Интернета» и современных технологий, им тяжело воспринимать информацию и вовлекаться в работу на традиционных занятиях. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия и семинары. Например:
- Лекции:
1. С запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем - это активизирует познавательную деятельность,
2. С использованием групповых дискуссий – повышает вовлеченность студентов в работу, развивает социо-коммуникативные навыки, позволяет принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- Семинарские занятия:
1. С использованием интерактивных элементов (кроссворды, загадки) – активизация внимания, развитие интеллекта;
2. Использование ролевых игр – развивает навык работы в команде и коллективе, активно общаться с коллегами и окружающими людьми, развивает профессиональные компетенции и личностные качества, такие как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, стрессоустойчивость и самоконтроль неконфликтность, уравновешенность, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать.
- Практические работы:
1. С использованием интерактивных схем, видеофрагментов – развивает воображение, улучшает усвоение нового материала, позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,
2. Разбор конкретных ситуаций и постановка экспериментов – позволяет осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Большинство современных методов образования базируются на использовании информационных технологий. Автор на своих занятиях использует в первую очередь технические средства общего назначения, которые используются для обучения студентов (компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска); программные средства обучения (электронные учебники и пособия, охватывающие или весь курс изучения учебной дисциплины или его крупные разделы); средства для тренировки и контроля полученных знаний, профессиональных умений и навыков; презентации для визуального и звукового сопровождения словесных методов обучения; компьютерные практикумы для проведения практических и лабораторных работ. Они эффективно повышают процесс обучения, потому что современные студенты в обыденной жизни активно используют их и материал, представленный в электронном виде легче усваивается учащимися.
В учебном процессе автор использует обширный спектр традиционных форм и современных образовательных технологий. Это и позволяет добиться заинтересованности студентов в предмете, а так же высоких показателей при оценке качестве образования.
Список использованной литературы:
1. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
2. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
3. Гаршина Ю.П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 90–94.