Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Опыт создания сценария урока истории с метапредметным содержанием

Дата публикации: 2020-01-15 00:04:29
Статью разместил(а):
Муренькая Ирина Викторовна

Опыт создания сценария урока истории с метапредметным содержанием в условиях реализации требований концепции нового УМК по отечественной истории

Автор: Муренькая Ирина Викторовна

МБОУ "Лицей №3",  Светлоград

Аннотация: Статья посвящена методике проведения урока истории и обществознания с метапредметным содержанием. Организация деятельности учащихся по определению  понятий «факт», «явление, событие», «процесс», «аргумент».

Ключевые слова: метапредметные умения, факты, события, процессы.

 

Традиционно методика преподавания общественных дисциплин содержала обучение работе с текстом, поиску необходимой информации, иллюстративному рассказу, работе с картой. Ученику предлагалась информация для «усвоения» и проверяли её на уровне репродукции.

Современный учитель истории и обществознания поставлен перед серьезнейшей проблемой: необходимо в условиях действия множества нормативных документов, регламентирующих больше тему «что должен уметь ученик», определиться «как это сделать?». Как же тогда не просто учить истории, но еще и предлагать ученику новый способ осмысления действительности, отвечающий не только за знание, но и за ответ на вопрос «зачем ему это знать? Как это важно для жизни?». Такое преподавание сложно дается учителю. По данным статистики более 80% родителей видят в учителе истории хорошего рассказчика, красочного оратора.

Но, судя по заданиям ГИА, он же, должен научить анализировать, аргументировать, делать умозаключения на основе научной методологии. В методических рекомендациях  для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по истории  под редакцией И.А. Артасова, указывается: «Причины низкого результата при выполнении задания 24 состоят в неумении формулировать аргументы. Аргумент должен включать в себя корректно подобранный исторический факт (-ы) и объяснения того, как этот факт (-ы) подтверждает/опровергает предложенную в задании точку зрения. Выпускники, как правило, приводят факты, но не могут объяснить их связь с аргументируемой точкой зрения». При выполнении этого задания около 64% участников не смогли привести ни одного аргумента.

В данной статье предлагается опыт создания сценария урока с метапредметным содержанием. Целью работы на уроке стала организация деятельности учащихся по определению  понятий «факт», «явление, событие», «процесс», «аргумент». Как это выглядит на практике, мне удалось показать в ходе конкурса «Учитель года 2018». 10 класс. Тема «Реформы государственного управления  Петра I ». Объем фактов огромен и в 45 минут их все предъявить детям для запоминания нереально. Ставим себе иную задачу: показать разницу понятий «факт», «явление», «процесс» на основе имеющегося материала учебного параграфа и заданий на сопоставление.

На утверждение учителя, что все перечисленные предложения являются фактами, только некоторые учащиеся  сомневаются и указывают правильные позиции. Определяем вместе с учениками понятие ФАКТ и учимся находить факт в научном тексте. Переход к работе над понятием  СОБЫТИЕ   проводим через  визуальный объект. Предлагаем учащимся самим определить признаки события на предложенной схеме. Они без труда определяют событие как множество фактов, связанных между собой и происходящих в одно время. Закрепляем понимание заданием.  

Решая задачу теоретического обобщения, учим десятиклассников понимать суть явлений и процессов. Предлагаем задание на определение явления по его описанию и фактам.

На заключительном этапе этой части урока учащимся была предложена для заполнения таблица, в которую следует внести недостающие данные. Обсуждение в группе вариантов заполнения таблицы покажет учителю затруднения учеников и поможет оценить степень знания фактов, явлений, процессов по теме.

Получив понимание сути явлений и процессов первой четверти 18 века, во второй части урока  переходим к развитию умения аргументации, побору теоретического и фактического материала, для  этого предлагаем детям выбрать из 4 готовых аргументов. Такое задание ускорит понимание аргументации и покажет ошибки, допущенные при решении: приводятся положения, лишенные опоры на конкретные факты (жизнь людей стала значительно хуже), приводятся только факты без минимального обобщения (аргумент не сформулирован).

Только после такой последовательной работы на уроке, учащиеся смогли аргументировать свою точку зрения на реформирование в области государственного управления в первой четверти 18 века. Были в сценарии урока и музыкальная пауза,  в которой предлагалось побывать на Ассамблее, и пронзительный видеофрагмент фильма … Но самое главное было понимание того, что аргументация важна не только для истории, но и в жизни вообще, это показала рефлексия.

Опыт подготовки и проведения открытого урока показал, что учителю истории и обществознания сегодня следует научиться не только, транслировать знания, но и показывать ученику модель мышления, связанную с оперированием историческим знанием, формулированием аргументов в поддержку и опровержение определенной точки зрения, анализом исторических источников, установлением причинно-следственных связей событий, явлений, процессов.

 

Литература:

1. Артасов И.А.  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года: Федеральный институт педагогических измерений

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Научно-методические подходы к разработке и использованию информационных ресурсов в обучении истории и обществознанию на основе ФГОС общего образования // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 4 / Отв.
ред. д-р ист. наук, проф., Заслуженный деятель науки ХМАО – Югры Л.В. Алексеева. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2017. 240 с.

3. Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.

4.Страхова Н.В., Харитонова Л.А. ФГОС ООО: современный
урок истории и обществознания: учебное пособие / Н.В. Страхова, Л.А. Харитонова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯОИРО, 2017. — 166 с.

5. Сечина Т.И. и др. Справочник учителя истории и обществознания. – М.: Учитель, 2013. – 219 с.



[1] Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.

[2] И.А. Артасов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по ИСТОРИИ

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь