Проблемное обучение как средство формирования ситуации успеха
Проблемное обучение как средство формирования ситуации успеха
Автор: Криворучко Лариса Борисовна
Исходя из требований ФГОС. На смену стандартной системе передачи знаний, от учителя к ученику пришла необходимость развивать у ребят способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Основная педагогическая задача – заключается в том, чтобы справоцировать, разбудить интерес к работе, интриговать на каждом этапе урока все более сложными и интересными заданиями. Создать такую ситуацию, чтобы каждый мог проявить себя и поверить в свои силы.
Наиболее эффективным условием для реализации поставленной задачи является системно – деятельностный подход, в котором, особое место занимают, технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение - это система развития учащихся, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу.
Проблемное обучение это настоящий локомотив знаний. Цель которого– вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Идея о важном, значении проблемного обучения высказывалась еще педагогами-классиками. Эту идею выдвигал немецкий педагог А. Дистерверг. Из советских педагогов первым ее сформулировал К.Д. Ушинский. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
Вопросы проблемного обучения освещаются в трудах таких известных дидактов и психологов, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов.
Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов.
На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, ситуации.
Проблемный вопрос должен быть:
• сложным, сопряженным с противоречиями;
• увлекательным, но соответствующим логике науки;
• ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
• предполагающий научный спор на базе различных толкований;
• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Затем осуществляется перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию :
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответов.
Проблемные вопросы часто вынужденно перерастают в проблемные задачи, а задачи, наоборот, переконструируются до уровня вопроса, термины «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно.
При решении проблемных задач пользуюсь технологией их разработки, предложенной А.Т. Степанищевым, профессором кафедры истории университета г. Владивостока, и Н.Г. Дайри.
Суть этой технологии такова.За основу берется соответствующий факт, событие. Затем выбранному компоненту отыскивается альтернатива. На основе идеи и альтернативы формулируется проблемная задача.
Такие задачи применяю при изучении исторических личностей, их деятельности. К разным темам по разным классам подобраны проблемные задания разного типа:
1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностям по одному и тому же вопросу и содержащие противоречия.
2. Задачи на анализ двух и более высказываний, точек зрения одного и того же лица наодну и ту же проблему, содержащих кажущееся или реальное противоречие.
3. Задачи на анализ факта, события.
4. Задачи на оценку деятельности конкретной личности.
5. Задачи на сопоставление фактов и событий далекого прошлого и современности.
Затем осуществляется перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию :
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответов.
Проблемная ситуация – психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, когда он не может объяснить при помощи имеющихся знаний факт. Следовательно необходима альтернатива.
Предлагаемые альтернативы должны быть доступны для понимания и анализа школьниками, соответствовать объему их знаний и уровню мыслительных умений.
Кроме разработки проблемных вопросов, постановки задач, формирования умений отыскивать альтернативу. Проблемное обучение способно решать целый комплекс проблем связанных со спецификой предмета.
Главной проблемой при изучении история является огромный объём информации. Который связан с необходимостью рассматривать исторические процессы в России с учетом обще - мировых тенденций. Для формирования цельных, глубоких знаний необходимо параллельное изучение нескольких предметов – Всемирная история, История России, культурология, обществознание. Следовательно, прежде всего, необходимо формировать у детей умения отбирать главное в этом море информации.
Основная задача на данном этапе научить ребят выделять минимум содержания, который должен быть небольшим и доступным каждому. Для этого необходимо отыскать в тексте ключевые факты и события. Затем составляем хронологическую таблицу, в которой так же выделяем минимум. Такие таблицы, сначала учитель, а затем и сами дети, готовят к каждому уроку в качестве домашнего задания.
Определяющее значение имеет Работа с терминологией. Поэтому в хронологических таблицах мы выделяем факты и понятия, которые необходимо запомнить и уметь применять.
Теоретические понятия нужны для практических целей. Результатом является умение выделять главное, анализировать и обобщать материал.
Чтобы научить детей видеть закономерности, прослеживать причинно – следственные связи, сопоставлять факты нужно научить их грамотно читать!
В своей деятельности я использую Технологию продуктивного (проблемного) чтения. Авторы Н.Н. Светловская, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Технология основана на вычитывании трех видов текстовой информации:
- Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- Подтекстовой (о чем можно прочитать между строк)
- Концептуальной (основная идея текста, его главная мысль)
Данная построчная работа с текстом позволяет видеть прямые и скрытые вопросы, прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.
Правильно организованный процесс отбора информации несомненно важен! Но, как помочь ребятам запомнить весь необходимый объем материала?
Отличным помощником здесь является двухполушарный подход к обучению, в основе которого лежат мнемонические приемы запоминания. Которые через постановку проблемы, и выделение закономерностей помогают разбудить правое полушарие, отвечающее за создание образов и заставить его работать в тандеме с левым. Особый интерес представляет работа с цветовыми тренажерами. Которые помогают в очень короткие сроки запоминать огромные объёмы информации.
Активно использую на уроках элементы информационных технологий: Использование игровых технологий, обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение и развивать интерес к предмету.
И результатом такого интереса становится участие ребят в различных конкурсах и олимпиадах.
Особая гордость это участие в интернет проектах. И самое главное телешкола. Это работа с особенными детьми которые и научили смотреть на мир другими глазами. И понимать, что любую проблему можно решить.
Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.
Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия. Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Помогать ребятам стать успешными.
Только помните успех как птица. Мимолетен и неуловим, стремителен и немногословен, избирателен и непостоянен. Он появляется неожиданно и тут же исчезает. И именно здесь нужна поддержка чтобы загоревшаяся искра не потухла. А превратилась в настоящее пламя.