Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

О профильном обучении иностранному языку: физкультурно-спортивного направления

Дата публикации: 2020-02-15 15:53:21
Статью разместил(а):
Семенова Надежда Юрьевна

О профильном обучении иностранному языку физкультурно-спортивного направления

Авторы: Семенова Надежда Юрьевна

и Кузнецова Юлия Викторовна

ГБПОУ «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина», Нижний Новгород

 

В настоящее время в среднем профессиональном образовании все большее распространение получила дифференциация обучения. Что касается иностранного языка, то она может проявляться в сроках обучения, типах училищ, наличии различного рода профессионально-направленных курсов и т.п. Профильная дифференциация обучения иностранному языку в училище объясняется, причинами как объективного, так и субъективного характера.

В основе объективной причины лежат потребности современного общества в специалистах средней и высшей квалификации, владеющих иностранным языком. Поэтому, чем раньше начнется овладение языковой базой в конкретном направлении и обучению иностранному языку будет придан профильный характер, тем больше вероятность того, что данный язык будет эффективно использоваться в профессиональных целях.

Субъективную причину определяют следующие рассуждения. Иностранный язык для успешного овладения должен быть включен в систему жизненных интересов личности. Одним из таких интересов для большинства обучающихся старшего подросткового и юношеского возраста является все, что связано с их профессиональным самоопределением и большим углублением в выбранную профессию. Если ученик в процессе занятий  по иностранному языку почувствует, что он узнает много нового о выбранной профессии, и углубляется в соответствующую область знания, иностранный язык приобретет для него личностный смысл и станет постоянно действующим фактором мотивации учения.

Таким образом, профильная дифференциация может стать одним из действенных средств повышения эффективности обучения иностранному языку в училище. Для реализации идеи профильной дифференциации необходимо методическое обеспечение. Дифференциация может проводится по следующим направлениям: дифференциация учебных материалов по объёму, дифференциация учебных заданий по сложности и по продолжительности их выполнения. Другая линия дифференциации обучения – учёт интересов и склонностей учащихся при подборе для них учебных материалов. В данной статье мы хотим изложить некоторые подходы  к разработке курса профильного обучения иностранному языку на примере физкультурно-спортивного направления.

Курс профильного обучения в первую очередь рассчитан на учащихся-спортсменов, которые получают возможность осваивать иностранный язык под углом зрения своих профессиональных интересов. Реальные условия такого обучения складываются из следующих основных факторов: более высокого уровня интереса учащихся к физкультуре и спорту на международном уровне, а значит и к иностранному языку как к важному средству общения и получения информации, достаточного количества недельных часов и высокой степени самостоятельности самих обучающихся. В таких условиях широкое распространение получает индивидуальная, парная и групповая самостоятельная работа в классе и дома. Все это в совокупности позволяют выдвинуть более перспективные цели обучения предмету по сравнению с теми, которые приняты  в действующей программе, и рассчитывать на реальное достижение этих целей.

Мы полагаем, цель обучения иностранному языку, направленная на воспитание, образование и развитие обучающихся средствами предмета, должна содержать следующие составляющие:

- воспитание осознанного отношения к выбору профессии, потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;

- расширение кругозора учащихся, в дальнейшем определяющее степень их эрудированности в различных областях, включая профессионально значимую;

- развитие важных в профессиональном отношении таких процессов, как внимание, память и аналитическое мышление;

- подготовка обучающихся к участию в межкультурном общении в устной и письменной формах, учитывая их интересы и профессиональные амбиции, при этом важным моментом служит формирование навыка, позволяющего читать аутентичные тексты.

Главными составляющими содержания обучения иностранному языку являются специальные и общеучебные умения. В свою очередь общеучебные умения делятся на следующие группы:

- учебно-интеллектуальные умения, здесь актуальна способность при аудировании и чтении устанавливать причинно-следственные связи между элементами содержания, дифференцировать и обобщать их;

- учебно-информационные умения, позволяющие классифицировать информацию на основную и второстепенную, использовать справочную литературу, понимать невербальные средства кодирования информации-схемы, диаграммы, графики и максимально их использовать в своей профессиональной деятельности физкультурно-спортивного направления;

- учебно-коммуникативные умения, которые являют себя в процессе коллективного обсуждения проблем, в процессе составления тезисов для устного высказывания и т.п.

Говоря о специальных умениях, курс профильного обучения традиционно включает в себя аудирование, говорение, чтение и письмо. Приоритетным видом для физкультурно-спортивного направления мы считаем говорение.

Важность данного умения вытекает из характера профессиональной деятельности специалиста физкультурно-спортивного направления, который может свободно применять свои коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с коллегами на международном уровне.

Специфика курса профильного обучения иностранному языку в физкультурно-спортивном направлении выделяет говорение, с его двумя формами речи, диалогической и монологической, где преимущественное развитие получает диалогическая речь. На первом этапе обучения диалогической речи у обучающихся мы формируем умение вести диалог по представленным образцам. А на втором этапе формируются умения без предварительной подготовки вести беседу с одним-двумя партнерами, высказываться в связи с предложенной речевой ситуацией. Более того, умения использовать неподготовленную речь получают дальнейшее развитие за счёт использования элементов делового общения, сближения диалогической и монологической форм речи, при котором односложные реплики могут перемежаться с развернутыми высказываниями.

В нашем случае, практическое применение полученных навыков в ходе профессионально-ориентированного обучения  физкультурно-спортивной направленности обучающимися ГБПОУ «НОУОР имени В.С. Тишина» имело место быть  в ходе подготовки и проведения Чемпионата Мира по Футболу в Нижнем Новгороде в 2018г.

Наши обучающиеся активно принимали участие в качестве волонтёров, которые успешно осуществляли информирование иностранных граждан на английском языке. Помимо этого наши обучающиеся проявили себя в качестве корреспондентов газеты Училища олимпийского резерва, в которой были опубликованы интересные заметки и интервью с иностранными гостями нашего города на английском языке.

Данное событие дало возможность обучающимся полностью погрузиться в языковую среду, ощутив всю важность английского языка как языка мирового значения, и почувствовать себя полноценным участником диалога с иной культурой.

Итак, смысл профильной дифференциации обучения иностранному языку мы видим в переориентации учебного процесса на личность ученика, на его возможности и потребности, склонности и профессиональные устремления, с тем, чтобы иностранный язык стал средством удовлетворения его долговременных интересов, вписался бы в общий контекст его деятельности.

 

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. - М: АРКТИ-Глосса, 2011, 165 с.

2. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.- М.,1986.

3. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 (14), 2011.

4. Мещерякова Е.В. Модернизация содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов технического вуза, Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ», 2010.

5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированноеобучениеиностранномуязыку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2012, 114с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь