Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа мониторинга уровня сформированности УУД основного общего образования

Дата публикации: 2020-03-29 11:17:04
Статью разместил(а):
Власова Ольга Раулевна

Программа мониторинга уровня сформированности УУД основного общего образования

Автор: Власова Ольга Раулевна

МАОУ «СОШ № 12 с углублённым изучением английского языка», МО «Мирнинский район» РС (Я)

 

Аннотация: программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования школы №12». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС при получении основного общего образования.

 

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия и связанных с ними способов учебной деятельности, которые обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1.      Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2.      Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3.      Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4.      Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности  УУД у обучающихся 5-7 классов;

5.      Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования  и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6.      Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся  основного общего образования.

Объекты мониторинга:

1.        Универсальные учебные действия  школьников пилотного 5 «В» класса, в дальнейшем последующие классы;

2.        Психолого-педагогические условия обучения;

3.        Педагогические технологии, используемые в среднем звене. 

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени  основного общего образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

 

Требования к методам и  организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС

и оценки  сформированности универсальных учебных действий

1. Обоснование выбора диагностического инструментария.

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

– учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

·         адекватность методик целям и задачам исследования;

·         теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

·         адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

·         валидность надежность применяемых методик;

·         профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;

·         этические стандарты деятельности психологов.

Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.

Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.  

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно ква­лифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые усло­вия для правильной процедуры проведения обследования и последующей пра­вильной интерпретации диагностических оценок. 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.

1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;

Основным  объектом  оценки  личностных  результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

– самоопределение  —  сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

– смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися  на  основе  устойчивой  системы  учебно-познавательных  и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация  —  знание  основных моральных норм и ориентация на их выполнение  на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических  чувств  —  стыда,  вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит  сформированность  у  обучающегося  указанных выше  регулятивных,  коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  т. е.  таких  умственных  действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую   задачу   в   познавательную;   умение   планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить  коррективы в их выполнение на основе оценки  и  учёта  характера  ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

–  умение  осуществлять  информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

–  умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым  признакам,  установлению  аналогий, отнесению к известным понятиям;

– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

2.      Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.

3.      Успешная адаптация и социализация выпускников школы.

4.      Создание мониторинга психологического статуса школьника. 

5.      Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды. 

 

Содержание оценки результатов освоения учащимися

основной образовательной программы основного общего образования

Оценка личностных результатов

Образовательный результат

Параметр оценки

Индикатор

Оценочная процедура

Исполнитель

Периодичность

1.

Способность к самоопределению

Адекватная самооценка

Количество учащихся, демонстрирующих нормальную адекватную самооценку

Тест самооценки личности Дембо-Рубинштейн;

Методика «Какой Я?» Методика по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчарова)

Психолог или классный руководитель

Ежегодно

2.

Способность к смыслообразованию

Мотивация к учебной деятельности

Количество учащихся с высокой степенью мотивации к обучению

Тестирование (методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных в 5 класс), наблюдение

Психолог или классный руководитель

Ежегодно

3.

Эмоциональное  самочувствие

Личностная тревожность

Количество учащихся, демонстрирующих нормальный уровень тревожности

Методика «Шкала личностной тревожности», методика адаптации Э. М. Александровской, Ст. Громбах

Психолог или классный руководитель

Ежегодно

4.

Способность к  саморегуляции

Самопонимание. Самосознание. Самоорганизаванность. Саморазвитие

Количество учащихся, демонстрирующих средний и высокий уровень психологической культуры

Методика «Психологическая культура личности» Т.А.Огневой, О.И.Моткова, наблюдение

Психолог или классный руководитель

Ежегодно

Оценка метапредметных результатов 

1.

Владение общеучебными умениями и действиями

Познавательное развитие школьника

Количество учащихся, демонстрирующих уровень познавательного развития не ниже среднего

Тестирование (методика  Л.Ф.Тихомировой «Исключи слова»), наблюдение

Психолог, учитель

Ежегодно

2.

Способность к постановке и решению проблемы

Аналитико-синтетическая деятельность

Проявление творчества

Количество учащихся, способных к постановке и решению проблемы

Тестирование (методика  Л.Ф.Тихомировой «Исключи слова»), наблюдение

Психолог, учитель

Ежегодно

3.

Способность к целеполаганию, планированию, прогнозированию, контролю, коррекции, оценке

Сформированность теоретического анализа и внутреннего плана действия

Количество учащихся, демонстрирующих высокий уровень умения понять учебную задачу, анализировать ее условие, планировать свои действия

Методика «Логические задачи», наблюдение

Психолог, учитель

Ежегодно

4.

Способность к саморегуляции

Саморегуляция действий и эмоций

Количество учащихся, способных к саморегуляции

Методика «Психологическая культура личности» Т.А.Огневой

Психолог, учитель

Ежегодно

5.

Сформированность коммуникативных навыков

Учебное сотрудничество

Количество учащихся, демонстрирующих благоприятные и допустимые межличностные отношения

Методика «Социометрия» Дж. Морено, наблюдение

Психолог, учитель

Ежегодно

6.

Способность к построению продуктивного взаимодействия

Конструктивность общения

Количество учащихся, способных к конструктивному общению.

Тестирование

Психолог, учитель

Ежегодно

 

Модель (циклограмма) мониторинга результатов освоения учащимися

основной образовательной программы основного общего образования

УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Методы

Периодичность

Сроки

Личностные

Самоопределение

Тест самооценки личности Дембо-Рубинштейн

Анкетирование

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Смыслообразоваине

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в основную школу

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Эмоциональное самочувствие

Методика «Шкала личностной тревожности»; Шкала тревожности Филлипса

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Самоотношение и саморегуляция

Методика «Психологическая культура личности» Т.А.Огневой, О.И.Моткова

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе

из начальных классов в средние по методике Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Познавательные 

Познавательное развитие школьника. Аналитико-синтетическая деятельность

Методика Л.Ф.Тихомировой «Исключи слова»

Определение уровня развития словесно-логического мышления

Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

Тест на оценку самостоятельности мышления.

(Познавательные УУД)

из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения  в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Тест на оценку сформированности навыков чтения

(познавательные УУД)

из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Тестирование

1 раз в год

5-9 классы

Проявление творчества

Методика «Психологическая культура личности» Т.А.Огневой, О.И.Моткова

Тест на оценку самостоятельности мышления.

(Познавательные УУД)

из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения  в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Регулятивные: целеполагание, планирование 

Внутренний план действий

Методика «Логические задачи», Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой.

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Самооценка, саморегуляция

Саморегуляция действий и эмоций

Методика «Психологическая культура личности» Т.А.Огневой, О.И.Моткова;

Методика «Счет по Крепелину» 

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Коммуникативные: социальная компетентность

Конструктивность общения

Методика «Психологическая культура личности» Т.А.Огневой, О.И.Моткова

 Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А.Ступницкой) 

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

Учебное сотрудничество

Коммуникативные навыки

Методика «Социометрия» Дж.Морено

Тестирование

1 раз в год

5-9 Классы

 

 Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения и психологических программ. Практика психолого-педагогических исследований показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников. Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в сводную ведомость «Сформированность УУД учащихся» на начало и на конец учебного года (приложение 1), и таблица «Общий показатель сформированности УУД». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. 

Процедура проведения диагностического исследования.

1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу. 

2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий (см. таблица 1). Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

3. Каждому уровню соответствует свой балл: от 0 до 3 (+ - *). Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Затем определяется общий балл по всем показателям УУД, заносится в таблицу по каждому ученику (соответственно его фамилии по журналу).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь