Бинарный (интегрированный) урок – одна из форм реализации межпредметных связей

Дата публикации: 2020-03-30 12:58:50
Статью разместил(а):
Ковальский Александр Петрович

Бинарный (интегрированный) урок – одна из форм реализации межпредметных связей

Автор: Ковальский Александр Петрович

ГАПОУ АО «Новодвинский индустриальный техникум», г. Новодвинск

 

Основные характерные признаки бинарного урока:

1.  Материально-техническая и методическая обеспеченность урока.

2. Объединение теоритического и практического методов обучения в едином совмещённом занятии.

3. Достижение двойной (бинарной) цели – усвоение знаний и одновременное практическое их  применение.

4. Слияние процессов усвоения знаний  и формирование первичных умений и навыков, их взаимовлияние. 

Цели бинарных уроков:

1. Показать взаимосвязь между разными дисциплинами;

2. Решать единую педагогическую задачу обучения и развития средствами нескольких дисциплин;

3. Создавать на основе общей темы интегрированные уроки

4. Заинтересовать студентов изучением дисциплин, сделать уроки творческими, увлекательными.

Задачи бинарных уроков:

1.  Введение современной педагогической технологии как формы организации обучения.

2.  Совмещение теории и практики или двух дисциплин, как вид учебного занятия (нетрадиционный вид урока).

Планирование урока.

Во время календарно-тематического планирования необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Это позволит четко определить их роль и место в системе уроков. Планирование интегрированных уроков начинается с анализа учебных программ с целью выявления близких тем. Однако нет необходимости реализовывать все возможные темы. Отбор тем осуществляется исходя из дидактических целей. Для этого необходимо ответить на вопросы: для чего проводится интегрированный урок? Какие образовательные задачи он поможет решить?

Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы). Если поставлена цель сформировать целостные пропедевтические знания (вводно-обзорные) в начале изучения темы или раздела программы, то интегрированный урок проводится как вводный к теме или разделу. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Данный подход соответствует методу познания  от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у обучающихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

Конструирование, содержание урока.

Прежде всего необходимо сформулировать цель и задачи урока. Цель урока лучше описывать в терминах, обозначающих результаты деятельности обучающихся.

Далее определяются задачи урока.

Для этого нужно ответить на вопрос: что необходимо последовательно сделать для достижения цели урока? Задачи принято формулировать с позиций деятельности преподавателя.

Следующая процедура связана с определением оснований интеграции. Для этого необходимо ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция? Это позволит выделить структурообразующий компонент содержания урока (интегратор).

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы для их интеграции. В процессе анализа программного материала выявляются компоненты, определяющие состав интегрируемых на уроке знаний. Основой формирования структуры содержания урока будут ключевые знания доминирующего предмета (интегратора). Логика их изучения определит способы и характер связей интегрируемых компонентов.

На первом этапе конструирования урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый преподаватель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации.

Затем приступаем к созданию плана-конспекта урока.

Производим отбор самого необходимого из всего массива информации. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Определяются формы и методы работы преподавателей и обучающихся в ходе урока, средства обучения, необходимые на каждом этапе урока. Отрабатывается общая схема урока.

Репетиционный этап.

В ходе репетиции творческой группы преподавателей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются роли преподавателей на уроке. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачивали партнеров. Так, например, можно придерживаться последней фразы монолога, чтобы партнер мог сориентироваться, когда ему начинать. Такой прием позволяет учителям свободно импровизировать. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимается, чем заученный. Отсутствие слаженности в работе творческой группы может привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суеты, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.

Практика показывает, что во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в установленные временные рамки.

Последовательность действий на этапе проведения урока, этапы урока. Мы выделяем три этапа интегрированного урока. При этом мы не исключаем возможности других подходов к структуре интегрированного урока. В современной дидактике первый этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес обучающихся к теме урока, к его содержанию. Способы формирования интереса обучающихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. 

Следующий этап урока – фаза осмысления.

В этой части урока обучающиеся решают познавательные задачи, сформулированные преподавателем в виде вопросов. Для формирования у студентов целостной картины изучаемого материала необходимо постоянно анализировать, сравнивать, выявлять общее и специфическое, устанавливать связи между различными знаниями, делать обобщающие выводы.

Заключительный этап урока – фаза обобщения и рефлексии. На этом этапе необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям студентов, сформулировать четкие выводы, осуществить рефлексию. Как и начало урока, концовка должна произвести на обучающихся сильное эмоциональное воздействие.

Вывод: Интегрированная форма повышает эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

 

Список литературы:

1. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст]/ М.И. Балагурова. – М.: Просвещение, 2006. – 3с.

2. Белышева М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия [текст]/ М.И. Белышевава // Биология – СПб., 2005. – №2 – С.7.

3. Биология. 10-11 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина [текст]/ авт.-сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2010. - 184 с.

4. В.Н. Волченко. Сварка и свариваемые материалы. «Металлургия», 1991  

5. О.С.Габриелян Г.Г.Лысова Химия 11 класс, Москва «Дрофа» 2010, с 190

6. Д.Л. Глизманенко. Сварка и резка металлов. Профтехиздат 1985г. 448c. 

7. Думина И.В. Педагогические технологии в обучении биологии [текст]/ Современный урок биологии Ч.2/ И.В. Думина. - М.: Школа-Пресс, 2001 – 423с.

8. Есипов Б.П. Интеграция материала на уроках биологии [текст] / Б.П. Есипов – М.: Новошинский, И.И., Новошинская, Н.С. Химия,10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская - М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007. – 238с.

9. Ищенко И.И. Каменные работы: Учебник для СПТУ Издательство: М.: Высшая школа, 1987г с 135 

10. Новошинский И.И., Новошинская, Н.С. Химия, 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ И.И. Новошинская, Н.С. Новошинский - М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007. – 240с.

11. Орлов В.Н. Интеграция в биологии [текст] / В.Н. Орлов. СПб., 2003. – 219 с.

12. Петраков Л.Р. Интегрированный урок - форма учебного занятия. Открытый урок [текст] / Л.Р. Петраков // Первое сентября, 2006. – С. 15.

13. Петренко Л.А. Интегрированный урок, как форма учебного занятия. – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [G/index htm сайт UD.] // Л.А. Петренко. - Первое сентября, 2005. – С.13. 

14. Попов Н.Н. Железобетонные и каменные конструкции  Издательство: Высшая школа 1996г с 35 

15. С.И. Румянцев, А.Ф. Синельников, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» Москва, «Машиностроение», 2009 г. 

16. В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств», Москва, «Транспорт», 2005 г. 

17. Н.И. Никифоров. Справочник газосварщика и газорезчика. Высшая школа 1999г  с. 102.