Программная инженерия в школе
Программная инженерия в школе
Автор: Студентова Евгения Александровна
МБОУ "СОШ № 11 им. С. М. Жолоба", г.-к. Анапа
Программная инженерия – новая область компьютерной науки.
Программная инженерия – раздел компьютерных наук, изучающий методы и средства компьютерных программ инженерной деятельности.
Программная инженерия тесно связана с системотехникой и реинжинирингом.
Системотехника объединяет различные инженерные дисциплины по разработке всевозможных искусственных систем – энергоустановок, телекоммуникационных систем, встроенных систем реального времени, программных роботов и т.д.
Реинжиниринг – в широком смысле обозначает модернизацию, внедрение новых практик, поддерживаемых соответствующими, новыми информационными системами, проектами.
Программная инженерия занимает центральное место в пространстве информатики, она дает теоретические и технологические средства системной и компьютерной инженерии.
Программная инженерия – это новое направление в ВУЗах, оно предполагает подготовку следующих специалистов: инженер-конструктор программного обеспечения, инженер-проектировщик программных систем, специалист по программной инженерии, специалист по разработке программно-информационных систем, специалист по тестированию программного обеспечения, специалист по управлению программными проектами, техник по разработке и сопровождению программного обеспечения.
Выбрать и понять, куда пойти учиться из такого перечня специальностей, будущему выпускнику очень сложно, поэтому на уроках информатики и во внеурочной деятельности нужно постараться, показать учащимся все стороны данного нового направления.
Элементы программной инженерии в обучении можно начинать в начальной школе с применением простейших робототехнических наборов, например, курс «Моделирование», где учащиеся не только развивают способности познания окружающего мира через практическую, конструктивную деятельность, но и узнают основные алгоритмические конструкции, учатся программировать, что является хорошей пропедевтикой к изучению курса «Алгоритмизация и программирование» в основной и старшей школе, а также видят взаимосвязь аппаратного и программного обеспечения, анализируют и делают выводы о программном управлении моделью, а это уже элементы системотехники.
Далее продолжение элементов программной инженерии среднего звена находит свое место в изучении курса информатики - «Формальные исполнители», где учащиеся знакомятся с исполнителем «Чертежник», «Робот», пишут простейшие программы, моделируют различные ситуации, понимая, что значит система команд исполнителя, среда исполнителя.
Во внеурочную деятельность желательно включить изучение событийно-ориентированного языка программирования Scratch. Программы на Scratch состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Одним из главных достоинств среды программирования Scratch является ее доступность и понятность. Scratch помогает ученикам приобретать базовые навыки для жизни в XXI веке: учит мыслить творчески, приводить систематические обоснования и совместно работать.
Навыки работы с моделями формального исполнителя подкрепляются на занятиях по робототехнике, где ученики проводят автоматизированные эксперименты, наглядно реализуют сложные алгоритмы, а благодаря работе со Scratch, у педагогов и их учеников появятся новые возможности использования робототехнических наборов.
Также в среднем звене на уроках ученики знакомятся с языками программирования Паскаль, анализируют программный код, выполняют простейшие задания, и навыки, полученные в среде программирования Scratch, помогают детям в понимании основных алгоритмических структур.
В старшем звене учащиеся изучают визуальное объектно-ориентированное программирование (Delphi, С++). Визуальный язык позволяет разрабатывать более сложные программные продукты, Каждый проект ориентирован на конечного пользователя, тем более возможность такая в визуальном программировании есть.
Разработанные проекты, проходят свои циклы, соответствующие реинжинерии, причем дети учатся и основам менеджмента в частности – управлению проектами, что также является направлением реинжинерии.
Такой подход к обучению с элементами программной инженерии дает возможность выпускнику четко представить, что их ожидает в дальнейшем процессе обучения и в жизни.