Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Квалификационные требования к работникам на наземном автомобильном транспорте

Дата публикации: 2020-05-08 05:37:36
Статью разместил(а):
Сорокина Лариса Васильевна

Квалификационные требования к работникам на автомобильном транспорте

Автор: Сорокина Лариса Васильевна

Красноярский автотранспортный техникум, г. Красноярск

 

В статье поднимаются актуальные проблемы допуска к работе отдельных категорий работников наземного автомобильного транспорта. Вопрос допуска лиц к работе неразрывно связан с квалификационными требованиями, предъявляемыми работодателем к работнику и соискателю.

В советском (а затем и в российском) праве регулирование данного вопроса обеспечивалось квалификационными справочниками (ЕТКС, ЕКС). В настоящее время осуществляется переход от применения квалификационных справочников к применению профессиональных стандартов, которые призваны отразить трудовые функции и квалификационные требования с учетом требований времени. Перед правоприменителем встает вопрос приоритета норм при приеме на работу и оформлении трудового договора. Вопрос приема на работу отдельных категорий работников наземного транспорта усложняется как отсутствием соответствующих профессиональных стандартов, так и имеющимися противоречиями, установленными цензами Минтранса России к работникам автомобильного и наземного электрического транспорта.

В статье дан анализ «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287, отдельных положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также корреспондирующих к ним норм права. Приведенный анализ позволил сформулировать и вывести имеющуюся юридическую коллизию, которая обуславливает законодательное препятствие к отдельным видам работ в сфере наземного транспорта лиц, имеющих среднее профессиональное образование по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» (квалификация техник-механик). Выведенные противоречия свидетельствуют о необходимости пересмотра действующих нормативно-правовых актов. Указанные недостатки законодательной базы не только затрудняют процесс трудоустройства отдельных работников наземного транспорта, но и ввергают как работников, так и работодателей в дополнительные расходы, связанные с профессиональной переподготовкой

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон о БДД) определила основные обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств. К настоящему моменту данный Федеральный закон претерпел уже тридцать восемь редакций. Согласно положениям Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 20 Федерального закона о БДД была дополнена следующим требованием: «обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта возложены на Минтранс России. Механизм правового регулирования нормы статьи 20 Федерального закона о БДД был раскрыт в положениях Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее - Приказ № 287) спустя три года после появления соответствующего требования в Федеральном законе.

Данный Приказ установил требования к профессиональному образованию и стажу по специальности, а также необходимый объем знаний и умений водителей различных транспортных средств, лиц, занятых в организации перевозочного процесса: диспетчер транспорта, контроллер технического состояния транспортных средств, специалист, ответст­венный за обеспечение безопасности дорожного движения, и консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Кроме того, приказ объединяет в себе требования, как к работникам автотранспорта, так и наземного электрического транспорта. Требования Приказа № 287 равнозначны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих как грузоперевозки, так и пассажирские перевозки, в том числе для собственных нужд. Исключая квалификацию «консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов», которая имеет узкоспециализированную направленность, остальные требования подлежат к исполнению всеми участниками перевозочного процесса.

Иными словами, осуществляя перевозку автомобильным транспортом, во исполнение требований безопасности дорожного движения необходимо иметь в штате следующих сотрудников соответствующей квалификации:

1) водители транспортных средств;

2) диспетчер автомобильного транспорта (далее - диспетчер);

3) контроллер технического состояния автотранспортных средств (далее - контроллер);

4) ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения (далее - ответственный за БДД).

Законодательство не запрещает совмещение указанных выше должностей при соответствии уровня квалификации для замещения конкретной должности.

Рассмотрим подробнее вопрос допуска к работе сотрудников, занятых в организации перевозочного процесса автомобильного транспорта: диспетчера, контроллера и ответственного за БДД.

Вопросы необходимой квалификации работников отражены в разделе IX Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Статья 195.1 определяет квалификацию работника как совокупность уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт как характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и в том числе выполнения определенных трудовых функций. В свою очередь, статья 195.3 закрепляет, что в случае если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Приказ Минтранса № 287 не является профессиональным стандартом и не уточняет трудовые функции диспетчера, контроллера и ответственного за БДД, устанавливая исключительно ряд требований к лицам, занимающим соответствующие должности. Рассмотрим подробнее образовательный ценз к исполнению обязанностей в рамках указанных должностей.

К диспетчеру предъявляется следующее требование: наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00, и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

К контроллеру предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специаль­ности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 (указанную выше), за исключением специальности 23.02.03 (с предъявлением дополнительных требований к стажу); либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00, и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контроллера технического состояния автотранспортных средств.

К ответственному за БДД предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00, либо наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00, и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Ответственный за БДД также должен в обязательном порядке пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Аттестация проводится аттестационной комиссией, формируемой из представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»).

Поскольку Приказ № 287 не закрепляет трудовые функции и должностные обязанности, а только лишь устанавливает квалификационные требования, для разграничения полномочий следует обратиться к профессиональным стандартам. К сожалению, ни по одной из приведенный специальностей (диспетчер, контроллер и ответственный за БДД) не приняты профстандарты к настоящему моменту. Существует разработанный еще в 2014 году проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта"»: в нем не прописаны квалификационные требования, но есть описание трудовых функций диспетчера. Среди них:

1) осуществление подготовки и сопровождения перевозки пассажиров, грузов и багажа автотранспортом (осуществление контроля готовности водителей и подготовки подвижного состава к работе на линии, формирование перевозочных документов для обеспечения движения автотранспорта, осуществление контроля соблюдения графиков, расписания и интервалов движения автотранспорта, ведение оперативного учета и анализа хода перевозочного процесса автомобильным транспортом);

2) обеспечение реализации логистических систем, технологий перевозок и оптимальной маршрутизации автотранспорта (обеспечение оперативного сопровождения перевозок пассажиров, грузов и багажа автотранспортом, выполнение работ по ликвидации сверхнормативных простоев, сбоев автотранспортных процессов, сопровождение движения специализированного автотранспорта по доставке специфических грузов);

3) координация и контроль качества транспортно-технологических схем перевозок пассажиров, грузов и багажа автотранспортом (координация внедрения рациональных транспортно-технологических схем перевозок автотранспортом, контроль качества работ при организации перевозок пассажиров, грузов и багажа).

Исходя из требований статьи 57 ТК РФ, в отсутствие утвержденных профессиональных стандартов следует использовать квалификационные справочники (ЕТКС и ЕКС). Примечательно, что в данных справочниках описания данных профессий также отсутствуют. След их можно найти в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОКПДТР): код 21635 - диспетчер автомобильного транспорта, код 22530 - инженер по безопасности движения, который в свою очередь корреспондирует к Общероссийскому классификатору занятий 1993-го года (далее - ОКЗ-93), где содержатся сведения об укрупненных группах занятий (группа 3146 - диспетчеры (кроме авиационных), группа 7231 - слесари-сборщики и слесари-ремонтники мототранспортных средств, группа 2145 - инженеры-механики и технологи машиностроения). В 2014 году был принят новый Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ-2014). Согласно официальной информации Минтруда России касательно соответствия ОКЗ-93 и ОКЗ-2014, диспетчеры относятся к группе 4323 - служащие по транспортным перевозкам, контроллеры - также к группе с новым наименованием «механики и ремонтники транспортных средств», ответст­венные за БДД - к группе 2144 - инженеры-механики.

Как было сказано выше, в части образовательного ценза Приказ Минтранса № 287 определил, что лица, занимающие рассматриваемые нами должности (диспетчер, контроллер и ответственный за БДД), должны иметь образование, входящее в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», либо в случае отсутствия указанного образования должны иметь дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) по соответствующим программам.

Изучив перечни специальностей среднего профессионального и высшего образования, утвержденные Приказами Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 и от 12.09.2013 № 1061, можно сделать следующие выводы. Без переподготовки занимать должности диспетчера или контроллера можно при наличии среднего профессионального образования по программам: 1) организация перевозок и управление на транспорте (по видам); 2) автомобиле- и тракторостроение; 3) техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 4) техническая эксплу­тация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и обо­рудования (по отраслям); 5) эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного); 6) техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог; 7) техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

При этом специальности «Механизация сельского хозяйства» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» входят в укрупненную группу 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и не дают права занимать должности диспетчера или кон­троллера. Согласно п. 4.3.3 Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», выпускник данной специальности готовится в том числе к такому виду деятельности, как техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.

Исходя из этого, получается, что должность диспетчера автомобильного транспорта может занимать лицо, объектом профессиональной деятельности которого являются детали, узлы, агрегаты, системы подвижного состава железных дорог, но не может занимать лицо, объектами профессиональной деятельности которого являются машины, механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-технологическое оборудование сельскохозяйственного назначения, автомобили категорий «В» и «С», технологические процессы подготовки, эксплуатации, технического обслуживания и диагностирования неисправностей машин.

При этом занимать должность специалиста по БДД без переподготовки может лицо, имеющее высшее образование по направлениям бакалавриата и магистратуры:

1) технология транспортных процессов;

2) наземные транспортно-технологические комплексы;

3) эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов;

либо по направлениям специалитета:

1) наземные транспортно-технологические средства;

2) транспортные средства специального назначения;

3) подвижной состав железных дорог;

4) эксплуатация железных дорог;

5) системы обеспечения движения поездов.

ФГОС специальности 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (как уровня бакалавриата, так и специалитета) определяет объектами профессиональной деятельности выпускников автомобили; тракторы; мотоциклы; автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы; наземные транспортные средства с комбинированными энергетическими установками; подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование; технические средства агропромышленного комплекса; технические средства природообустройства и защиты в чрезвычайных ситуациях; горнотранспортные средства; трубопроводные транспортные системы; средства и механизмы коммунального хозяйства; средства и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушения пожаров.

Как мы видим, профессиональная деятельность, связанная с автомобильной, тракторной и иной сельскохозяйственной техникой, заключена в единую группу специальностей на уровне высшего образования. Однако на уровне среднего образования данные виды деятельности разобщены и относятся к различным укрупненным группам направлений подготовки, несмотря на общность объектов профессиональной деятельности по ФГОС. В связи с этим противоречием возникает законодательное препятствие к осуществлению в организации должностных функций диспетчера транспортных средств или контроллера технического состояния транспортных средств. Фактически, имея среднее профессиональное образование по специальности «Механизация сельского хозяйства», изучив работу узлов и агрегатов, диагностирование и техническое обслуживание транспортных средств сельскохозяйственного назначения, работник не может пройти квалификационный ценз для занимания означенных выше должностей.

Данное противоречие, которое фактически является объективной юридической коллизией, возможно устранить при пересмотре перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования. Иными словами, необходимо устранить логическое несоответствие между ФГОС и Перечнем профессий через перераспределение укрупненных групп направлений подготовки и входящих в них специальностей (с учетом примеров, приведенных в настоящей статье). Дальнейшим шагом должна стать разработка соответствующих профстандартов для отдельных категорий работников транспорта, которые закрепят не только квалификационные требования (с учетом пересмотренных Перечней профессий), но и разграничат трудовые функции работников наземного транспорта.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь