Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса и родителей "Правила поведения в сети Интернет"
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса и родителей "Будущее начинается сегодня. Правила поведения в сети Интернет"
Авторы: Пискунова Анастасия Михайловна
и Прокофьева Анна Валерьевна
МАОУ «Начальная общеобразовательная школа № 41», г. Черепец
Пояснительная записка
Глобальная информационная сеть Интернет прочно вошла в нашу жизнь. Современное общество активно использует ее ресурсы для работы, общения и развлечения. Дети и подростки, также, как и взрослые, постоянно обращаются к всемирной сети для удовлетворения познавательных, коммуникативных потребностей и игры. Но нашим учащимся не всегда очевидны угрозы, которые несет Интернет. В сети их интересует все: они смотрят рекламу, открывают всплывающие окна, переходят по сомнительным ссылкам. Родители не воспринимают это как серьезную проблему и не осознают, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику и здоровье. Поэтому становится актуальным вопрос, как обеспечить информационную безопасность школьников.
Задача учителей и родителей научить детей правильно обращаться с гаджетами и другими информационными ресурсами без вреда для себя и своего здоровья, вести профилактику нехимических видов зависимости. В нашей школе ведется работа со всеми участниками образовательного процесса. Одна из самых распространенных и эффективных форм - это внеклассное мероприятие, что обусловлено учетом возрастной категории образовательного учреждения (7-11 лет). В основе разработки лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает включение участников в активную познавательно-творческую деятельность.
Тема: «Будущее начинается сегодня. Правила поведения в сети Интернет».
Цель: Профилактика нехимических видов зависимости у учащихся.
Задачи:
1. Познакомить участников мероприятия с вредными последствиями зависимости от социальных сетей, компьютерных игр, мессенджеров и других информационных ресурсов.
2. Обсудить правила безопасного поведения в сети Интернет, правила пользования гаджетами.
3. Научить оценивать риски и угрозы в информационном поле.
4. Научить оценивать положительные и отрицательные стороны использования сети Интернет.
5. Познакомить с вариантами альтернативной организации досуга.
Форма работы: внеклассное мероприятие.
Категория участников: учащиеся 1- 4 классов, родители, педагоги.
Технологии, используемые на внеклассном мероприятии: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационное обучение, игровое обучение, проблемное обучение.
Необходимое оборудование:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Карточки с «лайками» и «дизлайками»
3. Листы формата А4, ручки
4. Реквизит для сценки (костюмы, музыкальное сопровождение)
5. Буклет «Безопасность детей в сети Интернет»
6. Анкеты обратной связи
Ход внеклассного мероприятия
I. Подготовительный этап:
1. Подготовка с учащимися сценки «Подарок Ване» (распределение ролей, подготовка реквизита, репетиции)
2. Исследование микрорайона (составление социального паспорта
3. Подготовка индивидуального домашнего задания «Досуг без компьютера» учащимися совместно с родителями.
4. Печать буклетов «Безопасность детей в сети Интернет», анкет обратной связи, карточек.
II. Основной этап:
Вступительное слово:
Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем театрализованном выступлении. Телефон и интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Возможности интернета безграничны. Дети шагают в ногу со временем, и в своих умениях обращаться с телефоном не уступают взрослым. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.
Для начала мне бы хотелось задать вам несколько вопросов. (Ответы учащихся)
1. Поднимите руки те, у кого есть сотовый телефон?
2. Подскажите, пожалуйста, для чего нужен сотовый телефон?
3. Что вам нравится в телефоне? Назовите возможности телефона.
4. Как часто вы пользуетесь телефоном для звонков? Для игр?
5. Сколько времени ты проводишь за компьютером (телефоном)?
6. Как называют людей, которые бесконечно «сидят» в интернете?
7. Оказывает ли влияние компьютер на твое здоровье?
Мы задали эти вопросы неслучайно, и мы хотим, чтобы вы посмотрели на себя со стороны, оценили свое отношение к телефону и интернету. Сегодня темой нашего выступления будет театрализованное выступление «Подарок Ване».
1. Сценка «Подарок Ване». (автор слов: А.М. Пискунова, социальный педагог МАОУ «НОШ № 41»)
Цель: знакомство участников мероприятия с вредными последствиями зависимости от социальных сетей, компьютерных игр, мессенджеров и других информационных ресурсов.
Музыкальная заставка «Современные дети». (Арт - студия Питер Пэн сл. Е. Приходько, муз. М. Ахлибинская)
ВЕДУЩИЙ:
Ваня Петров во второй ходит класс.
Дал он родителям строгий наказ:
ВАНЯ:
Скоро исполнится мне 9 лет!
А телефона нормального нет!
Нет интернета, с друзьями общенья!
Прошу Вас, не ставьте на стол угощенья!
Не нужен мне торт, ни к чему и шары!
Любил этот праздник я до сей поры!
Не тратьте вы деньги на брюки, рубашки…
Не приглашайте к нам Стёпу, Наташку…
Вы воплотите в реальность мой сон:
Купите мне лучше хороший «айфон».
МАМА:
Мальчик наш, знать, повзрослел, изменился,
Раз в сторону вещи весомой склонился.
Готов отказаться от сладости даже,
Может исполним желанье, что скажешь?
ПАПА:
Конечно, «айфон» пригодится в учёбе,
Много найдёт в нём учебных пособий.
С другом всегда сможет Ваня связаться,
Знаньями, кстати, ещё обменяться.
Всё решено, телефон покупаем!
Он пригодится ему, точно знаю!
ВЕДУЩИЙ:
От радости Ваня в танец пустился!
Пел песню, кричал, хохотал, веселился…
Родителей трогательно целовал!
«Спасибо» сказал и подарок забрал.
…больше Ванюшу не слышно, не видно…
Маме и папе даже обидно…
МАМА:
Ваня, котлетка готова! За стол!
ВАНЯ:
Мама, сейчас, лишь забью только гол!
МАМА:
Ванечка, в комнате нужно убраться!
ВАНЯ:
Мне «лайками» нужно ещё обменяться!
ПАПА:
Ваня, поможешь доску отпилить?
ВАНЯ:
Мне нужно ещё главаря победить!
МАМА:
Ваня, мы к бабушке едем в субботу!
ВАНЯ:
По «скайпу» я с ней пообщаюсь, ну что ты!?
МАМА:
Папа, ты глянь лишь в тетрадки сыночка:
«Двойка», «трояк», ещё «двойка» и точка…
«Айфон» мы ему для учёбы купили,
Но, кажется, что-то с тобой упустили.
ПАПА:
Ваня, что значит: «How do you do?
ВАНЯ:
Сейчас в переводчике переведу!
ПАПА:
Вот этот пример, я прошу, сосчитай!
ВАНЯ:
«Гугл, ОК!», мне ответ точный дай!
МАМА:
Сынок! Не выходишь на улицу даже! –
И не приходят к нам Стёпа с Наташей.
ВАНЯ:
Зачем? Я вчера в соцсетях им писал,
Смайлик прикольный мне Стёпка прислал.
МАМА:
А на пикник вы хотели пойти?
ВАНЯ:
Занят я буду с двух до пяти…
В сетке у нас предстоит «мега»- бой!
МАМА:
Ванечка, милый, ну что же с тобой!?
Совсем ты, сынок, не такой! Изменился!
На эти слова Иван рассердился!
ВАНЯ:
Я просто со временем в ногу шагаю!
Беседу вести с вами я не желаю!
Глупее, чем вы, не найдёшь человека!
Вы – динозавры из прошлого века!
Вы в интернете заблудитесь сразу.
Про «мессенджер» вы не слыхали ни разу,
Вам «кэш» и «хештег» совсем не знакомы…
Так что молчите! И будьте здоровы!
ПАПА:
Что? – папа вскочил, сопя, с табуретки, -
Какие крутые пошли нынче детки!
С учёбой проблемы, друзья разбежались!
Ну, как же мы, мама, с тобой ошибались!
«Айфон», без сомненья, хорошая штука,
Но будет нам, мама, с тобою наука!
Сынок, под контролем «айфон» будешь брать!
И лишь учиться, а не играть!
Все игры сегодня же я удалю!
И таймер тот час же установлю:
Двадцать минут разрешу на «соцсеть»,
Перечить, Ванюша, мне больше не сметь!
Вот мяч и ракетки: во двор отправляйся!
Гуляй! Веселись! С друзьями общайся!
А завтра идем мы с тобой в зоопарк!
И будет, запомни, отныне вот так!
И лишь для фото возьмём телефон:
Уж больно красивый огромный там слон!
ВЕДУЩИЙ:
Прошла уж неделя, другая проходит!
Тяга к «айфону» у Вани проходит!
Снова в квартире Петровых друзья!
С друзьями скучать, поверьте, нельзя!
У Вани «пятёрки» снова в тетрадке,
И в отношеньях с родными всё гладко!
И даже здоровый румянец на щёчках…
Как счастливы мама с отцом за сыночка!
Подведение итогов:
1. Ребята, как вам кажется, про что эта сценка?
2. Как на Ваню повлияла покупка телефона?
3. Какие допустил Ваня ошибки при использовании телефона?
4. Какие последствия бывают, когда долго играешь в телефон? Влияет ли это на здоровье и настроение?
5. Сколько времени, без вреда для здоровья, мы можем потратить в день на гаджеты?
Все мы часто наблюдаем картину как ребенок, школьник, подросток держит в руках телефон или планшет, и привлечь его внимания в этот момент к другим вещам, практически невозможно. Современный ученик уже с трудом представляет свое существование без Интернета. Наша задача научиться правильно обращаться с «гаджетами» без вреда для себя и своего здоровья.
2. Игра «Мои «лайки».
Цель: оценка рисков и угроз в информационном поле.
Описание игры: Участникам выдаются карточки «лайки» и «дизлайки». С их помощью они будут отвечать на вопросы ведущего. Ведущий зачитывает сообщение, которое может получить пользователь сети Интернет. Если оно безопасно - необходимо поднять «лайк», если это сообщение скорее всего пришло от злоумышленника - «дизлайк».
Вступительное слово:
Здравствуйте уважаемые дети, родители и педагоги!
Получение новой информации, общение, проведение досуга, удобство и мобильность (работа, друзья, видео, игры) все это так привлекает нас в сети Интернет.
Большинство из нас зарегистрированы в существующих социальных сетях. И многие дети в том числе. (74 % четвероклассников в нашей школе).
Предлагаем вам поиграть в игру «Мои «лайки» и обсудить, насколько опасным может быть общение в сети Интернет.
Вам буду зачитываться сообщения, которое можно получить в сети Интернет. Если оно безопасно - поднимаете «лайк», если это сообщение скорее всего пришло от злоумышленника - вы поднимаете «дизлайк».
На слайдах мы с вами увидим, как эти сообщения оценили учащиеся нашей школы.
Примеры сообщений:
-
Привет! Тебе нравится моя новая «аватарка». Хочешь такую же? Я ее сделал в этой программе ….
-
Приветики! У меня теперь свой блог на «ю-тубе» подписывайся. Он называется «Жизнь после школы», у меня уже 27 подписчиков.
-
Выручай, хотел тебе позвонить, но кончились деньги на телефоне, переведи мне со своего хоть 50 рублей, набери на телефоне *123*8921…
-
Привет! У меня сменился номер телефона на 22-33-22. Позвони мне.
-
Я потерял телефон, напиши мне свой номер.
-
Я участвую в конкурсе, проголосуй за меня. Голосовать можно каждый день.
-
Прикольная игра. Я уже играю. Давай со мной. Там такое оружие клевое бесплатно за регистрацию дают.
-
Самые крутые девчонки и пацаны уже вступили в нашу группу. У нас есть интересные задания. Смешные фото и видео. Самые лучшие уже здесь!!! Ты с нами?
-
Привет! Меня зовут Саша, мне 10 лет, я смотрел твои фотографии, ты такая классная, давай дружить. Я тоже из Череповца. Я пришлю тебе свое «селфи». Ты тоже сделай «селфи» у окна, получится классно.
-
Привет! Я Маша, я давно смотрю твои «фотки», ты так модно одеваешься. А в каком магазине ты покупаешь их? Можешь мне посоветовать? Я хочу купить себе мини-юбку. У тебя наверняка есть что-то классное. Пришли мне свое фото в ней…
-
Привет! Пойдем в кино, встречаемся на парковке у Июня.
-
Если ты скажешь родителям, что я тебе пишу, я приду к тебе домой, и вам всем будет плохо. Я знаю в какой школе ты учишься и где живешь.
Подведение итогов:
Предлагаю подвести итог и продолжить фразы:
Я понял (а)…
Меня удивило …
Я почувствовал(а) …
Я задумался(ась) …
Я буду …
В Интернет общении трудно определить намерения собеседника. Дети особенно уязвимы - они доверчивы, не способны противостоять давлению.
3. Игра «Детско-родительский «батл».
Цель: оценка положительных и отрицательных сторон использования сети Интернет.
Описание игры: Детям и родителям предлагается в течение 5 минут в своих командах обсудить положительные и отрицательные стороны использования сети Интернет.
Важно, чтобы команда родителей приводила аргументы в пользу использования сети Интернет, а команда детей обсуждала минусы и опасности использования всемирной сети. По истечении времени для обсуждения командам предлагается провести «батл». Представители команды поочередно называют свои аргументы, выигрывает та команда, которая закончила последней. В конце этапа родителям выдаются буклеты ««Безопасность детей в сети Интернет».
Подведение итогов:
Наряду с названными отрицательными последствиями использования сети Интернет, можно отметить:
-
Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения, заменяя живое общение.
-
В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
-
Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к «гаджетам».
-
Вседозволенность и простота достижения цели в игре может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
-
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, сухость в глазах, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, проблемы осанки.
-
Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
-
Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
Не только дети, но и родители часто не владеют элементарной информацией об угрозах и вреде информационных ресурсов. Необходимо, чтобы
ребенок спокойно реагировал на контроль за использованием «гаджетов» со стороны взрослых, имел понятие о правовом поведении в сети Интернет, об
ответственности за противоправные действия в виртуальном мире. Как распознать опасность и уберечь своих детей от нее вы можете прочитать в буклете «Безопасность детей в сети Интернет».
4. Презентация «Досуг без компьютера» (домашнее задание).
Цель: популяризация целевого времяпровождения детей во внеурочное время.
Описание: Предварительно дома родители и дети готовят сообщение, какую секцию, кружок посещает ребенок во внеурочное время или как проводит свой досуг. В течение минуты учащийся рассказывает, почему он выбрал данное занятие, и что ему нравится, а задача родителя рассказать каких успехов достиг ребенок. Во время презентации родители могут записывать в буклетах понравившуюся им информацию.
После детско-родительских выступлений ведущий представляет социальный паспорт микрорайона, знакомит участников с образовательным и досуговым пространством.
Подведение итогов:
Давайте же будем занимать своих детей интересными и полезными делами. Помните, внеурочная занятость – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка.
III. Заключительный этап.
Вступительное слово: наше мероприятие подошло к концу, мы благодарим вас за активное участие и просим ответить на вопросы анкеты.
Обоснование эффективности мероприятия.
-
Положительные отзывы учащихся, родителей и педагогов.
-
городской конкурс «Профилактика нехимических видов зависимости» диплом 1 степени, Череповец, апрель 2018 г.
-
Участие в городском практическом семинаре для учителей начальных классов «Педагогические условия формирования информационной безопасности школьников», Череповец, ноябрь 2017 г.
-
Участие в семинаре для председателей и членов родительских комитетов образовательных организаций города «Информационная безопасность младших школьников», Череповец, 2017 г.
-
Городское мероприятие в рамках сетевого взаимодействия. Образовательное путешествие «Информационная безопасность детей в сети Интернет» для учащихся 4-5 классов школ Зашекснинского мкр. Череповец апрель 2018 г.
-
Межрегиональный конкурс методических разработок диплом 1 степени, номинация «Внеклассное мероприятие», Череповец, 2018 г.
-
Городская конференция «Здоровое поколение» диплом лауреата, декабрь 2018 г.
-
Видеоматериалы сенка «Подарок Ване», ссылка
-
Фотоматериалы.
Литература:
-
Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010. – 176 с.
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007. – 304 с.
-
Некрасовы Заряна и Нина «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». - Изд. «София», 2007. – 256 с.