Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Структура программы дополнительного образования художественной направленности

Дата публикации: 2020-05-15 14:58:08
Статью разместил(а):
Тувыкина Майя Валерьевна

Структура программы дополнительного образования художественной направленности «Рисунок и живопись»

Автор: Тувыкина Майя Валерьевна

ДЮЦ "Гелиос", г. Ковров.

 

Возраст обучающихся: 6 – 13 лет.

Срок реализации: 4 года.

Направленность программы – художественная.

Актуальность программы.

Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании личности человека. Чувство прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность, радость от осознания красоты - всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его внутренний мир.

Современному обществу характерны ускоренный ритм жизни, огромный поток информации в том числе и негативной и, вследствие чего у людей и особенно у детей, отмечается чрезмерное внутренне напряжение, конфликтность, которые развивают у ребенка чувство нервозности, неуверенности и незащищенности. Все это снижает самооценку, подавляет самостоятельность мышления и фантазию, стремление к самореализации. К тому же    современное общее образование односторонне рационализировано и направлено практически на развитие интеллекта, на знание языков, усвоение информационных технологий, что в конечном результате заглушает лучшие проявления человеческой души. А приобщение к искусству -  одно из условий ее сохранения.

Поэтому так актуально как можно раньше начинать знакомить детей с миром искусства.   

Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир, приучает наблюдать и анализировать, развивает зрительную память, пространственное мышление. Этому способствуют разные виды работ, используемых на занятиях в объединении: работа с натуры, по памяти и наблюдению, композиционная и декоративная работа.

Знакомство с произведениями художников, их творческим наследием, посещение выставок и музеев,  помогает расширить представления детей об этом виде искусства, способствует формированию эстетического вкуса. На занятиях в объединении дети обучаются не только техническим приёмам, но и сознательному использованию изобразительных и выразительных средств в самостоятельной художественной деятельности, приобщаются к творчеству. Такая работа наиболее значима  с детьми младшего возраста, которые находятся в сенситивном периоде и особенно восприимчивыми  для художественного  развития.

Процесс обучения в старшей группе строится на основе органичного сочетания духовно-творческого и художественного развития. Погружаясь в атмосферу искусства, подросток испытывает на себе его облагораживающее действие. Продвигаясь в процессе собственного творчества от этапа к этапу, реализуя свой художественный замысел, подросток заново открывает для себя широкий спектр возможностей художника. Предлагаемая программа призвана приобщать детей и подростков к удивительному и многогранному миру изобразительного искусства, развивать не только  творческие способности, дарованные природой, но и  формировать эмоционально – нравственную сферу ребенка, способность отзываться душой на различные явления жизни. Данная программа призвана  помочь каждому ребёнку разбудить в себе творческие способности, открыть сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом мире.

Отличительные особенности программы. 

При построении занятий используется один из основных принципов методики художника-педагога Бориса Михайловича Неменского - принцип целостности и неспешности эмоционального освоения.

Отдельные темы, последовательность их преподавания взяты из программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-5 классов , разработанной под руководством и редакцией народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского коллективом сотрудников Московского центра непрерывного художественного образования

Адресат программы.

Возраст детей, занятых в объединении от 6 до 13 лет. Причем дети в возрасте 6 лет могут заниматься в объединении только при условии их обучения в школе на момент записи в объединение. Состав группы - постоянный, набор детей в объединение – свободный, вид группы – профильный. Численность детей в группе:

1 год обучения – 12 человек

2 год обучения – 12 человек

3 год обучения – 12 человек

4 год обучения – 12 человек

Объем и срок освоения программы: 

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество освоения программы - 432 часа.

Программа для 1 года обучения рассчитана на 72часа.

Программа для 2 года обучения рассчитана на 72 часа.

Программа 3 года обучения рассчитана на 144 часа.

Программа 4 года обучения рассчитана на 144 часа.

Режим занятий:

По 1 году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

По 2 году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

По 3 году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

По 4 году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса в рамках программы.

В основе занятий объединения «Рисунок и живопись» лежит самостоятельная работа на основе наблюдений и впечатлений от окружающей действительности, а также работа по воображению и фантазии, с натуры. Это самая продолжительная по времени и педагогически наиболее сложная часть занятия. Обучение приобретает здесь особую форму сотрудничества ребёнка и взрослого в процессе реализации замысла каждого воспитанника. Занятия строятся по принципу чередования собственно изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества.

Перед практической работой необходима эмоциональная настроенность детей. Для этой цели, а также для того, чтобы проверить имеющиеся знания, проводится вступительная беседа, которая длится 10-15 минут. Чтобы изложение темы было более эмоциональным, ярким и увлекательным, применяются разнообразные формы подачи материала: беседа, рассказ педагога с привлечением наглядного материала (репродукций, детских рисунков, образцов народного декоративного творчества, книжные иллюстрации).

Для обогащения зрительных впечатлений детей, проводятся экскурсии на выставки художников, а также организованные наблюдения окружающей действительности. С этой же целью демонстрируется иллюстрированный материал с изображением человека, животных, птиц, рыб, насекомых.

Чтобы добиться от детей определённого эмоционального отношения, вызвать в их воображении тот или иной образ, на занятии вводится прослушивание музыкальных произведений, чтение литературных произведений или отрывков.

В самостоятельной работе детей поощряется обращение к темам, сюжетам и видам работы, к которым ребёнок проявляет интерес и которые соответствуют его жизненным наблюдениям и переживанием.

Заслуживает поощрения проявление творческой инициативы в выборе сюжета, в художественном решении темы. 

Введение новых техник или новых материалов на занятии происходит через решение учебных задач и заданий. Особенности новых способов раскрываются обучающимися через рассказ педагога, через совместный анализ художественной формы произведений мастеров искусства.

После каждого завершённого задания организуется коллективный просмотр и обсуждение детских работ, которое развивает способность к эстетическим суждениям.

В результате обсуждения дети совместно с педагогом отбирают рисунки для сменной выставки. Иногда в целях активизации детей проводятся конкурсы на лучшую работу.

Программа включает в себя особую форму «обратной связи» между работой педагога и развитием обучающихся через анализ детских работ, благодаря чему педагог может и для себя оценить эффективность влияния на развитие детей.

Детские работы анализируются по двум основным показателям:

- степень творческой активности детей на занятии;

- уровень освоенности обучающимися тех или иных способов художественного изображения или уровень освоенности действий, приёмов, операций, с которыми они познакомились на занятии.

Основные разделы программы.

1 год обучения:

1          Цветоведение.

2          Рисование и живопись отдельных предметов.

3          Композиция на темы.

4          Декоративные и прикладные работы.

5          Лепка.

6          Экскурсии.

7          Оформление выставок.

8          Промежуточная    аттестация за 1 и 2 полугодия.

2 год обучения:

1          Работа с натуры.

2          Работа по наблюдению (по памяти), работа над тематической композицией.

3          Декоративная работа.

4          Лепка.

5          Знакомство с искусством.

6          Оформление выставок.

7.        Промежуточная аттестация за 1 и 2 полугодия.

3 год обучения:

1          Рисунок.

2          Живопись.

3          Композиция.

4          Декоративная работа.

5          Экскурсии, беседы.

6          Промежуточная аттестация за 1 и 2 полугодия.

4 год обучения:

1          Рисунок.

2          Живопись.

3          Композиция.

4          Декоративно-прикладное искусство.

5          Дизайн.

6          Архитектура.

7          Скульптура.

8          Экскурсии.

9          История искусства.

Уровень освоения программы – углубленный уровень. 

Тип программы  - модифицированная. 

За основу принята типовая программа Рисунок и живопись для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденная Министерством образования СССР, (Москва, Просвещение, 1978г.) 

Цель программы: создание условий для приобщения детей к изобразительной деятельности, развитию самостоятельной и мировой художественной культуре, содействие художественной деятельности ребенка.

Задачи: 

1.      Образовательные (предметные)

Обучение детей последовательной деятельности в процессе создания художественного образа.  Развитие изобразительных и творческих способностей, сенсорики,  наблюдательности, памяти и воображения,   эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок. Расширение кругозора детей через знакомство с различными видами изобразительного искусства и их жанрами, творческим наследием русских и зарубежных художников.

2.      Межпредметные.

Развитие мотивации к изобразительному творчеству. Формирование общей культуры, коммуникативных навыков, организационно-волевых качеств: терпению, воли, самоконтролю.

3.      Личностные.

Формирование общественно-активной личности, аккуратности, целеустремленности, прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг другу.   

Планируемые результаты.

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети должны знать: 

1. Об основных терминах изобразительного искусства.

2. Характерные особенности жанров (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Особенности народного промысла 

Должны уметь:

1. Использовать в работе приемы смешения красок.

2. Пользоваться основными приемами работы акварелью и гуашью.

3. Работать пастелью и восковыми мелками.

4. Строить орнамент.

К концу второго года обучения дети должны знать: 

1. Основные отличия пропорций фигуры взрослого человека и ребенка.

2. Особенности народного промысла 

3. Известных русских художников (Шишкин, Серов, Левитан).

Должны уметь:

1. Различать графические и живописные работы.

2. Пользоваться приемами работы акварелью, гуашью и пастелью.

3.Применять простейшие приемы передачи объема (свет, тень).

4. Применять знание перспективы (воздушной, линейной).

К концу третьего года обучения дети должны знать: 

1. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторические и бытовые картины.

2. Особенности видов народного творчества: 

3. Законы перспективы.

Должны уметь:

1. Использовать приемы построение предметов.

2. Применять знание перспективы (воздушная и линейная).

3. Рисовать с натуры по памяти.

4. Пользоваться различными техниками исполнения.

5. Пользоваться нетрадиционными методами ( трафарет и т.д.)

К концу  четвертого  года обучения дети должны знать: 

1. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторические и бытовые картины.

2. Особенности видов народного творчества: 

3. Законы перспективы.

Должны уметь:

1. Использовать приемы построение предметов.

2. Применять знание перспективы (воздушная и линейная).

3. Рисовать с натуры по памяти, выделение композиционного центра, статика и динамика в композиции

4. Пользоваться различными техниками исполнения.

5. владеть нетрадиционными методами (трафарет и т.д.)

 

 Учебный план  1 года обучения 

Задачи на 1-ый год обучения. 

1. Пробуждение интереса к изобразительному искусству и к деятельности объединения. 

2. Развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого воображения. 

3. Формирование графических умений и навыков. 

4. Знакомство с основами цветоведения. 

5. Освоение основных приемов живописи. 

6. Знакомство с характерными особенностями и техническими приемами декоративной росписи. 

7. Воспитание коллективизма, трудолюбия, аккуратности. 

8. Обучение построению композиции рисунка. 

9. Формирования умения передавать разнообразные движения и настроения изображаемого образа. 

10. Развитие мелкой моторики рук. 

11. Освоение понятий форма и объем в лепке. 

 

 

Тема, (раздел) занятия.

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Теория

Практик

Всего

1.

Введение.

1

1

2

 

 

2.

Цветоведение.

1

1

2

викторина

3.

Рисование и живопись отдельных предметов.

4

12

16

Мини-выставка

 

 

-   Изображение геометрических фигур, различных по форме и размеру.

1

1

2

 

Изображение фруктов, овощей.

 

2

2

 

 

-   Изображение растений (цветов, листьев, деревьев и т.п. по наблюдению и с натуры).

 

 

2

2

 

 

-   Рисование отдельных предметов быта, игрушек по памяти и с натуры.

 

 

2

2

 

 

-   Изображение различных видов транспорта по представлению и по памяти, по воображению.

1

1

2

 

 

-   Изображение простейших архитектурных сооружений (различные виды и образы дома).

 

 

2

2

 

 

Изображение рыб, птиц, животных.

1

1

2

 

 

Изображение лица и фигуры человека.

1

1

2

4

Композиция на темы:

5

16

21

Анализ работ

Домашнее

Задание

(анималистический жанр)

 

 

-   Изображение различных состояний природы на тему: «Времена года».

1

3

4

 

 

- Выполнение однофигурной композиции на тему «Портрет»

1

3

4

 

 

-   Анималистическая композиция «Животные».

1

3

4

 

-  Иллюстрации к былинам, сказкам.

1

2

3

 

 

Тема космоса. »Полёт космического корабля к другим планетам».

 

 

2

2

 

Натюрморт (с натуры и по представлению).

1

3

4

5.

Декоративные и прикладные работы.

3

12

15

Мини-выставка

 

Узор. Орнамент.

1

4

5

Викторина

 

Декоративная роспись.

1

7

8

 
 

-   Декоративные работы с использованием прикладного материала.

1

1

2

 

6.

 Раздел: «Лепка».                                                            

2

6

8

Групповая оценка работ

 

Предметы простой формы.

 

2

2

 
 

Лепка животных.

1

2

3

 
 

Лепка фигуры человека в движении.

1

2

3

 

7.

Экскурсии.

 

3

3

Наблюдение, анализ

8.

Оформление выставок.

1

2

3

 

 

9.

Промежуточная аттестация за 1 и 2 полугодия

 

 

2

2

Анкетирование/ Творческий отчёт

 

 

Итого:

17

55

72

 

 

 

Содержание учебного плана 1-ого года обучения. 

1. Введение. 

Знакомство с детьми младшей возрастной группы. С задачами на учебный год, с планом работы с обычаями и традициями объединения.

Материаловедение. Изучение правил техники безопасности. Инструктаж.

Практическая работа. Рисунок на свободную тему: «Что я умею рисовать?» (бумага, карандаш, фломастер, акварель). 

II Цветоведение. Изучение основ цветоведения:

Теория. Цветовая гамма. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.  

Практика: Получение цветовой гаммы. Составление дополнительных цветов на базе основного цвета. Рисунок на основе холодного и теплого цветов. 

Практическая работа «Какого цвета облака и тучи» «Разноцветные шары» 

Форма контроля - викторина 

III Рисование и живопись отдельных предметов.

Теория. Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. 

Изображение предметов плоской и объемной формы; последовательность изображения предмета. 

Выявление основных внешних признаков и свойств предметов: форма, величина, соотношение размеров, конструкция, движение, цвет, освещенность, светотень, фактура, фон.

Выполнение работы с натуры. 

Композиционное расположение на формате листа, сравнение изображения с натурой. Тематика рисунков: 

-           Круг, овал, куб, конус, цилиндр. 

-           Фрукты, овощи (проработка формы).

-           Яблоко на цветном фоне (акварель, гуашь), (натура).

-           Изображение осенних листьев, цветов, грибов (с натуры).

-           Рисунок по представлению: "Сказочный домик". 

Форма контроля -мини - выставка 

4. Композиция. 

Рисование на темы, выражение в работах своего понимания и оценки предметов, явлений окружающей действительности, содержание прочитанных литературных произведений - сказок, рассказов, стихотворений.

Развитие творческого воображения учащихся: выражение по памяти, по представлению простого сюжета, создание несложной композиции, добиваясь цветовой и линейной композиции.

Изучение построения сюжета, композиции.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства - пейзаж, портрет, натюрморт.

Закрепление полученных учащимися при рисовании с натуры умений передавать форму, пропорции, цвет предметов. Практическая работа: «Времена года»

Форма контроля - анализ работ.

5. Декоративные и прикладные работы. 

Развитие творческих способностей, выработка у детей простейших умений и навыков, обучение «плоскостному» изображению; способствовать развитию эстетического вкуса.

Знакомство с изобразительными видами декора (сюжетное, символическое, орнамент). 

Знакомство с видами орнамента (бесконечный, замкнутый, ленточный, сетчатый). Знакомство с полхов - майдановской росписью, выполнение отдельных элементов, несложной композиции.

Знакомство с цветочным узором в изделиях мастеров Городца; понятие об узоре, ритм, силуэт; формирование навыков и умений в рисовании кистью декоративных элементов.

Выполнение несложной росписи (композиции) на заданную тему (гуашь, кисть, деревянная поверхность). Практическая работа: «Орнамент»

«Полхов-Майдановская роспись» (Выполнение несложной композиции). «Городецкая роспись» - деревянная тарелочка. Работа выполняется по предварительно выполненному эскизу.

Форма контроля - мини-выставка / викторина.

6. Лепка. 

Ознакомление с различными приёмами лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, п, оттягивание).

Использование в лепке различных способов (конструктивный, пластический, комбинированный, ленточный). Практическая работа: «Фрукты, овощи»

Животные» (собака, кошка, лошадка); Плоскостно-рельефная лепка.

Форма контроля -групповая оценка работ

7. Экскурсии. 

Экскурсии в местные краеведческие музеи, посещение выставок.

Форма контроля - наблюдение, анализ.

8.  Оформление выставок. 

Тематические выставки «Времена года», «Памятные даты». 

9. Промежуточная аттестация за 1 и 2 полугодия в форме анкетирования и творческого отчета 

Учебные планы на 2 и 3 год обучения опущены, ввиду ограничения статья. Но смысл разделов понятен и по первому году. Закончим остальные разделы программы: 

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

- специально оборудованный  кабинет для теоретических занятий с партами и стульями на каждого обучающегося;

- магнитная доска;

1. Столы и стулья,

2. Деревянные мольберты, планшеты, парты, рамки.

3. Простые карандаши, ластик, цветные карандаши.

4. Гуашь, акварель, акрил, пастель, восковые мелки, уголь.

5. Фломастеры, маркеры, ручки, перья, тушь.

6. Бумага для рисования формат А3, альбом, цветная бумага, цветной  картон, свечка, мыло, клей- пва, клей карандаш.

7.Банка для воды, палитра, кисти №1,3,5,7,12,22 (беличье круглые - плоские, щетина плоская №22, синтетическая плоская № 12)

Информационное обеспечение:

- Научно-методическая литература. 

- Учебно-наглядные пособия: образцы росписи (городец, хохлома, гжель, полховский Майдан ...). 

- Образцы росписи глиняной игрушки.

- Образцы аппликаций: из бумаги (мозаика, оригами), из лоскутков ткани, кожи, с использованием природного материала;

Формы аттестации и оценочные материалы.

Промежуточная аттестация за 1 полугодие  - декабрь проходит в форме анкетирование / творческий отчет.

Промежуточная аттестация за 2 полугодие – май в форме анкетирование / творческий отчет.

Защиты работ и выставки.

Итоговая аттестация - май проходит в форме анкетирование / творческий отчет.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих работ, конкурс, проверочная работа, открытое занятие, отчет полугодовалый и годовой (мониторинг), портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, фестиваль, творческий отчет. 

Ведется индивидуальная карта развития каждого ребёнка на учебный год:
Фамилия, имя ребёнка.                    

Тема (раздел программы)           

Цветопись 

Система отметок - цветопись. 

-   красный - ребёнок работает самостоятельно, в быстром темпе (режиме);

- Желтый - Ребёнок выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;

- Зелёный - Выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;

- Синий - Постоянно обращается к помощи руководителя;

- Фиолетовый - Слабо справляется с заданиями. При проверке целесообразно содержание каждой  работы разбивать на ряд этапов.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Методическое обеспечение программы.

Образовательный процесс организуется  очно. 

Методы, использующиеся при организации занятий 

- Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.

- Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. 

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. 

Формы организации учебного занятия: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация, салон, студия, творческая мастерская, фестиваль, экскурсия, ярмарка. 

Педагогические технологии, использующиеся при организации образовательного процесса - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разно уровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, технология педагогической мастерской, здоровье сберегающая технология. 

Алгоритм учебного занятия.

1 этап – организационный (подготовка детей к работе на занятии)

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап – основной.

Содержание этапа могут выступать следующие: 

1. Усвоение новых знаний и способов действии - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения, активизация познавательной деятельность обучающихся.

2. Первичная проверка понимания - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала,   выявление неверных представлений, их коррекция, применение пробных практических заданий, которые сочетаются с  объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3. Закрепление знаний и способов действуй - применение тренировочных упражнений, заданий, выполняемые обучающимися самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостного представления знаний по теме.

3 этап – итоговый, контрольный - выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция, анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы, рефлексия занятия.

Дидактические материалы, использующиеся на занятиях – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.

 

Список литературы:

1. Н.Н. Ростовцев «История методов обучения рисованию». 

2. «Школа изобразительного искусства в 10 томах. Издательство Академии художеств СССР, Москва, 1962 г. 

3. Н.П.Костерин «Учебное рисование», Москва, «Просвещение», 1980 г. 

4. В.С.Кузин «Наброски и зарисовки»; Москва, «Просвещение», 1981 г. 

5. А.С.Пучков, А.В. Триселев, «Методы работы над натюрмортом», Москва, «Просвещение», 1982 г. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь