Мастер-класс «Четыре ангела»
Мастер-класс «Четыре ангела»
(Педагогическая притча Ш.А. Амонашвили)
Автор: Ефентьева Лидия Васильевна
МОУ "СШ № 31", Волгоград, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются виды заданий и упражнений при работе классного руководителя с классом с целью осмысления общечеловеческих ценностей, умения анализировать и обобщать объекты и явления окружающего мира. Притчи о Цaрe Давиде — нaпоминaниe о «слeпотe» людского повeдeния.
Ключевые слова: мудрость, доброта, счастье, несправедливость
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Цель: Переосмысление миссии Учителя в обществе и идеи «благоговения перед жизнью в любом её проявление» (А.Швейцер)
Задачи:
- развитие умения анализировать;
- обобщать объекты и явления окружающего мира;
- разрешать творческие задачи.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, фото, лепестки четырех цветов номеров групп.
Форма проведения: урок – практикум.
Ход занятия
Перед началом занятия коллектив участников мастер-класса заранее разделен на четыре группы по номерам.
1. Вводная беседа.
Позвал Бог ангелов, вернувшихся на Небеса после служения учителями на Земле. Покажите, с чем вы вернулись - сказал им Бог.
1. Положил первый ангел у ног Господа ордена, медали, премии, дипломы и сказал: Я прославился.
Вопрос группе №1: Как повлияло все ЭТО на качество обучения учащихся? (Обсуждаем и готовим ответ).
2. Положил другой ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических пособий, длинный список научных трудов и сказал: От простого учителя вырос я до профессора.
Вопрос группе № 2: Как повлияло все ЭТО на качество обучения учащихся? Обсуждаем и готовим ответ.
3. Третий ангел перечислил Богу по пальцам имена своих бывших учеников, ставших в обществе известными людьми: учёными, поэтами, художниками, министрами, бизнесменами, спортсменами, и положил у Его ног гордость за них.
ВОПРОС ГРУППЕ № 3: Как повлияло все ЭТО на качество обучения учащихся? Обсуждаем и готовим ответ.
4. Предстал перед Богом четвёртый ангел, бросился к Его ногам и взмолился: Господи, не жди от меня даров, ибо я опустошён. Судьба забросила меня в Богом забытую школу, и я отдал своим ученикам весь Свет, что был во мне от Тебя.
Проверка ответов на вопросы.
1. Ответ группы №1. (варианты ответов).
Взглянул Бог на доказательства славы у своих ног и испепелил их. Почему он это сделал? (варианты ответа гр. № 1)
А каков же был ответ в притче? Послушайте.
И сказал Бог ему: Ты прославился на весь мир, но не в душе мальчика, который попал в беду и нуждался в твоей незамедлительной помощи. Ты же, находясь в погоне за наградами, не поспешил стать для него убежищем, и он погиб. Иди и пожинай теперь сам беду брошенного учителем ученика. И он сделал его учеником, попавшим в беду, и дал ему учителя, ослеплённого наградами и почестями.
2. Ответ гр. № 2. Взглянул Бог на всю эту науку у своих ног и испепелил её. Почему он это сделал? (вариант ответа гр. № 2).
Послушайте, каков же был ответ.
И сказал ему Бог :
Не для самости и затуманивания истины я посылал тебя учителем, но для заботы о талантливой девочке, судьба которой ушла в песок твоей науки. Иди и пожинай страдания погубленного таланта. И наделил он его талантом и сделал учеником учителя, увлечённого творением бездетной педагогики.
3. Ответ гр. № 3. Взглянул Бог на его гордость у своих ног и испепелил её. Почему он это сделал? (вариант ответа гр. № 3).
Послушайте, каков же был ответ.
И сказал ему Бог: Не для гордости посылал я тебя учителем. Почему не гордишься мальчиком, которого ты выгнал из школы как неуспевающего и увеличил армию обездоленных и бродяг? Иди и пожинай теперь трагедию беспризорного ребёнка. И сделал его подростком, только что выброшенным из школы.
4. Ответ гр. № 4. (варианты ответов).
Послушайте, с какой просьбой обратился к Богу четвертый ангел: И спешу к тебе я с мольбой: дай мне побольше света и отправь обратно, ибо ученики ждут меня, а я без них не мыслю свою ангельскую жизнь.
Почему именно с этой просьбой обратился четвертый ангел к Богу? (варианты ответов).
И что же ответил Бог, сейчас узнаем.
И тогда сказал Бог: Отдавший Свет умножит Его в себе. И сделал его Бог великим духом и отправил обратно в Богом забытую школу.
Принятое решение было наказанием или наградой для четвертого ангела? Почему? Как вы думаете, в чем Мораль этой притчи? (варианты ответов)
Мораль: миссия Учителя в обществе.
Рефлексия.
Считаете ли вы актуальной и современной проблему миссии Учителя в нашем современном обществе? Является ли это частью идеи «благоговения перед жизнью в любом её проявлении»? (варианты ответов)
Список литературы:
1. Притча о царе Давиде. Интернет журнал LIFE3000.