Этика общения в интернет-среде

Дата публикации: 2020-08-26 05:26:18
Статью разместил(а):
Сорокина Лариса Васильевна

Этика общения в интернет-среде

Автор: Сорокина Лариса Васильевна

Красноярский автотранспортный техникум, г. Красноярск 

 

Информационные технологии, стремительно ворвавшись в нашу жизнь, создали ситуации общения, которые раньше трудно было и представить.

Мобильная связь сделала нашу жизнь более динамичной, опосредованное общение более плотным.

Новым видом связи, почти вытеснившим традиционную почтовую связь, и первым видом сетевой услуги стала электронная почта, кардинально изменившая не только способ общения, но и образ мышления и действия.

С появлением электронной почты появилось понятие «сетевой этикет», это понятие пришло к нам из английского. Этикет общения в интернете включает правила разговоров в сети, переписок по почте, общения на форуме и так далее.

Правила сетевого этикета позволяют новичкам освоиться в сети, а опытным пользователям не испытывать дискомфорта даже при общении с незнакомцами. По сути «сетевой этикет» - это все те же нормы поведения, которых люди придерживаются в обычной жизни, но перенесенную в информационную сеть.

Этические нормы – это не строгие правила, но, если вы хотите, чтобы к вам относились серьезно и с уважением, то их придерживаться все же стоит. Такое отношение к другим пользователям в киберпространстве не требует много усилий, зато помогает заслуживать хорошую репутацию.

Если говорить о правилах общения в сети, необходимо разобрать основные понятия, с которыми все пользователи интернета сталкиваются на повседневной основе.

В интернете есть огромное количество различных сайтов и чатов, предназначенных для того, чтобы люди обменивались интересным опытом, или просто разговаривали друг с другом:

· Форум. Основное место для общения – это форум. Как правило, это сайт с узкой специализацией. На таких сайтах есть и текстовая, и графическая информация, а каждый пользователь получает возможность задать вопрос, создать новую тему, или просто пообщаться в комментариях с другими.

· Чат. Главное предназначение чатов – общение в реальном времени. Они могут использоваться для личных переписок, или быть групповыми.

Обмен сообщениями в сети может испортить настроение и вам, и собеседнику, если нарушать простые правила. Есть ряд вещей, которых стоит избегать, ведя диалог, или общаться в форуме:

· Флеймы. Это слово означает замечания, которые не несут особого смысла и используются для того, чтобы вызвать ответную реакцию. По-сути, этим словом называют обыкновенный спор ради спора. Флеймом в сети называют переход на личности, оскорбления, дискриминацию и так далее. Такие сообщения нужно не только не писать самим, но и игнорировать, видя на форуме, чтобы не провоцировать флеймеров на дальнейшие бессмысленные споры.

· Флуд. Это сообщение «не в тему», которые можно спокойно удалять. Как правило, флуддеры просто присылают смайлики или однообразные сообщения всем подряд. Обилие флуда замедляет процесс загрузки страниц, да и просто раздражает пользователей.

· Капс. Этим словом называют сообщения, написанные с зажатой клавишей Caps Lock. Послания, написанные заглавными буквами, раздражают точно так же, как и обилие смайликов или восклицательных знаков в конце сообщения.

Ознакомившись с терминами, перейдем к правилам переписки.

Электронная почта.

Переписка по электронной почте – один из основных способов делового общения. По одному письму можно составить четкое мнение об отправителе.

Никто не хочет решать серьезные вопросы с человеком, чье письмо оформлено безграмотно, фамильярно и не имеет четкой смысловой структуры. Помните: взаимное уважение – основа деловых отношений. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, необходимо следовать сетевому этикету общения.

Как составить электронные письма правильно.

Старинная русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Мнение о нас складывается исходя из формы и содержания отправленного письма. Если вы ходите, чтобы оно было благоприятным необходимо придерживаться следующих правил.

1. Нужно оформить свой профиль. Персональное имя и подпись видны всем, кому вы посылаете письма, поэтому нужно обязательно оформить эту строку. Желательно использовать свое настоящее имя. Имя и фамилия должны быть реальными, а не вымышленными.

Обратите внимание на адрес вашей почты. Не используйте для делового общения ящики с названиями вроде «vasek1990@» или «kirka_super@».

2. Внимательно заполняйте все поля в письме. Проверяйте. Верно ли указали адрес получателя и тему сообщения.

3. При создании письма сразу прикрепляйте вложения. Многие концентрируются на текстовом сообщении и забывают добавить файл. Если вы все-таки забыли прикрепить файл, продублируйте письмо и добавьте в его тему особую пометку. Приложения должны быть без вирусов.

4. В графе «Тема письма» укажите основной тезис вашего сообщения. Он должен передавать главную мысль текста, быть кратким и емким.

5. Указывайте адрес получателя только перед отправкой. Велик риск отослать недописанное письмо. Сначала составьте сообщение, прикрепите вложение, перепроверьте данные и только потом вставьте в адресную строку имя получателя.

6. Блок «Re:» применяйте для ответа на конкретное сообщение. Функция автоматически скрепляет все письма, отправленные в рамках одной темы. Не пользуйтесь блоком, если обращаетесь к собеседнику по другому поводу. Создайте новое письмо и заново заполните все поля.

Советы по содержанию письма.

1. Структурируйте электронные письма и делите их на абзацы. Ваше сообщение должно быть сформулировано просто и доступно. Отделяйте абзацы друг от друга пустой строкой и соблюдайте логику повествования.

2. Придерживайтесь делового тона в общении. В начале письма вежливо поприветствуйте адресата, а в конце добавьте фразу «С уважением» или «С благодарностью». Не загружайте письмо лишней, малозначащей информацией.

3. Всегда помните: краткость – сестра таланта. Электронные письма рассчитаны на передачу важной и срочной информации.

4. Не используйте прописной шрифт и клавишу Caps Lock для строчных букв. Не стоит экспериментировать с цветами.

5. Составляйте грамотные сообщения. Проверяйте текст, чтобы не допускать ошибок, портящих впечатление о собеседнике.

6. Не передавайте конфиденциальную информацию по электронной почте.

Форумы и чаты.

Общение с другими людьми является неотъемлемой частью Интернета. Безграничность Интернета позволяет разговаривать в режиме онлайн с любым человеком, находящимся в любой точке планеты. В Интернете, как и при личной встрече, необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать интересный разговор.

Предлагаю несколько рекомендаций по общению в чатах:

1. Не стоит использовать в своих сообщениях только заглавные буквы, чередование больших и маленьких букв. Следует использовать заглавные буквы по назначению.

2. Нельзя забывать о знаках препинания, отсутствие знаков может затруднит понимание между людьми.

3. Помнить о правилах правописания.

4. Следует писать предложения полностью, разорванные фразы могут запутать собеседника, кроме того, читать такой текст неудобно.

5. Не отправляйте собеседнику массивных файлов.

6. Не злоупотребляйте повторами. Даже если собеседник не заметил ваше сообщение, не нужно повторять одно и то же несколько раз.

7. Сообщение не должно быть перегружено смайликами. Когда в сообщение смайликов больше чем букв, читать такое становится сложно.

8. Не показывайте свою переписку другим пользователям, без согласия собеседника.

9. Ни принимайте сомнительные файла от незнакомых людей и не запускайте у себя на компьютере.

В последнее время все популярнее становится голосовые чаты и видеочаты – по той причине, что позволяет не только выражать свои мысли посредством текстовых сообщений или статичных фотографий, но и слышать интонации голоса собеседника, видеть выражение его лица здесь и сейчас.

Живой разговор более откровенен, так как собеседники слышат голоса друг друга, изменения в интонациях. Поэтому пользователям голосовых чатов следует быть очень осторожными и внимательными к собеседникам.

Правила этикета в голосовых чата:

1. Общаясь в голосовом чате, необходимо помнить о вежливости.

2. Голосовые конференции, в которых принимают участие более двух пользователей. В этом случае важно помнить о том, что вы не являетесь центром Вселенной, и давать возможность высказаться всем участникам беседы. Не стоит перебивать других людей. Не стоит (за исключением ситуаций, которые того требуют) вставать на воображаемую трибуну и произносить длинные моноголи.

3. Иногда во время разговоров в голосовых чатах могут возникнуть проблемы со связью, в результате которых слова и целые фразы собеседников «теряются». Не стесняйтесь переспрашивать, если что-то не расслышали. В свою очередь, старайтесь следить за тем, чтобы другие пользователи хорошо слышали вас: не уходите далеко от микрофона, проговаривайте слова четко, не говорите шепотом.

4. Не стесняйтесь завершать разговор тогда, когда вам этого хочется или требуется. Понятно, что некоторых людей хлебом не корми – дай поговорить. С другой стороны, ни в коем случае нельзя прерывать беседу, не прощаясь, а тем более – резко отключившись от чата/конференции.

5. Обращение в голосовых чатах, как уже говорилось, предполагает большее погружение в личное пространство человека, чем обмен текстовыми сообщениями. Обращайте внимание на то, нет ли вокруг вас отвлекающих собеседника факторов во время разговора, и, по возможности, устраняйте их.

6. Не лишним будет сказать собеседнику об отвлекающих факторах: плохой слышимости или, например громкой музыке.

Правила этикета в сети  помогают устанавливать и поддерживать контакт с виртуальными собеседниками, соблюдать порядок и уважение друг к другу. Придерживаясь их, мы сделаем наше общение приятным и продуктивным и позволит сохранить репутацию воспитанного человека даже в киберпространстве.