Смысловое чтение как один из приёмов развития связной речи у учащихся начальной школы

Дата публикации: 2020-09-16 07:21:44
Статью разместил(а):
Замяткина Светлана Валерьевна

Смысловое чтение как один из приёмов развития связной речи у учащихся начальной школы, посещающих занятия у логопеда

Авторы: Замяткина Светлана Валерьевна

и Посконина Мария Владимировна

МАОУ Лицей № 6 «Перспектива», г. Красноярск

 

В современном мире дети очень мало читают, в смысл прочитанного не вникают, поэтому нужно на занятиях у логопеда помогать детям «учится читать». Одной из задач в современной системе образования является формирование универсальных учебных действий, которые формируют ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». По требования ФГОС смысловое чтение относится к познавательным универсальным учебным действиям, которые необходимы при изучении всех школьных предметов.  Таким образом, на занятиях логопед подготавливает базу для успешного овладения навыком чтения, отрабатывая в тексте навык понимания лексического значения слова, логико-грамматических конструкций и развивает связную речь в целом.

Цель работы с текстом – усвоение прочитанного материала. При работе с ребенком важно  соблюдать принцип сознательности и активности в обучении, который требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Смысл  - это суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведенческих проявлениях; внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления). Выделение главного – есть нахождение смысла. Выделяя главное, мы всегда исходим из некоторой задачи. Если собственной задачи не стоит, то выделение главного происходит через соотнесение читаемого и основной темы текста (заголовка текста).       

Микродействия смыслового чтения:

—- Выделение ключевых слов в предложении или абзаце.

—- Определение взаимосвязей между ключевыми словами.

—- Определение главной мысли.

—- Корректировка смысла прочитанного в зависимости от последующих смыслов.

—- Определение основного смысла предложения (абзаца).

Выделение ключевых слов: ключевые слова – это слова, несущие в себе основное смысловое значение. Признаки ключевых слов - повторяемость в тексте. Корректировка смысла прочитанного. Для выделения главного необходимо постоянно возвращаться к прочитанному и корректировать его смысл с учетом нового контекста.            

Существует несколько методик направленных на формирование смыслового чтения текста:

—- Методика выделения главного в тексте.

—- Методика смыслового чтения текста с использованием схематизации.

—- Методика взаимопередачи тем (ВПТ).

—- Методика Ривина.

—- Методика доводящей карточки.

Мы хотим вас познакомить с одной из методик - выделение главного в тексте.  Рассмотрим фрагмент логопедического занятия в 3 классе при работе с текстом. Организация работы: для работы по методике детям выдаются: алгоритм действий учащихся, карточка для индивидуальной работы и карточка для самопроверки ключевых слов.

Текст из книги Пришвина М.М. "Золотой луг":

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Алгоритм действий учащихся:

1. Индивидуально прочитай первый абзац. Запиши в карточку ключевые слова, которые отвечают на вопрос «О ком (о чем) говорится в абзаце?».

2. Проверь ключевые слова по карточке самопроверки.

3. Прочитай еще раз первый абзац. Запиши в карточку, используя ключевые слова, ответ на вопрос «Что об этом говорится?».

4. Запиши в карточку основной смысл абзаца. Помни, что нельзя переписывать полностью предложения из текста.

5. Обсудите с напарником основной смысл абзаца.

6. Продолжи такую же работу со всеми последующими абзацами.

7. Обсудите с напарником основной смысл всего текста.

 

Карточка для индивидуальной работы:

 

Вопросы и задания

Ответы

1 абзац

О ком (о чем) говорится в абзаце?

 

Что об этом говорится?

 

Основной смысл 1-го абзаца 

 

2 абзац

 

О ком (о чем) говорится в абзаце?

 

Что об этом говорится?

 

Основной смысл 2-го абзаца 

 

и так далее

 

 

Основной смысл всего текста

 

 

Карточка для самопроверки ключевых слов:

1 абзац

Ключевые слова 1-го абзаца

Брат, одуванчик, забава

2 абзац

Ключевые слова 2-го абзаца

Фыкну одуванчиком, открытие

3 абзац

Ключевые слова 3-го абзаца 

Золотой луг, зеленый луг,  

4 абзац

Ключевые слова 4-го абзаца

Интересный цветок

 

В конце занятия учитель проводит рефлексию по вопросам:

· Что помогало находить ключевые слова?

· Как менялся основной смысл от абзаца к абзацу.

 

Список литературы:

1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после.

2. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

3. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

4. Пришвин М.М. Золотой луг. 

5. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.