Смысловое чтение как один из приёмов развития связной речи у учащихся начальной школы
Смысловое чтение как один из приёмов развития связной речи у учащихся начальной школы, посещающих занятия у логопеда
Авторы: Замяткина Светлана Валерьевна
и Посконина Мария Владимировна
МАОУ Лицей № 6 «Перспектива», г. Красноярск
В современном мире дети очень мало читают, в смысл прочитанного не вникают, поэтому нужно на занятиях у логопеда помогать детям «учится читать». Одной из задач в современной системе образования является формирование универсальных учебных действий, которые формируют ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». По требования ФГОС смысловое чтение относится к познавательным универсальным учебным действиям, которые необходимы при изучении всех школьных предметов. Таким образом, на занятиях логопед подготавливает базу для успешного овладения навыком чтения, отрабатывая в тексте навык понимания лексического значения слова, логико-грамматических конструкций и развивает связную речь в целом.
Цель работы с текстом – усвоение прочитанного материала. При работе с ребенком важно соблюдать принцип сознательности и активности в обучении, который требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Смысл - это суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведенческих проявлениях; внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления). Выделение главного – есть нахождение смысла. Выделяя главное, мы всегда исходим из некоторой задачи. Если собственной задачи не стоит, то выделение главного происходит через соотнесение читаемого и основной темы текста (заголовка текста).
Микродействия смыслового чтения:
- Выделение ключевых слов в предложении или абзаце.
- Определение взаимосвязей между ключевыми словами.
- Определение главной мысли.
- Корректировка смысла прочитанного в зависимости от последующих смыслов.
- Определение основного смысла предложения (абзаца).
Выделение ключевых слов: ключевые слова – это слова, несущие в себе основное смысловое значение. Признаки ключевых слов - повторяемость в тексте. Корректировка смысла прочитанного. Для выделения главного необходимо постоянно возвращаться к прочитанному и корректировать его смысл с учетом нового контекста.
Существует несколько методик направленных на формирование смыслового чтения текста:
- Методика выделения главного в тексте.
- Методика смыслового чтения текста с использованием схематизации.
- Методика взаимопередачи тем (ВПТ).
- Методика Ривина.
- Методика доводящей карточки.
Мы хотим вас познакомить с одной из методик - выделение главного в тексте. Рассмотрим фрагмент логопедического занятия в 3 классе при работе с текстом. Организация работы: для работы по методике детям выдаются: алгоритм действий учащихся, карточка для индивидуальной работы и карточка для самопроверки ключевых слов.
Текст из книги Пришвина М.М. "Золотой луг":
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту.
«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Алгоритм действий учащихся:
1. Индивидуально прочитай первый абзац. Запиши в карточку ключевые слова, которые отвечают на вопрос «О ком (о чем) говорится в абзаце?».
2. Проверь ключевые слова по карточке самопроверки.
3. Прочитай еще раз первый абзац. Запиши в карточку, используя ключевые слова, ответ на вопрос «Что об этом говорится?».
4. Запиши в карточку основной смысл абзаца. Помни, что нельзя переписывать полностью предложения из текста.
5. Обсудите с напарником основной смысл абзаца.
6. Продолжи такую же работу со всеми последующими абзацами.
7. Обсудите с напарником основной смысл всего текста.
Карточка для индивидуальной работы:
|
Вопросы и задания |
Ответы |
1 абзац |
О ком (о чем) говорится в абзаце? |
|
Что об этом говорится? |
|
|
Основной смысл 1-го абзаца |
|
|
2 абзац
|
О ком (о чем) говорится в абзаце? |
|
Что об этом говорится? |
|
|
Основной смысл 2-го абзаца |
|
|
и так далее |
|
|
Основной смысл всего текста |
|
Карточка для самопроверки ключевых слов:
1 абзац |
Ключевые слова 1-го абзаца Брат, одуванчик, забава |
2 абзац |
Ключевые слова 2-го абзаца Фыкну одуванчиком, открытие |
3 абзац |
Ключевые слова 3-го абзаца Золотой луг, зеленый луг, |
4 абзац |
Ключевые слова 4-го абзаца Интересный цветок |
В конце занятия учитель проводит рефлексию по вопросам:
· Что помогало находить ключевые слова?
· Как менялся основной смысл от абзаца к абзацу.
Список литературы:
1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после.
2. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
3. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
4. Пришвин М.М. Золотой луг.
5. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.