Методическая разработка по живописи «Живописный портрет»
Методическая разработка по живописи «Живописный портрет»
Автор: Алексеева Марина Гавриловна
МБУ ДО «Осинская школа искусств»
Аннотация: Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей изобразительного искусства, на уроках живописи по теме «портрет».
Данное занятие проводится с группой детей в возрасте с 11 до 13 лет .
1. Пояснительная записка.
Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов.
Изучать портретный жанр нужно начинать в 6 классах потому, что именно в этом возрасте учащиеся начинают глубже понимать и осмысливать материал, который им предлагается на уроках изобразительного искусства, легче запоминают новые термины, анализируют и обобщают изучаемый материал. Это позволяет учителю глубже раскрывать содержание урока, закладывать в сознание учащихся фундаментальные знания.
Проводя с детьми данное занятие, я знакомлю детей с пропорциями человеческого лица, учим детей видеть типический характер своих героев и выражать своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: эмоции, мимика, характер. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.
Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования
2. Цвет в портретной живописи.
Цвет в портрете несёт определённую миссию: может лепить форму, изображать красоту, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние, индивидуальность.
Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Необходимый цвет для живописи обычно достигается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. Слово "цвет" одно, а определяет многие качества процесса в портретной живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства.
Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой. Цвета радуги - это спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).
Цвет как физическое явление – это свойство предмета вызывать определенное зрительное ощущение в зависимости от длины световой волны солнечного спектра, которую он отражает. В солнечном спектре насчитывается семь основных длинноволновых и коротковолновых цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Когда от поверхности предмета отражаются главным образом, например, красные лучи солнечного спектра, а другие цвета поглощаются (или отражаются в меньшем количестве), мы видим предмет красным. Если предмет поглощает все лучи спектра, кроме зеленых, предмет будет иметь зеленую окраску. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей – черным.
Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а имеющие цветовой оттенок – хроматическими.
Ахроматические цвета отличаются только светлотой. Хроматические цвета могут отличаться по трем признакам (или свойствам): цветовой тон (оттенок), светлота и насыщенность (интенсивность, сила цвета).
Цветовой тон обозначает название цвета (красный, синий, зеленый, желтый и др.) и определяется длиной световой волны. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом и дать ему название.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т.п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".
Насыщенность (интенсивность или силу цвета) характеризует степень отличия цвета от серого или степень приближения его к чистому спектральному цвету. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
Художники используют цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портрету, ведь звучание цвета раскрывает образы человека.
Контрасты-излюбленный многими мастерами приём, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя. Некоторые художники , в число которых входили непревзойдённые мастера Леонардо да Винчи и Рембрандт, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счёт подчёркнуто контрастного распределения света и тени – приёма, известного в живописи чиароскуро. Приём чиароскуро может быть использован в любой композиции . как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрасте света и тени. Термин «чиароскуро» состоит из двух латинских слов: Chiara – свет, яркость, и obscura- тень, тьма.
3. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Портрет».
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
- развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
- формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Задачи:
- Образовательная:
- закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
- закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
- знакомство с историей развития портретного жанра.
- Развивающие:
- развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
- развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
- Воспитательные: содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
Материал и оборудование для учителя: компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета»; музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: бумага, карандаш, ластик
План урока:
1. Вводная часть (притча).
2. Повторение:
– Определение жанра портрет.
– Закрепление знаний о разновидностях портрета.
3. Практическая работа:
– Средства художественной выразительности.
– Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
ХОД УРОКА
Тайна портрета. Вторая притча о художнике.
В одной далекой стране жил великий мудрец. А на другом конце Земли лежало царство великого царя. Мудрец далеко за пределами своей родины славился удивительными чудесами. Молва о нем дошла и до царя.
Я самый мудрый и славный царь в моих землях, — казал как-то своему подданному великий правитель. Я все знаю, что твориться в моих владениях и в соседних государствах. Но я даже не знаю, как выглядит этот мудрец, слава которого уже идет впереди моей.
Он позвал к себе лучшего придворного художника и приказал нарисовать портрет прославленного старца. В разум царя закралась мысль, что если он выработает у себя такие же черты характера, то сможет стать еще более мудрым правителем.
Когда художник вернулся, царь собрал всех своих подданных магов, мыслителей и философов. Он приказал им по портрету определить характер этого человека, обозначить его нрав, манеры и привычки, чтобы узнать, в чем его сила.
После долгих размышлений и совещаний мудрецы сказали:
О мудрейший из правителей! На этом портрете изображен очень властолюбивый, жестокий, высокомерный человек. Ему присущи практически все известные на Земле пороки.
Царь был обескуражен и возмущен:
Разве может такой человек слыть великим мудрецом?! И разве могут ему принадлежать те подвиги, о которых идет молва?!
Спор не был завершен. Художник заверял, что портрет написан безукоризненно. Мыслители и философы были уверены в своих выводах. Но царь не мог согласиться с таким положением вещей. Он лично решил все проверить и отправился в далекие земли.
Долго путешествовал он по неизведанным краям, пока не нашел мудреца. И при первом же взгляде он понял, что портрет был написан безупречно.
Мудрец принял правителя, как полагается принимать гостя с далеких земель. Царь рассказал о цели своего визита.
Твои подданные были правы, — сказал мудрец. – Как ты смог уже убедиться, и художник исполнил свою работу прекрасно.
Но разве можно при таких качествах быть таким мудрым?
Да будет тебе известно, что все эти качества, которые видны на моем портрете действительно принадлежали мне от рождения. И даже может в большей степени, чем это заметно по моему лицу. Но моя сила в том, что напряженными усилиями и долгими стараниями я боролся со своими пороками, пока они не стали намного слабее моих достоинств. В этом моя слава и мудрость.
Ребята, и вы наверное уже догадались, что тема нашего урока «Портрет»?
Жанр портрета появился еще в Древнем Египте и является, пожалуй, одним из самых древних жанров живописи. И это неудивительно, люди всегда стремились изобразить себя, и в каждый исторический период на это были разные причины. Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека. -Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз.
Сейчас мы немного по подробнее остановимся на разновидностях портрета :
Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала.
Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).
Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический, Семейный портрет.
Автопортрет принято выделять в отдельный поджанр.
Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
Коронационный (реже встречается тронный)
Конный В образе полководца (военный)
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека
Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?
Техника исполнения:
– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.
Основными средствами художественной выразительности становятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура портретируемого.– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и передать его цветом . Сейчас я вам поподробнее объясню последовательность изображение головы человека
Рисовании портрета при помощи учебной таблицы.
Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета
На сколько равных частей можно разделить лицо человека?
Правильно. Первая часть - от корней волос до переносицы (линии бровей), вторая часть – от переносицы до основания носа и третья часть от основания носа до подбородка. Это типовые пропорции, которые используются при изображении головы. Но есть люди с ярко-выраженными индивидуальными пропорциями или ещё говорят особенностями, например, у кого-то очень длинный нос или очень высокий лоб, тогда эти особенности, конечно, нужно учитывать и в портрет вносить коррективы.
Ребята, а как ещё можно поделить голову? Дети отвечают.
Да, голову можно поделить вдоль на две части, как показано на нашей таблице. Эти части одинаковые между собой или разные? Посмотрите друг на друга и ответьте.
Одинаковые.
Правильно – одинаковые, или ещё говорят – симметричные. Линия которая проходит точно по середине головы, называется линией симметрии. При изображении глаз, крыльев носа, бровей, необходимо следить за тем, чтобы удаление от этой линии было одинаковым, в противном случае, глаза, например, могут оказаться не на своём месте (съехать).
Ещё наша таблица показывает нам, что расстояние между глазами должно равняется длине глаза; если глаза нарисовать ближе, они будут выглядеть, как глаза «в кучу». А теперь, глядя на таблицу, вы мне назовите пропорции, которые мы ещё не назвали.
Дети называют: Уголки губ, если провести линию вверх, совпадают с серединой глаз, а крылья носа с началом бровей, ширина губ примерно равна расстоянию от верхней губы до основания носа. Уши располагаются между линией бровей и линией основания носа.
Молодцы. А теперь приступайте к самостоятельной работе над портретом. Будем рисовать друг друга или кто хочет может нарисовать портрет близкого человека, выбирайте себе партнёра и начинаем намечать рисунок,. Постарайтесь рисовать портрет конкретного человека, с его чертами лица, с характером, нужно уловить мимику. С любовью постарайтесь передать образ выбранной вами натуры. Можно окружающую среду вашего портрета додумать, до фантазировать.
(Индивидуальная работа с каждым учеником).
А теперь, рябята, давайте немного отдохнём и прервемся на перемену, чтоб у нас отдохнули глазки …
Перемена …
Урок 2. План-конспект по теме «Портрет» (продолжение)
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
- развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
- формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Задачи:
- Образовательная:
- закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
- формировать знания и практические навыки изображения портрета человека с учётом конструктивной формы головы и пропорций лица;
- - формировать умения пользоваться художественно-выразительными средствами живописи и графики для создания портрета.
- Развивающие:
- развивать живописные и графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
- развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
- Воспитательные: воспитывать интерес к человеку вообще, подчёркивая его уникальность и индивидуальность; воспитывать уважение к труду художника, умение чувствовать, какие проблемы волнуют художника, работающего в жанре портрета.
Материал и оборудование для учителя: компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Портрет в живописи»; музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: бумага, кисти, краски , баночка с водой, палитра, различные графические материалы.
План урока:
1. Организационная часть (приветствие) 1-2 мин.
2. Объяснение материала (10-15 мин).
3. Практическая часть (20 мин).
4. Заключительная часть (показ общих ошибок, показ лучших работ, домашнее задание).
Ход урока.
Музыкальное сопровождение …
Дорогие ребята!!! Давайте продолжим нашу тему урока «Портрет». Начнём с того на чём остановились. Вы уже начали рисунок, продолжаем, но так же не забываем об определенных закономерностях построения человеческого лица.
Перед выполнением живописного задания учитель показывает как правильно нужно работать над портретом в цвете.(Работа акварелью или гуашью)
Живописные качества так же передаём, с помощью света и тени, окружение в котором находится портретируемый.
Есть еще не маловажные нюансы!!! Давайте сравним цвет лица разных людей по национальности, месту проживания, степени загарелости, возрасту, полу и так далее. Неужели они похожи цветом лица? Этот цвет настолько индивидуален и сложен, что для каждой модели портретист намешивает соответствующий цвет отдельно: зеленоватый, рыжеватый, фарфорово-розовый, смугло коричневый, кофе с молоком и так далее. Особое значение также имеет “загорелость” отдельных мест, близость капилляров к коже, качество и цвет румянца и, конечно, рефлексы от одежды и фона, а также, общая цветовая гармония лица, глаз, волос, одежды, освещения и так далее. Как видите, очень много разнообразных нюансов для столь простого обобщения.
Как видите, не бывает конкретного, точного рецепта при написании лица, нет такого “волшебного” цвета, который будет универсальным. Конечно, в продаже есть близкие по цвету оттенки: неаполитанская жёлтая и оранжевая, неаполитанская розовая, охра, английская красная и так далее. Но это всего лишь один из оттенков, а в каждом лице их множество: целый букет нежных цветных мазков-лепестков, отличающихся друг от друга на едва уловимый человеческим глазом цветовой нюанс, и контрастные, близкие к дополнительным цветам в цветовом круге, абсолютно разные по светлоте и насыщенности.
Практическая работа учащихся. Преподаватель работает индивидуально с каждым учеником …
Заключительная часть урока
Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.
Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)
Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку.
Итог урока: 5-6 минут.
а) Показ лучших работ и их анализ;
б) Результативность работы на уроке всего класса;
в) Обобщение, итог. Выставка ребят…
Заключение.
В процессе освоения портретного жанра учащимся предоставляется самостоятельность, способствующая самоорганизации изобразительной деятельности, направленной на решение проблемных задач (выбор характерной позы портретируемого, ракурса и поворота головы, выражение лица и его глаз).
Для успешного обучения портретному рисунку детям обеспечивается посильность работы на каждом этапе живописного процесса. При этом необходимо учитывать имеющиеся знания, умения и навыки изображения, позволяющие представить портретный образ в конкретной технике исполнения (выбор фона и композиции на листе, выбор цвета и тона, освещённости и ритма контрастов).
Согласитесь, что любое изображение животных нельзя назвать анималистическим жанром, так же как и любое изображение лица человека нельзя назвать портретом. При этом главной педагогической задачей на уроке живописи остаётся формирование и создание яркого образа у детей, эмоций и впечатлений, выраженных в их творческой работе. При изучении темы «Жанр портрета» многим моим ученикам трудно «объять необъятное». Но есть ученики, которые хотят научиться рисовать голову человека в различных поворотах и ракурсах. Расположение головы человека в пространстве, её объёмное конструктивное изображение, повороты и наклоны головы – это те трудности в рисовании портрета, с которыми сталкиваются дети.
Я выявила группу учащихся с ярко выраженной мотивацией к учебной деятельности. Эти дети понимают значение знаний, полученных на уроках, у них есть свои личные цели и интересы научиться рисовать голову человека в различных ракурсах. В этом случае проблемный метод обучения портретному рисунку и система его механизмов (проблемная ситуация - проблемная задача - модель поисков решения - решение) дают возможность прогнозировать результаты, отвечая на вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?».
Время, отведенное на все этапы уроков рационально распределялось и все этапы были логично связаны между собой. -На данных уроках использовались репродукции, работы выполненные живописными материалами, презентация «Портрет в живописи» и «Виды портрета», учебник, музыкальный ряд. Это позволило привлечь внимание ребят и активизировать их творческий процесс. Урок был направлен на: Развитие творческой активности, воображения, внимания и памяти учащихся. Осознание ими содержания урока. Формирование рефлексивной, адекватной самооценки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.
Технологии, которые были использованы на данном уроке:
1 Здоровьесберегающие технологии.
2. Информационно-компьютерные технологии.
3. Технологии развивающего обучения.
4. Личностно-ориентировочный подход.
Литература:
1. Кузин В.К. Рисунок. Наброски и зарисовки.
2. Готтфрид Баммес. Изображение человека.
3. Могилевцев В.А. Основы живописи.
4. Бёрн Хогарт. Игра света и тени для художников.
5. Николай Ли. Основы учебного академического рисунка.