Концертное выступление и эстрадное волнение детей
Концертные выступления и эстрадное волнение детей
Автор: Ёлгина Наталья Юрьевна
МБУДО «ДМШ № 24» Кировского района г. Казани
Концертное, да и вообще публичное выступление является итогом проделанной работы ученика и педагога. В маленьком возрасте детям нравится играть на людях, так как они знают, что их будут слушать, им (детям) это интересно. Девочки надевают красивые платья, а мальчики костюмы и бабочку. Со временем, если ребенок относится к занятиям серьезно, то он начинает понимать ту ответственность, которая на него ложится при публичном выступлении. На зачете или экзамене ему будут ставить оценку за его игру, а на концерте его будут оценивать зрители, среди которых есть его мама, папа и другие родные ребенка. И он уже понимает, что он должен вынести все положительные моменты, над которыми шла работа на уроке. У большинства детей, да и взрослых из-за этой ответственности появляется эстрадное волнение. Оно выражается в психологических и физиологических проявлениях и играет часто отрицательную, а реже положительную роль.
Психологические проявления: боязнь забыть, вообще боязнь сцены, ошибки, остановки во время выступления.
Физиологические: мондраж, отключение от управления своими действиями.
Различают 3 типа эстрадного волнения:
1) волнение-подъем,
2) волнение-паника,
3) волнение-апатия.
Причины возникновения этих типов различны:
Волнение-подъем - связано с положительными эмоциями, любовью к профессии, желанием красиво и ярко выступить, чувством состязания.
Волнение-паника - наоборот, неуверенностью в себе, недоученностью программы, недоброжелательностью аудитории личностными начинаниями исполнителя.
Волнение-апатия – также связано с неуверенностью в своих силах, внутренней подавленностью, пассивностью.
Волнение зависит от разных причин:
1) от типа нервной системы,
2) незнание произведения четко, уверенно,
3) если нет эстрадного опыта.
Чувство эстрады возможно развить у любого учащегося, если его правильно воспитывать и систематически показывать публике.
Эстрадное волнение является комплексной проблемой, связанной с рядом специальных факторов:
1) методом обучения;
2) состоянием исполнительского аппарата, его свободы, наличием гибких навыков;
3) нервно-психологическим тонусом ученика.
Ни в коем случае нельзя настраивать ребенка на отрицательную волну вопросами: «Ты волнуешься?» или «Тебе завтра играть, не боишься?». Тем самым, вместо ободрения, вносится нотка неуверенности, беспокойства.
Накануне выступления нужно, чтобы ребенок не перегружался умственно и физически, пораньше лечь спать, чтобы встать бодрым и уверенным. Повторить произведение, какие-то моменты, более волнующие ребенка. А перед сном и утром постараться войти в состояние исполнения, представить его. Так же необходимо проанализировать произведение: его темп, жанр, вспомнить все замечания педагога, мысленно его проиграть, пропеть. Вообще настроиться на хорошее настроение.