Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ЭКО-клуб"

Дата публикации: 2020-09-25 04:32:29
Статью разместил(а):
Сертюкова Вера

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ЭКО-клуб"

Автор: Сертюкова Вера

 

Программа разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня, в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития  учащихся.

Актуальность: В настоящее время существует огромное количество экзотических растений, которые без особого труда выращиваются в нашей стране. Цветы в квартире, школах, больницах и других учреждениях, радуют глаз, способствуют приятному эмоциональному состоянию и прививают тягу к прекрасному. Поэтому особенно важно, чтобы дети как можно больше знали о растениях и умели за ними ухаживать. Ведь каждый цветок, каждое дерево или кустарник требует особого ухода и тем более, если это растение - чужестранец.

Внеурочная деятельность «ЭКО-клуб», необходима для гармоничного развития учеников, формирует бережное отношение к природе и труду человека. Учащиеся этого возраста имеют только общее представление о растениях, поэтому данный курс особенно актуален. Содержание его направлено на формирование у детей целостного восприятия живой природы, умения использовать элементарные знания и умения по  уходу за растениями из личного опыта на занятиях, развитие познавательного интереса к изучаемой теме. Оно расширяет знания учащихся по ботанике, географии и экологии, развивает навыки учебной деятельности - наблюдения, описания, систематизации, проведения опытов (кратковременных и длительных), работу с литературой. Содержание курса дает дополнительную возможность для экологического образования, формирования универсальных знаний вне зависимости от дальнейшего выбора профессии учащегося.

Курс реализуется по принципам системности и последовательности.

Цель курса:

−        эстетическое развитие личности учащихся;

−        гармоничное восприятие окружающей среды.

Задачи курса: 

−        формирование знаний о комнатных растениях;

−        формирование умений выращивания комнатных цветов различных экологических групп;

−        раскрытие сфер использования комнатных растений.

Критериями успешности обучения являются: степень развития интереса к предмету; уровень активности на занятиях; уровень самостоятельности при выполнении лабораторно-практических работ.

Результативность занятий отслеживается на основе наблюдения за учащимися в  процессе их работы: выступлениях, сообщениях, лабораторно-практических занятиях.

Основные формы и методы работы: для достижения поставленных целей и  задач предусматриваются следующие формы обучения: теоретическо-лекционные и  лабораторно-практические занятия, наблюдение.

Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:

−     преподавания: обьяснительный, иллюстративный;

−     учения: репродуктивный, практический;

−     воспитания: упражнения, убеждения, личный пример.

Содержание  курса включает 15 тем, содержание которых обеспечивает необходимый минимум знаний и умений для формирования общего представления о комнатном цветоводстве.

Курс рассчитан на 34 академических часа.

Достигаемые уровни подготовки:

В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.

Средствами эффективного усвоения программы  являются творческие задания, практические работы, проекты, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями, экологические акции.

В результате прохождения программы ученик научится:

  •  видам цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте;
  •  цветковым культурам,
  •  однолетние и многолетние цветковые растения;
  •  уход за однолетними цветковыми растениями;
  • зимующие многолетние цветковые растения;
  • деление  и посадка зимующих многолетних цветковых растений;
  •  кустарники, используемые для озеленения,
  •  семена цветковых растений;
  •  уход за комнатными растениями;
  •  строение цветкового растения;
  •  зимующие многолетние растения, требующие ранневесеннего ухода;
  •  однолетние и многолетние цветковые растения;
  •  уход за однолетними цветковыми растениями;
  • правила заготовки земляных смесей и их применение;
  •  основные правила ухода за комнатными растениями;
  • значение и приемы перевалки комнатных растений;
  •  подготовка цветника к весенне-летнему сезону.

Ученик получит возможность:

  •  распознавать созревшие семян;
  •  распознавать виды зимующего многолетнего цветкового растения;
  •  составлять земляные  смеси;
  •  ухаживать за комнатными растениями;
  •  работать приспособлениями для обмолота семян;
  •  ухаживать за комнатными растениями;
  •  распознавать виды почв;
  •  ухаживать за многолетними зимующими цветковыми растениями;
  •  распознавать элементы  цветочного оформления;
  •  выращивать однолетние цветы.

Итоговое занятие (1 час).

Достигаемые уровни подготовки:

В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть подкрепляется практической деятельностью, направленной на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.

Формы работы – экскурсии, практические работы, составление сообщений,  праздники, экологические игры, выставки, аукцион знаний, лекции, ролевая игра – «цветочный магазин», круглый стол, занятие – семинар «знакомые незнакомцы», психологические игры, конкурсы, викторины, фенологические наблюдении работа с литературой.

 

Учебный план

№ п.п

Наименование темы

Всего

часов

Количество часов

Теория

практика

1

Вводное занятие  

1

1

-

2

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека  

1

1

-

3

Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений 

1

1

-

4

Биологические особенности комнатных растений

2

1

1

5

Уход за комнатными растениями  

 

3

1

2

6

Насекомые вредители комнатных растений и борьба с ними 

2

1

1

7

Семена  однолетников и подготовка  их к посеву

2

1

1

8

Подготовка к опытнической работе

4

1

3

9

Питание комнатных растений из почвы и их подкормка

3

1

2

10

Вегетативное  размножение комнатных расте­ний (размножение черенками)

2

1

1

11

Выращивание рассады однолетников  

5

1

4

12

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

2

1

1

13

Выращивание   цветочно-декоративных   расте­ний посевом семян в грунт

4

1

3

14

Высадка рассады.

2

-

2

15

Подведение итогов опытнической работы    

1

-

1

 

Итого:

34

13

22

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Осенний период

1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда по озеленению, с массо­выми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Экскурсия на территорию школьного двора.

2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Ознакомление с грунтовыми не комнатными цветочно-декоративными растениями; деревьями, кустарниками, травами.   

Экскурсия  «Осенний парк» 

3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений.  

Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности. Способы выращивания.  

Практические работы. Сбор и изучение, строения семян однолетних: цветочно-декоративных растений. Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки.

4. Биологические особенности комнатных растений.  

Значение комнатных растений, их группировка. Биологические особенности.  

Практические работы. Знакомство с комнатными растениями.  

Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. 

Изготовление наглядных пособий (карты родины комнатных растений). Проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

5. Уход за комнатными растениями.

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению.

Практические работы. 

Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и  временем года. Значение перевалки и пересадки дляроста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.

Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка,  опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках.

Мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. 

Определение необходимости перевалки и пересадки растений, проведение работ по перевалке и пересадке растений.
Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений,
впроведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах. 

6. Зимний период.

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба.

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Меры борьбы с вредителями (с учетом их биологических особенностей).

Практические работы. Ознакомление снаиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, обмывание листьев и стеблей. 

Знакомство с устройством опрыскивателя. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

8. Семена однолетников и подготовка их к посеву.

Обсуждение и распределение тем опытов между членами кружка. 

Разработка планов проведения опытов. Оформление записей в дневнике. 

Проведение опытов 1 группа «Отзыв комнатных растений на минеральные подкормки».

Проведение опытов 2 группа «Отзыв комнатных растений на органические подкормки».

9. Весенний период.                                                                              

Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.  

Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика.

Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течении вегетационного периода.

Практические работы. Распознавание минеральных удобрений.

Составление календаря подкормки комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки и приведение подкормок. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений.

Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями 

10. Вегетативное размножение комнатных растений (размножение черенками).

3начение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками 

Условия, необходимые для окоренения черенков. Правила черенкования и пере­садка окоренившихся черенков.

Практические работы. «Заготовка песка, земли. Подготовка  ящиков (парничка, горшков) для посадки.

Черенкованиикомнатных растений. Наблюдения за укоренением черенков и их температурой и влажностью помещения, посадка окоренившихся черенков; уход за черенками. 

11. Выращивание рассады однолетников. Условия, необходимые для выращивания рассады в теплице, парниках.
Практические  работы. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева.

Посев семян. Написание и установка этикеток  на ящиках.

Уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады 

12. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. 

Практические работы. Внесение удобрений.

Перекопка почвы и разбивка участка.

Перекопка почвы и разбивка участка.

13. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом" семян в грунт. Сроки и способы посева. Пло­щади питания и глубина заделки семян.

Уход  за посевами.

Практические работы.Выбор участка для грунтового посева семян однолетников. Подготовка почвы. Разбивка деля­нок. Посев семян.

Уход за посевами, Наблюдение за их всходами, пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения за появлением выходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов, по уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

14. Высадка рассады, выращенной в теплице и парниках.

Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практическиеработы. Распределение клумб, рабаток, грядой между юннатами. Подготовка почвы.

Подготовка рассады и высадка ее в грунт, уход за высаженной рассадой

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт

15. Подведение итогов опытнической работы

Учет результа­тов; опытов. Оформление записей в дневниках. Изготовление наглядных пособий.

Подготовка и участие в Празднике урожая.

 

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося. 

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

 

Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности:

  • Актуальность выбранного исследования.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения. 
  • Чёткость выводов, обобщающих исследование. 
  • Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. 
  • Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы. 
  • Владение автором специальным и научным аппаратом. 
  • Грамотность оформления и защиты результатов исследования. 
  • Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме. 
  • Умение вести дискуссию по теме. 
  • Технологичность и техничность исполнения. 

 

Литература:

1. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. - М.: издательство Московского университета, 1989.

2. Кудрявцев Д.Б. Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М.: Просвещение, 1993.

3. Родина В.А. Цветоводство в школе. - М.: Просвещение, 1974.

4. Хесайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь, 1995.

5. Хесайон Д.Г. Все о болезнях и вредителях растений. - М.: Кладезь-Букс, 2006.

6. Цветкова М.В. Энциклопедия комнатного цветоводства. - Харьков: Книжный клуб, 2006.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь