Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Рыбы"

Дата публикации: 2020-11-09 19:26:57
Статью разместил(а):
Лобинцева Нэлла Ивановна

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Рыбы"

Автор: Лобинцева Нэлла Ивановна

МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко», с. Приютное,  Приютненский район РК

 

Цель урока: повторить отличительные признаки рыб; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы; развивать умение анализировать и обобщать.

Планируемые результаты: Предметные: познакомиться с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Тип урока: изучение новых знаний.

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок, 

Начинается урок. 

Наши ушки на макушке, 

Глазки широко открыты, 

Слушаем, запоминаем, 

Ни минуты не теряем! 

2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Какие группы животных вы знаете? (насекомые, птицы, рыбы)

С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? (насекомые)

Работа по карточкам 

1. На рисунке изображены животные. Укажите только насекомых.

2. Запиши  существенные признаки насекомых. 

Число ног ...

Число частей тела ...

Есть ли чувствительные усики? 

Укажите на рисунке части тела муравья: голова, грудь, брюшко. 

На какие группы по способу питания делятся насекомые?

Напишите к какой группе по способу питания относятся эти насекомые.

 

 

 

шмель

муравей

стрекоза

бабочка

таракан

божья коровка

3. Сообщение темы урока. 

Вспомните, чего на Земле больше: воды или суши?

Кто живёт  в воде? (Многие живые организмы – растения и животные.)

Отгадайте загадку. Какие особенности животного отмечены в загадке?

                             Плавно под мостиком

                             Я виляю хвостиком.

                             По земле не хожу,

                             Рот есть – не говорю,

                             Глаза есть – не мигаю,

                             Крылья есть – не летаю. (Рыба.)

О ком мы сегодня будем с вами говорить на уроке? (о рыбах)

Какая тема нашего урока – «Рыбы».

О каких «крыльях» идёт речь в загадке? (о плавниках)

4. Работа по учебнику.

Что бы вы хотели узнать о рыбах? (Чем питаются и сколько едят; как охотятся; сколько живут; какие виды рыб существуют.)

Вот вы и наметили задачи нашего урока

Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Откройте  учебник на  стр. 12-13.

Рассмотрите рисунки.

Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)

Что объединяет этих  животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)

Назовите только рыб.

По каким признакам вы отнесли это животное к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)

Кто это? (показать на морского конька)

Здесь еще есть рыба под названием морской конек.

Об этой замечательной рыбе нам расскажет Воробьев Иван.

  • Своё название морские коньки получили из-за визуального сходства с конём, шахматной фигурой.
  • Самые маленькие виды морских коньков в длину достигают всего 2 сантиметров, а самые крупные — до 30.
  • Они обитают только в тёплых тропических морях. Холодная вода для них губительна.
  • Всё тело этих рыбок покрыто шипами. Они служат и маскировкой, и защитой от хищников, потому что защищаться морские коньки не умеют.

Давайте прочитаем, что написано об отличительных признаках рыб в статье учебника.

Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? (Покров из  чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище – в хвост)

Давайте рассмотрим строение тела рыб.

У рыб есть голова, туловище, хвост и плавники. Тело рыбы покрыто чешуей.

Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?

С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.

Как вы думаете как же располагается  на теле рыбы чешуя?  

Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг  на друга, подобно черепице на крыше  дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней  можно узнать возраст  рыбы.

Об этом мы прочтем в хрестоматии с.73. статья «Записи на чешуе» .

Как же можно определить возраст рыбы? (по кольцам на чешуе).

Посмотрите на рисунок с.74. И определите возраст рыбы.

Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб). 

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны). 

Первая рыбка сказала: нырять здесь легко (имитация ныряния). 

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем). 

Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо). 

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи). 

Пятая крикнула: здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила). 

Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают). 

Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.

Подумайте, почему  так названы морские рыбы, изображённые на рисунках. (Рыба-молот, морской конёк, рыба-бабочка, рыба-игла, рыба-зебра, рыба-пила, рыба-ёж.) (по внешнему виду).

А теперь открываем печатные тетради на стр. 8 задание 11 и выполняем самостоятельно.

Проверка.

Как происходит процесс дыхания у рыб?

Откроем учебники на стр. 13 и прочтем об этом.

Чем дышат рыбы. Как это происходит.

Вот еще один отличительный признак рыб.

А что вы знаете о том, что едят рыбы?

Перед нами возникает  проблема,  все ли рыбы одинаково питаются?

Прочитаем о способах питания рыб. Стр. 13-14. (Читает ученик.)

На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)

Чем питаются растительноядные рыбы. Назовите растительноядных рыб. Слайд

В Калмыкии в озере Маныч Гудило обитает растительноядная рыба красноперка.

Чем питаются хищные рыбы. Назовите представителей хищных рыб.

Так же в Чаграйском водохранилище можно встретить хищную рыбу сом.

Чем питаются всеядные рыбы. Назовите представителей всеядных рыб.

В Калмыкии в озере Маныч Гудило обитает всеядная рыба линь .

Теперь мы с вами сделаем мини проект.

У каждой группы на столе лежит лист ватмана. Вам надо наклеить представителей рыб по способу питания.

Защита проектов.

С какой группой животных, уже знакомой нам, совпадает способ питания  рыб? (Насекомые.) В чём именно?

Учебник закрываем.

Итог урока.

С какой группой животных мы познакомились?

Назовите признаки рыб.  

Перечислите группы рыб по способу питания.  

Назовите признаки рыб.  

Перечислите группы рыб по способу питания.  

Назовите  отличительные признаки рыб?

Рефлексия.

Если вам на уроке было легко и вы усвоили весь материал то выпустите в озеро оранжевых рыбок., Если у вас на уроке были трудности или что то было вам не понятно выпустите в озеро зеленых рыбок.

Дом. Задание.

Прочитать статью  в учебнике рыбы стр 12-14. В п.т. выполнить задание на стр. 6 № 9.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь