Опыт работы службы содействия замещающих семей
Опыт работы службы содействия замещающих семей
на базе МБОУ ППМС центр «Шанс» г. Серпухов
Автор: Семёхина Светлана Владимировна
МБОУ ППМС центр «Шанс» г. Серпухов
На базе МБОУ ДО ППМС центра «Шанс» с 2017г. функционирует Служба содействия семье и детям. Основная цель ее деятельности – оказание замещающим семьям своевременной психолого-педагогической, социальной, медицинской, юридической помощи. Так же в Службу сопровождения входит «Школа приемных родителей», где проходит подготовка кандидатов в замещающие семьи.
Услугу по сопровождению получают 159 семей, усыновившие, принявшие под опеку или попечительство ребенка.
Для сопровождения замещающих семей специалистами Службы (психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, юрист, медицинский работник) подбирают комплекс диагностических методик, технологий, приемов, позволяющих оценить ситуацию в семье. Основным методом оценки является метод наблюдения. В ходе психолого-педагогического сопровождения замещающих семей могут быть использованы беседы, анкеты, опросники, проективные методики, теоретический анализ документов: писем, характеристик.
Задачи, которые решают специалисты службы сопровождения:
1. Отслеживать и диагностировать уровень адаптации ребенка;
2. Содействовать созданию условий для обеспечения функциональной и структурной перестройки замещающей семьи;
3. Оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка
4. Восстановление социального статуса ребенка в обществе и включение его в новые социальные связи;
5. Вхождение ребенка в детскую субсистему симблинги, сверстники, родственники, друзья, соседи;
6. Формирование отношение привязанности ребенка к замещающим родителям;
7. Формирование личностной идентичности;
8. Профилактика кризисных ситуаций в замещающей семье и содействие ее укреплению.
В службу сопровождения родители обращаются с различными проблемами такими как:
- вопросы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями (оказывается консультативная помощь социального педагога и психолога, диагностическая работа, песочная терапия используется как метод диагностики и коррекционной работы, проводятся тренинги для замещающих семей, ведется межведомственная работа с образовательными учреждениями, с органами опеки и попечительства, соцзащиты населения и инспекторами ПДН, изготовление буклетов и памяток для родителей)
- помощь в решении семейных конфликтов (проводятся семейные встречи за круглым столом с участием специалистов, участие в мероприятиях клуба «семейная гостиная», просветительская деятельность – развитие родительской компетенции, навыков позитивного общения и взаимодействия, семейные и индивидуальные коррекционные занятия, семейная терапия.
- помощь в профессиональном самоопределении (проводятся диагностики по профориентации, беседы по знакомству с «образовательной картой» города, района, «посещение ярмарок профессий», использование сюжетно-ролевых игр по профориентации, проводятся мастер-классы.
Проводится тематическая неделя «дороги, которые мы выбираем», в которой замещающим семьям предлагается выполнить: компьютерную презентацию профессии, семейное профессиональное древо, профессия в картинках или написать сочинение о профессиях.
- трудности в адаптации в семье, в детском коллективе (информирование и просвещение, индивидуальные консультации по проблемам адаптации, помощь в интеграции в образовательное пространство, лекции, семинары и тренинги в рамках родительского клуба замещающих семей, организация и вовлечение семей в участие спортивных мероприятий, конкурсов, творческих ярмарок, экскурсии, участие в досуговых мероприятиях – развлечения, праздники, актуализация ресурсов социально-поддерживающей сети, помощь юриста в решении правовых вопросов).
- проблемы воспитания и обучения ребенка с ОВЗ – ограниченные возможности здоровья (Оказание помощи в прохождении диспансеризации, сопровождение и консультирование по вопросам обучения детей с ОВЗ, консультация и проведение занятий с врачом физиотерапевтом, проведение лекций, семинаров, вебинаров об особенностях воспитания детей с ОВЗ, обучение в школе приемных родителей по программе дополнительного модуля подготовка граждан к приему в семью ребенка с ОВЗ.
Организованна работа клуба замещающих семей - это создает условия для эффективного взаимодействия и обмена опытом членов замещающих семей и детей, принятых на воспитание, социализация замещающий семей, расширение контактов подопечных ребят и их интеграция в социум.
Отдельно хотелось бы рассказать о Школе приемных родителей, с 2014 года обязательным условием для усыновления является получение сертификата о прохождении Школы приемных родителей (ШПР). Обучение в школе бесплатное и рассчитано на 2 месяца. Школа в первую очередь направлена на то, чтобы сократить количество возвратов в детские дома, интернаты детей. Часто потенциальные родители не до конца понимают, с чем им придется столкнуться. В небольших группах, гражданам желающим взять на воспитание ребенка дают хорошую базу по психологии, медицинским, педагогическим и правовым аспектам. Занятия проводят квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На занятиях ШПР используются эффективные способы обучения, такие как: тренинг, работа с видеоматериалами, интерактивные лекции, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, организуются встречи с замещающими родителями, имеющими богатый опыт воспитания приемных детей и др.
Подготовка в школе включает в себя:
- Выявление и формирование воспитательной компетенции, а так же родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социализации, образования и развития.
- Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
- Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияние его прошлого опыта на психофизическое развитие и поведение.
Обучение в «Школе приемных родителей» позволяет:
- помогает оценить собственные силы и возможности принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- получить полноценную психолого-педагогическую подготовку и поддержку;
- принять особенности психологического и физиологического развития приемного ребенка;
- узнать типичные родительские ошибки ожидания и разочарования;
- понять, что происходит с ребенком в процессе адаптации ребенка в семье, и научить понимать поведение детей;
- познакомиться с педагогическими и психотерапевтическими приемам компенсации отрицательного опыта и моральных травм ребенка.
В заключении хотелось бы сказать, что для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально. Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него на душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен … Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком.
Ни в коем случае родителям не стоит забывать про себя и свои чувства! Не нужно стесняться обращаться за помощью к специалистам, мы открыты и ждем тех, кто верит, что чужих детей не бывает, и каждый ребенок должен воспитываться в семье!