Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Дизайн»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Дизайн»
Автор: Троицкая Ольга Кирилловна
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 5 города Лесосибирска»
Возраст обучающихся: 11-15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Уровень: стартовый.
I. Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Дизайн» рассчитана на 1 год обучения, разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
· Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
· Концепция развития дополнительного образования детей;
· Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
· Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Пояснительная записка
Дизайн – сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Человек, который занимается дизайном одежды и аксессуаров, стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми. Этот процесс требует воображения, творческой энергии и оригинального мышления, а так же способности рисовать и шить.
В связи с развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым их потреблением, профессия дизайнера становится очень востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности является дизайн одежды и аксессуаров – искусство создания костюма и аксессуаров как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения.
В настоящее время всё большей популярностью пользуется новая специальность – дизайнер. Профессия дизайнера считается одной из самых привлекательных, так как сопровождается популярностью, интересной светской жизнью и высокими доходами. Она прекрасно подходит творческим личностям, которые искренне интересуются модой во всех ее проявлениях, имеют хороший художественный вкус и навыки рисования, а также не боятся монотонной работы. Должность дизайнера
Программа «Дизайн» приобретает актуальность в связи с углублением интересов обучающихся, с профориентационным уклоном. Является формой развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
Новизна заключается в том, что программы «Дизайн» предоставляет возможность обучающимся изучить в комплексе следующие виды деятельности: конструирование, моделирование, технологию изготовления и дизайн костюма и аксессуаров, а также приобрести навыки художественно декорировать одежду, аксессуары, головные уборы.
Курс открывает широкие возможности для выявления талантливых детей и подростков, которые в будущем могут стать модельерами, художниками, конструкторами, режиссерами, педагогами, а также опытными портными и ремесленниками. В процессе обучения происходит развитие творческого потенциала и эстетических чувств подростка.
Программа «Дизайн» интегрирует знания и умения по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии» и создает благоприятные условия для творческой самореализации личности.
Отличительной особенностью реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании информационно – коммуникационных технологий при проведении практических занятий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в занятости обучающихся и их профессиональном развитии, а также раскрывает творческий потенциал личности и побуждает к достижению поставленных целей обучения.
Цель, задачи, планируемые результаты программы
Цель обучения: Создание условий для раскрытия творческих способностей и развития эстетического вкуса обучающихся через овладение основами самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления.
Задачи обучения:
А. Обучающие:
- познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера;
- познакомить с историей одежды, аксессуаров и головных уборов;
- познакомить с этапами процесса моделирования одежды;
- сформировать знания, необходимые для создания оригинальных моделей;
- познакомить с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне;
- сформировать знания, умения и навыки проектирования, моделирования и конструирования одежды;
- обучить технологии пошива некоторых видов одежды;
- сформировать навыки работы на швейном оборудовании.
Б. Развивающие:
- формировать интерес к различным видам декоративной отделки;
- побуждать желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного искусства;
- развивать способности обучающихся к творчеству, самовыражению и самореализации;
- развитие способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- знакомство с особенностями современного рынка труда.
В. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность;
- формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности.
Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Обучающийся продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года. Программа предусматривает широкое использование методов индивидуальной работы с подростком. Право выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит обучающемуся.
Программа предполагает применение здоровьесберегающих методов и приёмов. Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и кистей рук.
Адресат программы. Образовательная программа «Дизайн» предназначена для подростков 10 – 15- летнего возраста (девушек) и рассчитана на один год обучения. Набор детей свободный. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора. Количество обучающихся в группах не более 13-15 человек, так как каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями детей. Предполагает разделение на две возрастные группы, в зависимости от физиологических особенностей детей, умений и навыков.
1 группа – 10-11 лет (5 класс).
Младший подростковый возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых.
Основным видом деятельности является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент –коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Поэтому данный курс может помочь детям определиться с выбором дальнейшей профессии, проявить и развить свои способности.
2 группа – 12-15 лет (6-8 класс)
В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Происходит существенное развитие ребенка в интеллектуальной сфере, связанное с изменениями в структуре психических познавательных процессов.
Основная деятельность: личностное общение со сверстниками. Развертывается потребность в общественном признании, осознании своих прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой общественно полезной деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития. Подросток стремится найти свое место в коллективе — выделиться, не быть заурядным; потребности играть определенную роль в обществе. Вещи, созданные на занятиях собственными руками, будут способствовать достижению данных целей, помогут выделиться ученицам в коллективе сверстников.
Форма обучения: очная.
Формы занятий. Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Индивидуальный маршрут и дистанционная форма.
Возможен кратковременный переход на дистанционную форму обучения как средство реализации индивидуального маршрута, а так же в случаях временной невозможности посещения очных занятий.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 72 часов для обучающихся 6-8х классов, 90 часов - для 5х классов (в год).
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Возрастные группы |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность одного занятия |
Недельная нагрузка |
Количество часов за год |
5 класс |
3 раза |
40 мин |
2, 5 часа |
90 часов |
6-8 класс |
2 раза |
45 мин |
2 ч |
72 часа |
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- стремление внести красоту в домашний быт;
- желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая интернет-ресурсы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
- согласование и координация совместной деятельности с другими её участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Предметные результаты:
- формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия;
- развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных и машинных работ;
- формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ;
- способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем |
Всего, час 5 класс |
Количество часов |
Всего, час 6-7 класс |
Количество часов |
Формы Аттестации (контроля) |
||
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
|||||
1 |
Вводное занятие |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
|
Собеседование |
2 |
Материалы и инструменты для работы. |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
|
Наблюдение |
3 |
История моды |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
|
Опрос |
4 |
Что такое дизайн |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
|
Опрос |
5 |
Элементы композиции костюма |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
|
Опрос |
6 |
Имидж и стиль |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
|
Опрос |
7 |
Технология выполнения ручных швов |
2,0 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
|
Взаимооценка |
8 |
Аппликация |
15,0 |
1,5 |
13,5 |
12,0 |
1,0 |
11,0 |
Текущий контроль |
9 |
Аксессуары в одежде |
15,0 |
1,5 |
13,5 |
12,0 |
1,0 |
11,0 |
Текущий контроль |
10 |
Изготовление бижутерии |
15,0 |
0,5 |
14,5 |
13,0 |
1,0 |
12,0 |
Текущий контроль |
11 |
Виды головных уборов |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
|
Опрос |
12 |
Изготовление и декорирование головного убора |
15,0 |
1,0 |
14,0 |
10,0 |
1,0 |
9,0 |
Текущий контроль |
13 |
Стилизация головных уборов |
15,0 |
1,5 |
13,5 |
10,0 |
1,5 |
8,5 |
Текущий контроль |
14 |
Выполнение проекта «Чудо своими руками» |
5,0 |
1,5 |
3,5 |
5,0 |
1,5 |
3,5 |
Текущий контроль |
15 |
Промежуточная аттестация обучающихся, Защита проекта |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
|
Презентация |
|
Итого: |
162 ч. |
|
Содержание учебного плана
1-2. Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и охраны труда. Материалы и инструменты для работы.Начальная диагностика группы с целью установления уровня детей, на котором они находятся к началу освоения курса.
3. История моды. Введение в мир моды. Понятие «мода». Пути возникновения моды.Классификация одежды. Язык моды и его основные характеристики. Форма, силуэт, покрой, цвет. Современные направления в моде.
Практическая часть: Эскизирование моделей одежды по шаблону. Изделия прямого, прилегающего, трапециевидного силуэтов. Подбор цветовой гаммы для изделий и аксессуаров.
4. Что такое дизайн. Дизайн в современном мире. Понятие «дизайн». История развития дизайна одежды. Виды дизайна. Профессия: дизайнер одежды. Дизайн одежды и аксессуаров по стилям и сезону.
Практическая часть: Создание коллекций аксессуаров и одежды.
5. Элементы композиции костюма. Рисунок и мода. Рисование основных геометрических фигур, представляющих различные части тела. Приготовление наглядной основы для будущих эскизов. Одежда, костюм, аксессуары и их функции. Дизайн современного костюма. Функции одежды. Источники и особенности творчества дизайнера. Художественный образ в дизайне одежды. Эстетическое значение линий в композиции одежды.
Практическая часть: Принципы творческой переработки образного источника в модный костюм. Эскизирование моделей одежды по шаблону. Цвет в одежде, как одно из средств в гармонизации. Характеристика цвета и его свойства. Холодные и тёплые цвета, их роль в проектировании.
6. Имидж и стиль.Стилевое решение костюма. Характеристика основных стилей: классический, спортивный, романтический. Ассортимент текстильных тканей. Свойства тканей, влияющие на назначение аксессуаров и будущего изделия, его форму, фасон. Свойства тканей, влияющие на их обработку резанием, прокалыванием, склеиванием.Образцы тканей, распознавание вида тканей.
Практическая часть: Работа с готовыми лекалами, техническое моделирование. Эскизирование аксессуаров по шаблону.
7. Технология выполнения ручных швов. Ручные декоративные швы и их роль в украшении аксессуаров и одежды. Шов «ёлочка», шов «папоротник», тамбурный шов, петля «вприкреп», шов «Козлик», петельный шов,шов фестонами, шов петельками, шов «шевроны».
Практическая часть: Выполнение ручных швов на образцах тканей.
8. Аппликация. Аппликация из ткани. Технология выполнения аппликации Виды аппликаций: плоские аппликации, объемные аппликации, рельефные аппликации. Закономерности цветовых сочетаний. Влияние света на восприятия цветов. Деление цветов на 2 группы Цвета спектра, цветовой круг, основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, локальный цвет, цветовой контраст. Нейтральная группа цветов. Понятие «композиция». Лоскутная мозаика. Цвет и фактура.
Практика: Вырезание рисунков из тканей. Соединение аппликаций с основной тканью с помощью тепловой обработки. игра в цвета «Что мне подходит. Как подобрать подходящий цвет».
9. Аксессуары в одежде. История аксессуаров от древности до наших дней; Аксессуары, как обереги; Бижутерия – вклад Коко Шанель. Основные понятия, функции аксессуаров, классификация аксессуаров. Внешние и внутренние аксессуары. Технология изготовления бижутерий из ткани.
Практика. Заколка из ткани. Просмотр презентации. Подбор ткани. Изготовление выкройки.
Брошка. Выкраивание брошки из заготовок по выкройке. Сметывание деталей до образования формы. Декорирование брошки.
Бусы из ткани. Выкраивание из ткани кругов разной формы. Сшивание кругов. Декорирование бус. Пришивание кружева, бусин, бисера.
Практическая часть: Выполнение аксессуаров как дополнение к одежде.
10. Изготовление бижутерии. История возникновения украшений. Виды и разновидности бижутерии. Подбор бижутерии для конкретного костюма. Знакомство с материалом для изготовления бижутерии. Последовательность изготовления. Технология изготовления украшений из ткани, бумаги, кожи, бусинок, дерева. Иллюстрированный показ различных способов завязывания платка.
Практическая работа: Просмотр журналов. Изготовление гарнитура из ткани. Форма контроля. Конкурс «Самое лучшее украшение своими руками» с последующей демонстрацией.
11. Виды головного убора. История происхождения головных уборов. Головные уборы народов мира и их традиции. Традиционные русские головные уборы. Многообразие головного убора. Связь головных уборов с чертами лица. Зависимость головного убора от стиля.
Практическая работа: Проектирование головных уборов. Выбор материалов. Снятие размеров. Построение конструкции. Изготовление конструкции головного убора. Последовательность изготовления. Технология изготовления головного убора.
Форма контроля. Работа по карточкам: перечислить технологическую последовательность при изготовлении шляп.
12. Декорирование головного убора. Виды декоративной отделки. Влияние декорирования на головной убор. Уместность украшений на головном уборе.
Практическая работа: Изготовление цветов из лент. Изготовление искусственного цветка из органзы, декорирование шляп жгутом, лентами, бусами. Изготовление розы из ткани.
13. Стилизация головных уборов.Знакомство с цветами: полевые, садовые, экзотические. Дизайнерские идеи при составлении эскиза головного убора в виде цветов. Ткани, применяемые для сюжетных изделий. Виды материалов, применяемых для создания формы. Отражение характерных особенностей в изготовлении головного убора. Ткани, применяемые для сюжетных изделий. Виды материалов, применяемых для создания формы.
Практическая работа: Зарисовка эскизов, обсуждение. Подбор ткани для головного убора. Проектирование головного убора. Снятие размеров. Построение конструкции. Изготовление конструкции головного убора. Последовательность изготовления. Технология изготовления головных уборов.
14. Выполнение проекта «Чудо своими руками». Индивидуальная работа.
Практическая часть: Разработка эскизов и изготовление выкроек для комплекта моделей «Чудо своими руками».
Проектирование и моделирование. Комбинаторные методы формообразования. Метод модульного проектирования. Проектирование моделей. Художественное конструирование, макетирование. Моделирование отделок и изделий из целого куска ткани. Художественное проектирование. Профессии: художник-модельер, конструктор и демонстратор одежды. Приемы изобразительной выразительности эскиза. Техника выполнения эскизов. Графические средства для выполнения эскизов. Расчет нормы расхода ткани на изделие и аксессуары.
Практическая часть: Выполнение эскизов в различной изобразительной технике. Подготовка лекал к раскрою. Коллаж, виды коллажа. Техника составления коллажа.
15. Аттестация обучающихся. Тестирование на знание теоретического материала и практическая работа.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации Программы
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы педагогического контроля
При обучении на разных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного (индивидуального, фронтального контроля), письменного, практического контроля и самоконтроля обучающихся.
Система определения результативности. Оценка компетентности.
Диагностика результативности освоения программы осуществляется через использование разных форм и методов:
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой беседы;
- наблюдение за обучающимся на занятии (прямое, косвенное);
- итоговый контроль умений и навыков при анализе работы;
- участие в демонстрациях, конкурсах, научно- практических конференциях
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
Основные критерии оценки работ обучающихся:
- соответствие изделия образцу;
- аккуратность исполнения работы;
- цветовое решение;
- скорость выполнения изделия.
- соблюдение правила безопасности труда;
- выполнение поузлового контроля качества швейного изделия;
- определение причины возникновения дефектов при изготовлении изделий;
- умение защищать свои творческие проекты.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- участие в школьной и городской научно- практических конференциях, выставках.
Итоги подводятся в конце учебного года в ходе итоговой диагностики. Результаты позволяют отслеживать степень усвоения знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Подведение итогов деятельности обучающихся проходит в форме тестирования.
В течение года наиболее удачные работы обучающихся участвуют в научно- практических конференциях. В конце обучения проходит аттестация по итогам освоения содержания программы, которая осуществляется согласно Положению об аттестации обучающихся учебных групп, объединений с вручением обучающимся свидетельства установленного образца.
Методические материалы
Основной формой реализации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы, как: конкурсы, выставки, экскурсии, открытые занятия и др. Основной формой организации обучающихся на занятиях является индивидуальная форма работы.
Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации образцов поузловой обработки, показ электронных презентаций и т.д.)
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому обучающемуся с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально.
В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах:
- совместно-индивидуальная форма; при такой форме каждым воспитанником выполняется определенная часть коллективной работы;
- совместно-последовательная форма; в этом случае младшие обучающиеся выполняют наименее сложные элементы, старшие – дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий;
- совместно-взаимодействующая форма; при такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы.
Используемые методы обучения:
· Словесные:
- рассказом или беседой начинается, например, разговор об истории одежды, о законах композиции костюма, и т.д.;
- объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов, способов, технологии изготовления изделий и др.;
- инструктаж по технике безопасности.
· Наглядные:
- демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д.
- демонстрация мультимедийных презентаций.
· Практические: выполнение обучающимися изделий, разработка дизайн-проекта, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
· Объяснительно-иллюстративный: обучающийся получает и осваивает готовую информацию.
· Репродуктивный: обучающийся воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии с принципом «делай как я».
· Частично-поисковый: обучающийся вносит изменения в изделия.
· Творческий: самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее решения. При выполнении творческих заданий воспитанник самостоятельно выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления.
Одним из необходимых условий реализации программы являются:
- сохранность контингента обучающихся по годам обучения;
- интерес к виду деятельности;
- предоставление ребенку выбора для самореализации;
- доверительные отношения между обучающимися и педагогом.
Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия курса «Дизайн» проводятся в оборудованном кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С. Кабинет оснащен посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом педагога.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы обучающиеся сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ обучающихся, материалов и приспособлений.
Материалы, инструменты и приспособления:
- Ткани, материалы и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами;
- линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
- лекало закройщика, для раскроя изделий;
- сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
- булавки портновские;
- ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
- игла швейная для выполнения швейных работ;
- калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
- миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе; тетради для записей.
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
- тематические альбомы, поузловая обработка
- наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
- образцы готовых изделий;
- инструкционно – технологические карты;
- карточки – подсказки;
- дидактические задания для выполнения самостоятельных работ, для решения ситуационных задач;
- тестовые задания;
- комплекты карточек – заданий для текущего контроля знаний обучающихся;
- специальная и методическая литература по моделированию и конструированию одежды с различными иллюстрациями;
- электронные презентации по разделам программы.
- тематические папки – накопители занятий;
- методические разработки занятий;
- методические указания при выполнении практических заданий;
- методическое пособие по выполнению дизайн – проекта;
- ТСО (ноутбук, экран, проектор);
- персональный сайт педагога.
Список литературы:
Литература для педагога:
1. Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб: Паритет, 2005.
2. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М.: Просвещение, 1991.
4. Демидова И. Ваш гардероб – стиль – имидж. – Минск: Миринда, 2000.
5. Дмитриева Н. А. Загадки мира моды: очерки о культуре моды. – Донецк: Сталкер, 2006.
6. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
7. Криксунова И. Создай свой имидж. – С-П.: Лань, 1997.
8. Ильина Л.Д. Азбука кроя. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Орлова Л.В. Азбука моды. – М: Просвещение, 1992.
10. Пласина Э.Б. История костюма. Стили и направления – М.: Издательский центр Академия, 2004.
Литература для обучающихся:
1. Дудникова Г.П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2. Егорова Р.И. Учись шить. – М.: Просвещение, 1989.
3. Ерзенкова Н.В. Украшение и дополнение к одежде. – Минск: Современное слово, 2001.
4. Андреева И.А. Популярная энциклопедия рукоделия. – М.: Вагриус, 2000.
5. Ваш гардероб – стиль – имидж / Сост. И. Демидова. – Минск.: Сервег, 1999.
6. Гардман Ю.С. 1001 путь к моде, стилю, элегантности. – М.: РИПОЛКЛАССИК, 2001.
7. Синичкина Е.В. Настольная книга для юной модницы. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001.