Использование ИКТ на уроках английского языка
Использование ИКТ на уроках английского языка
Автор: Черняева Светлана Алексеевна
МОУ "Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда"
Любой учитель стремится сконструировать собственную классификацию методов и приёмов практичной зксплуатации ИКТ на уроках. Мне бы хотелось рассказать о собственной методике по эффективному пользованию ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, нацеленной на развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка и оптимизацию знаний детей.
Полагаю, что для функциональной реализации сегодняшнего учебного образования продуктивно информационно-методическое представление в трёх плоскостях: учебного кабинета, в котором подобраны надлежащие дидактические матрицы, ресурсы обучения, необходимые для конкретного урока (папки с раздаточным материалом, и коробки с предметной наглядностью); в плоскости медиатеки, в которой сконцентрирована информация на разновидных носителях; (в нашем кабинете медиотека представлена дисками с обучающими программами, CD-дисками с аудиоприложениями к учебным пособиям по английскому языку, кассетами, каталогом ИКТ в электронном виде и на бумажном носителе, который аккуратно приклеен с обратной стороны дверцы шкафа, где всё это хранится); в плоскости глобального информационно-образовательного простора сети Интернет. Моя структура пользования ИКТ в обучении английскому языку олицетворяется в поэтапном формировании и разделении групп разнообразной направленности труда учителя и обучающихся по конструированию и осуществлению в обучении и внеурочной деятельности произведений с мультимедийным, программным и информационным эффектом.
1 этап. Определение учебного материала, призывающего к привлечению компьютера.
1. Учебный материал, не имеющий достаточного количества наглядных пособий. Учебный материал, требующий сжатия в изложении.
2. Подборка тем, которым требуются создания контролирующиемодули.
2 этап. Подборка и произведение информационных продуктов.
1. Создание презентаций. Подборка достойных мультимедийных продуктов.
2. Составление, верстка и печать текстов. Создание электронной базы данных.
3 этап. Реализация самодельных и подобранных информационных продуктов.
1. Проведение медиауроков. Применение мультимедийных продуктов на занятиях.
2. Подготовка и проведение предметной недели, олимпиад, конкурсов.
3. Организация дополнительного (платного) курса по английскому языку.
4 этап. Анализ коэффициента полезного действия ИКТ (мне помогает сделать электронный журнал – раздел – отчёты, и папка обмена по локальной сети отчёты по предмету).
1. Изучение динамики успеваемости и качества знаний.
2. Отслеживание рейтинга учащихся по различным предметам. Осуществить такую систему работы по применению ИКТ в преподавании английского языка по представленной модели у меня получилось в итоге изучения и регулярного использования электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующих информационных системах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам", Федеральный портал "Российское образование".
Алгоритм работы с ИКТ: Несмотря на очевидную привлекательность применения компьютера и ИКТ на уроках, учитель остаётся ведущим звеном. Используя совокупность всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств в комплексе, он может получить требуемый эффект. Компьютерная поддержка должна являться одним из элементов учебного процесса и пользоваться им там, где это полезно.
При разработке занятий на основе ИКТ я определяю: для изучения каких тем уместно воспользоваться ИКТ. какие дидактические задачи при этом разрешаются; какие программные средства нужно применять для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения и навыки работы с компьютером желательно формировать у учащихся; структуры и этапы занятия с ИКТ. Относительно структуры и этапов занятия в первую очередь целесообразно: определить цели и задачи выбранного занятия; тщательно отобрать и изучить ресурсы, которые предполагается использовать; составить план занятия и пошагово расписать ход работы; обратить внимание на организационные моменты, продумать и составить глоссарий выражений и терминов компьютерной тематики Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения, не забывая учитывать способности детей и подростков на иностранном языке.
Уроки с использованием презентаций Microsoft их уровня обученности, склонностей, предлагают в более наглядной и доступной форме, по сравнению с традиционной, преподнести учебный материал и добиться его усвоения («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Создание и использование мультимедийных презентаций дает высокий уровень наглядности-иллюстрации учебного материала (таблицы, фото, картинки, схемы, видео-фрагменты и т.д. ). Известно, что некоторые дети постигают лучше информацию зрительно, а другие на слух, при использовании мультимедийных презентаций восприятие информации увеличивается в два раза (одновременно и зрительно и на слух).
В своей работе я самостоятельно готовлю презентации или заимствую опыт своих коллег, так можно выйти за рамки учебника, сделать урок многообразным и увлекательным. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается в большем объеме и прочнее. Все чаще провожу интегрированные уроки. Другим распространенным видом работы является проектная деятельность с использованием Интернета.
В процессе работы над проектом происходит развитие всех видов речевой деятельности, возможно сочетание коллективной, парной и групповой работы. Учащиеся используют интернет для подготовки творческих заданий и проектов, это так же дает им возможность осуществлять переписку по электронной почте, участвовать в конкурсах и дистанционных олимпиадах по английскому языку. В текущем учебном году я работаю по учебникам серии Spotlight.
Программы всех УМК предусматривают выполнение проектов, начиная уже с 2 класса. Конечно, сначала это простые работы, но постепенно они усложняются, совершенствуются: “My family tree”, “My summer holidays”, “Fashion show”, “My school” и др. В Интернете отыщется любая необходимая для создания проектов информацию.
Я стремлюсь к улучшению качества проектных работ, иногда творческая работа перерастает в научно-исследовательскую. Так, творческая работа моих учениц 9 класса по теме “Globalization in Policy of Russia” еще в 9-м классе увлекла авторов и со временем преобразовалась в научно-исследовательскую работу “Globalization trends in Russia".