Рабочая программа учебной дисциплины "Фармакология"

Дата публикации: 2021-04-17 16:15:20
Статью разместил(а):
Лыткина Лариса Михайловна

Рабочая программа учебной дисциплины "Фармакология"

Специальность 34.02.01 Сестринское  дело

Автор: Лыткина Лариса Михайловна

КГБПОУ "Каменский медицинский колледж", г. Камень-на-Оби

 

Аннотация: Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  34.02.01  Сестринское   дело, квалификация – медицинская сестра / медицинский брат для временного перехода на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ПАСПОРТ рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  34.02.01  Сестринское   дело, квалификация – медицинская сестра / медицинский брат для временного перехода на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ, составленной в соответствии с требованиями  ФГОС  по специальности СПО  31.02.01 Сестринское дело  

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Учебная дисциплина является частью профессионального цикла обще профессиональных дисциплин ОП.04.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы
  • Находить сведения о  лекарственных препаратах в доступных базах данных
  • Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств
  • Применять лекарственные средства по назначению врача
  • Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия 
  • Основные лекарственные и фармакотерапевтические действия лекарств по группам 
  • Побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии 
  • Правила заполнения рецептурных бланков 

В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих компетенций:

ОБЩИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды  (подчинённых), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 

- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 135 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов;

- самостоятельной работы обучающегося  - 45 часов.

Промежуточная аттестация: комплексный экзамен.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

Вид учебной работы 

Объем часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

90

в том числе:

 

     Теоретические занятия

60

     практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

45

в том числе:

 

Работа с учебными текстами  (чтение конспекта, материалов учебников, дополнительной литературы, работа со справочниками, изучение нормативных документов по применению лекарственных средств)

10

Оформление мультимедийных презентаций по учебным разделам и темам  (нахождение сведений о лекарственных средствах в доступных базах данных)

15

Подготовка сообщений и докладов

10

Выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных задач, выписывание рецептов  (сборник заданий для внеаудиторной работы)

15

Итоговая аттестация в форме  комплексного экзамена

 

 

2.2. Тематический план учебной дисциплины «Фармакология»:

№ п/п 

 

Наименование  

раздела 

Максимальная учебная нагрузка студента, час 

Количество аудиторных часов 

Самостоятельная работа студента 

Всего 

Теория 

Практические занятия 

1. 

Общая фармакология 

23 

18 

12 

 2. 

Частная фармакология 

112 

72 

48 

24 

40 

  

Всего часов за курс 

135 

90 

60 

30 

45 

 

2.3 Содержание учебной дисциплины

Раздел I  Общая фармакология.

Тема 1.1  Предмет и задачи фармакологии.

Источники получения лекарственных веществ. Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственной форме. Структура  рецепта, виды рецептурных бланков. Аптека, её функции. Государственная фармакопея

Практическое занятие:

Освоение навыками выписывания рецепта: 

Структура рецепта. Основные латинские сокращения. Правила выписывания рецептов. Изучение приказов МЗ РФ о рецептурном и безрецептурном отпуске лекарственных средств. Изучение Закона  «О лекарствах»

Тема 1.2. Твёрдые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы 

I. Твёрдые лекарственные формы:  Таблетки. Получение, особенности применения и действия различных видов таблеток, выписывание в рецептах. Капсулы. Получение, особенности применения, выписывание в рецептах. Порошки. Получение простых и сложных порошков. Особенности применения, выписывание в рецептах

II. Мягкие лекарственные формы:

Мази и пасты. Мазевые основы. Особенности применения мазей и паст, выписывание в рецептах. Суппозитории. Основа для получения суппозиториев. Виды суппозиториев и особенности применения. Выписывание в рецептах. Гели. Основы для изготовления гелей. Особенности действия гелей. Пластыри. Получение. Применение

Практическое занятие:

Выписывание рецептов на твёрдые и мягкие лекарственные формы. Отработка навыков рекомендаций пациентам по применению твёрдых и мягких лекарственных форм

Тема 1.3.  Жидкие лекарственные формы.

Растворы. Растворы для наружного и внутреннего применения. Получение, особенности применения и хранения. Выписывание в рецептах. Эмульсии и суспензии. Особенности получения и применения. Выписывание в рецептах. Настои и отвары. Особенности приготовления и применения. Выписывание в рецептах. Настойки. Особенности приготовления и применения. Выписывание в рецептах. Лекарственные формы для инъекций. Требования к лекарственным формам для инъекций. Особенности приготовления и применения. Выписывание в рецептах

Практическое занятие:

Выписывание рецептов на жидкие лекарственные формы. Отработка навыков рекомендаций пациентам по применению жидких лекарственных форм.

Тема 1.4. Фармакокинетика лекарственных средств.

Основные понятия фармакокинетики: абсорбция, биодоступность, концентрация в плазме крови, распределение в организме, способность проникновения через биологические барьеры, пути выведения лекарственных веществ.

Тема 1.5. Фармакодинамика лекарственных средств.

Виды комбинирования действия лекарственных  средств. Виды побочного действия. Виды не благоприятного действия лекарственных средств на плод во время беременности

Тема 1.6. Осложнения медикаментозной терапии.Побочное действие и побочный эффект лекарственных средств. Токсическое действие лекарственных средств. Понятие об ятрогенных заболеваниях

Раздел II.  Частная фармакология.

Тема 2.1. Витаминные препараты.

Источники получения витаминов. Физиологическое значение витаминов. Классификация витаминов. Показания к применению. Возможные побочные действия витаминов

Практическое занятие: 

Обсуждение основных вопросов классификации витаминов. Выписывание рецептов на витаминные препараты, находя сведения о них в справочной литературе. Решение ситуационных задач по назначению и применению витаминных препаратов. Расчёт необходимого количества таблеток и капсул витаминов в соответствии с назначенной  дозой. Выполнение заданий в тестовой форме о возможных побочных действиях витаминов. Отработка навыков по рекомендации пациентам правил применения витаминных препаратов.

Тема 2.2. Противоопухолевые препараты.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочные действия.

Тема 2.3  Средства, влияющие на мускулатуру матки.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочные действия.

Тема 2.4  Средства, влияющие на систему крови.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочные действия.

Тема 2.5. Плазмозамещающие препараты.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочные действия

Тема 2.6.  Препараты гормонов. Их синтетические аналоги.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочные действия.

Практическое занятие:

Выписывание рецептов на  гормональные  препараты, находя сведения о них в доступных базах данных. Решение ситуационных задач  по назначению и применению данных препаратов. Отработка навыков ориентирования в номенклатуре гормональных  препаратов. Отработка навыков по рекомендации пациентам правил применения данных препаратов. Выполнение тестовых заданий о возможных побочных действиях гормональных препаратов. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения гормональных препаратов.

Тема 2.7. Антисептические препараты.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочные действия.

Практическое  занятие:

Выписывание рецептов на  антисептические  препараты с помощью специальной литературы. Решение ситуационных задач  по назначению и применению данных препаратов. Отработка навыков ориентирования в номенклатуре  антисептических  препаратов. Отработка навыков по рекомендации пациентам правил применения данных препаратов. Выполнение тестовых заданий о возможных побочных действиях антисептических  препаратов. Отработка навыков разведения антисептических растворов

Тема 2.8. Антибиотики.

I. Бета – лактамные антибиотики, полусинтетические пенициллины, цефалоспорины: 

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочное действие

II. Антибиотики – макролиды, левомицетины, тетрациклины, аминогликозиды, полимексины 

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие

Практическое занятие:

Выписывание рецептов на  антисептические  препараты с помощью специальной литературы. Решение ситуационных задач  по назначению и применению данных препаратов. Отработка навыков ориентирования в номенклатуре  антисептических  препаратов. Отработка навыков по рекомендации пациентам правил применения данных препаратов. Выполнение тестовых заданий о возможных побочных действиях антисептических  препаратов. 6. Отработка навыков разведения антисептических растворов. Правил разведения антибиотиков для инъекционного применения

Тема 2.9. Противотуберкулёзные препараты. Противоспирохетозные препараты. Противопротозойные препараты. Противоглистные препараты. Сульфаниламидные препараты.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочное действие.

Тема 2.10. Средства, влияющие на афферентную иннервацию.

Классификация местных анестетиков, вяжущих, обволакивающих, адсорбирующих лекарственных средств. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие

Практическое занятие:

Обсуждение основных вопросов классификации средств, влияющих на афферентную иннервацию. Выписывание рецептов на препараты, находя сведения в справочной литературе. Решение ситуационных задач по назначению и применению данных препаратов. Расчёт необходимого количества препаратов в соответствии с назначенной дозой. Отработка  навыков по рекомендации пациентам правил применения препаратов, влияющих на афферентную иннервацию

Тема 2.11. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию 

I. Холинергические средства:

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

II. Адренергические средства:

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

Практическое занятие:

Выписывание рецептов. Решение ситуационных задач.

Тема 2.12. Средства, влияющие на ЦНС.

I. Снотворные средства.

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

II. Наркотические и ненаркотические анальгетики:

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

III. Психотропные средства

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

Практические занятия:

Выписывание рецептов на  снотворные, психотропные  препараты, наркотические и ненаркотические  анальгетики, находя сведения о них в доступных базах данных. Решение ситуационных задач  по назначению и применению наркотических и ненаркотических анальгетиков. Отработка навыков ориентирования в номенклатуре  снотворных, психотропных средств, наркотических и ненаркотических анальгетиков. Отработка навыков по рекомендации пациентам правил применения данных препаратов. Выполнение тестовых заданий о возможных побочных действиях  наркотических анальгетиков. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения   данных  препаратов

Тема 2.13. Средства, влияющие на функцию органов дыхания.

I. Противокашлевые, отхаркивающие, бронхолитические средства.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочное действие.

II. Муколитические и М-холинолитические средства.

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

Практическое занятие:

Обсуждение основных вопросов классификации средств, влияющих на  функцию органов дыхания. Выписывание рецептов на данные  препараты, находя сведения в справочной литературе. Решение ситуационных задач по назначению и применению  препаратов, влияющих на функцию органов дыхания. Расчёт необходимого количества препаратов в соответствии с назначенной дозой. Отработка  навыков по рекомендации пациентам правил применения препаратов, влияющих на  функцию органов дыхания

Тема 2.14. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему.

I. Кардиотонические средства.

Классификация. Источники получения сердечных гликозидов. Общая характеристика. Показания к применению. Побочное действие

II. Гипотензивные и гипертензивные средства.

Классификация. Общая характеристика. Показания к применению. Побочное действие.

Практическое занятие:

Обсуждение основных вопросов классификации  кардиотонических, гипотензивных и гипертензивных средств. Выписывание рецептов на данные  препараты, находя сведения в справочной литературе. Решение ситуационных задач по назначению и применению кардиотонических, гипотензивных и гипертензивных препаратов. Расчёт необходимого количества препаратов в соответствии с назначенной дозой. Отработка  навыков по рекомендации пациентам правил применения кардиотонических, гипотензивных и гипертензивных препаратов. Выполнение заданий в тестовой форме о возможных побочных действиях  сердечных гликозидов.

Тема 2.15. Мочегонные средства.

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

Тема 2.16. Средства, влияющие на функцию органов пищеварения.

I. Средства заместительной терапии при гипо- и гиперфункции пищеварительных желез.

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

II. Желчегонные, гепатопротекторные, противорвотные, слабительные средства.

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

Тема 2.17. Противоаллергические средства.

Классификация. Общая характеристика.  Показания к применению. Побочное действие.

Практические занятия:

Выписывание рецептов на противоаллергические  препараты, находя сведения о них в доступных базах данных. Решение ситуационных задач  по назначению и применению противоаллергических средств. Отработка навыков ориентирования в номенклатуре  противоаллергических средств. Отработка навыков по рекомендации пациентам правил применения данных препаратов. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения   противоаллергических  препаратов. Выполнение заданий в тестовой форме о возможных побочных действиях противоаллергических препаратов

 

3. Условия реализации рабочей программы.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Фармакология».

Оборудование учебного кабинета:

1. Стол рабочий для преподавателя

2. Стул для преподавателя

3. Доска

4. Столы учебные

5. Стулья

6. Шкаф с коллекцией лекарственных препаратов

Технические средства обучения:  

1. Компьютер

2. Видеопроектор

3. Экран

4. Сборник мультимедийных презентаций