Особенности обучения проведению сердечно-легочной реанимации студентов медицинского колледжа
Особенности обучения проведению сердечно-легочной реанимации студентов медицинского колледжа разных специальностей
Авторы: Ремизова Светлана Владимировна,
Ремизов Игорь Викторович,
Губерт Марина Викторовна
ГБПОУ «Горячеключевской медицинский колледж»
Целесообразность обучения приемам сердечно-легочной реанимации (СЛР) не подлежит сомнению. Это касается как обычных граждан, так и лиц, имеющих специальную подготовку, определяемую их трудовыми функциями, в первую, очередь, медицинских работников. Вопросам обучения проведению СЛР студентов-медиков необходимо уделять особое внимание; кроме того, демонстрация проведения СЛР является обязательным элементом этапа первичной аккредитации специалистов.
Каждые 5 лет публикуются обновленные рекомендации Европейского совета по реанимации в соответствии с данными международного консенсуса (в 2021 году это произошло с опозданием из-за пандемии коронавирусной инфекции). При этом один из разделов руководства традиционно бывает посвящен принципам обучения навыкам СЛР. Стоит отметить, что, при всей полезности, информация данного раздела обычно носит общий характер и не содержит каких-либо практических дидактических рекомендаций.
Многолетний опыт обучения студентов медицинского колледжа приемам СЛР позволил сделать определенные заключения в отношении конкретных приемов, направленных на эффективность овладения обучающихся данными навыками.
Объем обучения принципам СЛР будущих медицинских сестер и фельдшеров неодинаков. Если медицинские сестры должны быть обучены базовой СЛР, то будущие фельдшеры должны должны владеть техникой проведения расширенной реанимации; кроме того, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в команде в связи с этим является более актуальным для фельдшеров, что ставит более сложные дидактические задачи.
Обучение СЛР проводится в симуляционных условиях, которые желательно приблизить к реальным жизненным ситуациям. Использовать для этого можно различные реанимационные манекены. При сравнении различных моделей было установлено следующее. На первых порах использовались наиболее простые и дешевые манекены в виде торса с запрокидывающейся головной и механической индикацией глубины компрессий. Позднее были приобретены полноростовые многофункциональные манекены с электронной индикацией правильности компрессий и ИВЛ, а также с компьютерной программной индикацией. Необходимо отметить, что, если для отработки навыков базовой СЛР подходят все варианты манекенов, то для расширенной реанимации удобнее использовать многофункциональные манекены (манекен-торс требует, например, дополнения в виде фантома руки для внутривенных инъекций). Кроме этого, при наличии конечностей у манекена симулированные условия значительнее приближаются к реальным при необходимости передислокации реаниматора. При этом манекен с компьютерной индикацией является более «требовательным» к глубине компрессий и объему вдуваемого воздуха при проведении ИВЛ.
К сожалению, поставщики не предлагают манекены, которые могли бы быть использованы для отработки введения периферических венозных катетеров, а также симулировали бы различные варианты остановки кровообращения для определения показаний к электродефибрилляции с помощью кардиомонитора. Кроме того, все манекены имеют функцию запрокидывания головы, но ни один из них – функцию закрывания/открывания рта (это не позволяет отрабатывать навыки открывания рта пациенту с помощь различных приемов).
Для отработки навыков базовой СЛР по алгоритму может быть использован чек-лист, размещенный на портале Методического центра аккредитации специалистов, который соответствует рекомендациям Европейского совета по реанимации (за исключением удаленного в 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции элемента – ИВЛ). Обучение базовой реанимации студентов всех специальностей не представляет особых проблем и обучающиеся после неоднократного повторения циклов проведения ИВЛ демонстрируют достаточный уровень овладения данной манипуляцией. Стоит отметить, что выживаемость любых знаний и умений без сомнения требует регулярного тренинга, поэтому навык проведения базовой СЛР повторно отрабатывается на втором (первом), третьем и четвертом курсах.
Обучение проведению расширенной СЛР, включающей, кроме осуществления компрессий грудной клетки и ИВЛ, мониторинг с дефибрилляцией по показаниям и медикаментозную поддержку, по сравнению с овладением навыками базовой реанимации является непростой задачей. Практика показала, что студенты начинают путаться с последовательностью проведения дополнительных манипуляций, допускают значительные паузы между различными действиями. Так как проведение расширенной реанимации в одиночку малореально, то параллельно с обучением выполнению данной манипуляции возникает необходимости приобретения навыка работы в команде, а такое взаимодействие без соответствующего опыта также является проблемой. Необходимо, что бы кто-то на себя брал роль лидера команды, но в процессе отработки смоделированной ситуации так происходит редко (это касается и других манипуляций, осуществляющихся группой); преподавателю приходится назначать «старшего».
Для выполнения сложной многокомпонентной манипуляции без подсказок со стороны пришлось пойти по пути поэтапной отработки навыка. Вначале осваивалась базовая СЛР (в одиночку и с участием 2-х реаниматоров). Затем отрабатывались навыки электродефибрилляции. На следующем этапе базовая реанимация дополнялась дефибрилляцией. Далее проводилась имитация медикаментозной поддержки (венепункция с введением лекарственных средств через необходимые интервалы, в качестве варианта имитировалось введение препаратов через внутрикостный доступ). Заключительным дополнением было проведение ИВЛ в различных вариантах (с помощью мешка Амбу через маску, без- и с использованием орофарингеального воздуховода, через ларингеальную маску). В финале проводилась отработка расширенной реанимации с синхронным использованием вышеперечисленных элементов. В процессе отработки каждый член бригады выполнял все составляющие компоненты манипуляции, меняясь местами с партнером.
При использовании подобной технологии обучения, предполагающей разделение отрабатываемого навыка на этапы с постепенными включением их в комплекс единой манипуляции, выяснилось, что эффективность приобретения навыка заметно повысилась, ошибок и пауз при выполнении отдельных элементов становилось значительно меньше. Для закрепления проводилось повторное выполнение манипуляции через несколько занятий, что, конечно, не исключает необходимость регулярного тренинга в дальнейшем, включая практическую деятельность после окончания обучения в колледже.
На основании вышеизложенного следует сделать следующие выводы. Для приобретения навыков СЛР в симулированных условиях могут использоваться любые реанимационные манекены; применение полноростовых манекенов с компьютерной индикацией и обратной связью представляется предпочтительным при отработке навыков расширенной реанимации. Отработку сложной многокомпонентной манипуляции в команде (расширенной реанимации) целесообразно осуществлять поэтапно, поочередно дополняя ее последовательно отработанными элементами. Навыки проведения СЛР требуют регулярного повторения для их закрепления и тренинга для качественного выполнения в дальнейшем.