Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития младших школьников
Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития младших школьников
Автор: Бахтеева Альфия Фяритовна
МОУ "СШ № 50 Дзержинского района Волгограда"
Каждый ребёнок - музыкант. В мир музыкальной культуры ребѐнок должен войти с собственным музыкальным инструментом. Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Но извлечь звуки можно не только из готового музыкального инструмента, но и экспериментальных (коробочки с крупой, металлическими предметами, ключи, пуговицы на леске, шумелки из пластиковых бутылок, палочки и многое другое), из чего только можно извлечь звуки. Эта методика раскрывает музыкальные способности детей, позволяет интегрировать комплекс образовательных задач в педагогической деятельности.
В игре на самодельных инструментах (шумелки, звенелки, стучалки, шуршалки) детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. Озвучивание сказки инструментами - задание для детей очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память. «Игры - звуками», где дети учатся придумывать и исполнять свою музыку. Музыкальными инструментами здесь являются различные бытовые предметы, а также самодельные шумовые инструменты. Главное условие - это способность импровизировать, фантазировать, самому увлечѐнно играть.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности на внеурочных занятиях является игра в ансамбле, она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребѐнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Создание детского ансамбля школьников - очень сложное и трудоѐмкое дело, но весьма нужное. Обучение игре на инструментах я начинаю с первых классов, используя приѐм обычный на 2 ложках. Применяя на занятиях различные музыкальные игрушки и инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания деревянными ложками. Так возникла идея организовать ансамбль ложкарей. В нашем ансамбле звучат шумовые и ударные инструменты: деревянные ложки, треугольник, ксилофоны, свистульки, погремушки, дудочки, трещотки, колокольчики, коробочки, бубен, колотушки, шумелки.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к народному и профессиональному музыкальному творчеству направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению русского народа, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.
Благодаря занятиям учащиеся приобретают начальные навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей;
Также происходит развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.