Информационно-коммуникационные технологии в школе
Информационно-коммуникационные технологии в школе
Автор: Шевелева Елена Михайловна
МБОУ «Кустовская СОШ» с. Кустово, Яковлевский городской округ, Белгородская область
В настоящее время наша страна переживает процесс трансформации, время перехода от традиционных взглядов к информационной эпохе. Изменения происходят во всей деятельности человека, в том числе и в системе образования в целом. С помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) возможно преобразовать учебный процесс в более интересный, мотивирующий, так как данная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных возможностях. Требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов изменились. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии и научить своих обучающихся корректному и результативному пользованию.
Информационно-коммуникативная технология в образовательном процессе в школьном образовательном учреждении – одна из самых острых проблем в современной педагогике.
Использование ИКТ в различных видах деятельности в условиях школьного образования можно, нужно и необходимо, особенно в таких случаях как:
- при работе с часто болеющими детьми;
- при работе с обучающимися во время актированных дней или карантина;
- при работе с одаренными детьми;
- при участии в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
- при работе с детьми с ОВЗ;
- при подготовке к экзаменам (ВПР, ГИА).
Преимуществом такого обучения есть возможность заниматься по персональному расписанию, чередуя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета.
Ученик сегодня – это творческий, активный и многогранный человек, который умеет самостоятельно работать над решением учебной задачи, использовать информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации. Конечно, нужен учитель, который умеет пользоваться компьютерными технологиями и сможет, при необходимости, проконсультировать его. Ведь дистанционное обучение подразумевает наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся.
Поэтому необходимо реализовать современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер будет не только необходимым средством обучения, но и объектом изучения, так как современное поколение имеет непосредственное отношение к компьютеру.
Из этого следует, что для использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности требуется пополнение базы учебно-методических пособий (игры, проекты, презентации, материалы тематических мероприятий); а также разработки программы обучения детей школьного возраста; пополнение наработок педагогического опыта для развития образовательного процесса; условия для интеллектуального развития школьников; формирование у учащихся основ информационной культуры всех участников образовательного процесса.
И, конечно, необходимо использование интернет-ресурсов, для помощи при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками; нужна дополнительная информация, которой нет в книгах; яркий, заметный материал (анимации, видеоматериалы, клипы); сетевые электронные ресурсы для передачи новых методических находок и новых дидактических пособий, как способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода.
Использование ИКТ и дистанционных технологий в образовательной деятельности способствует развитию у учащихся и у учителя умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей, формированию умений принимать оптимальные решения; развитию самостоятельности, умений работать в интернет проcтранстве.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.