Способы формирования и развития критического мышления у младших школьников
Способы формирования и развития критического мышления у младших школьников
Автор: Чешева Ольга Юрьевна
МБОУ «Лицей № 136 имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича», г. Новосибирск
Первое, что приходит на ум, когда мы слышим словосочетание «критическое мышление» - это аббревиатура «ТРКМЧП» – Технология развития критического мышления через чтение и письмо. И действительно, технология – это наилучший и надёжный инструмент для формирования и развития критического мышления. Модель ТРКМЧП отвечает требованиям современного образования и направлена на достижение следующих образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе и др.
Именно получение высоких результатов, соответствующих требованиям ФГОС, привлекает всё большее внимание учителей к данной технологии, которая, как известно, не нова, разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Меридит), а с 1997 г. в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России. Наш лицей не стал исключением. Два года назад мы вновь обратили пристальное внимание на ТРКМЧП и на базе нашего лицея создали творческую лабораторию для педагогов района, где учителя начальных классов подробно изучали эту тему, разрабатывали уроки, делились опытом, давали мастер-классы. Технология развития критического мышления всё чаще рассматривалась коллективом педагогов на педсоветах и заседаниях предметных кафедр. Все мы знаем стадии (Вызов – Осмысление - Рефлексия) и приёмы данной технологии и используем их в своей работе на уроках, поэтому мне бы не хотелось снова и снова перечислять приёмы и описывать особенности их применения. Тем более, что о данной технологии довольно много информации в открытом доступе, проводятся курсы, семинары, вебинары.
Какие другие способы формирования и развития критического мышления мы знаем? Для ответа на этот вопрос я предлагаю обратиться к понятию «критическое мышление» и рассмотреть его структуру.
В литературе встречается много определений этого термина. Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам [4]. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня. Одно из распространённых определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать» [1].
Американский исследователь профессор Дэвид Клустер предлагает определение из пяти пунктов:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Самостоятельность мышления формируется в самостоятельной деятельности. В 1 класс всё чаще к нам приходят дети, не имеющие опыта самостоятельной деятельности, не владеющие навыками самообслуживания, часто за них всё делают родители. В таких случаях о критическом мышлении говорить рано, нужно формировать докритическое. Поэтому первостепенной задачей учителя начальных классов является формирование у детей навыка самостоятельной деятельности. На заседании методического объединения учителей начальных классов мы обсуждали эту тему совместно с педагогом-психологом лицея. Учителя отметили, что проблема формирования самостоятельности мышления младших школьников сейчас стоит очень остро, поэтому в данной статье я уделю ей особое внимание как основе для развития критического мышления.
Самостоятельная работа учащихся начальных классов является неотъемлемым элементом процесса обучения и служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах всё зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы.
С первых уроков учитель планирует занятие так, чтобы дети не менее 20% урока работали самостоятельно. К четвертому классу доля самостоятельности увеличивается. Дать возможность каждому ребёнку работать самостоятельно – это первое, но недостаточное условие для развития самостоятельности. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей при отсутствии помощи взрослого. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. То, что ребёнок на данный момент способен сделать сам, он должен делать сам, но когда возникают трудности, учитель приходит на помощь и учит действовать в новой ситуации.
Основным средством развития самостоятельности на уроке является самостоятельная работа. По дидактической цели самостоятельные работы делятся на четыре типа: работы по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие. В начальной школе мы чаще используем первый и последний тип. А в использовании разных типов самостоятельных работ я вижу тот резерв, который поможет учителю сформировать и развивать самостоятельность мышления учащихся как базовую основу для мышления критического. Ведь самостоятельная работа ученика должна пониматься как деятельность, требующая умственного напряжения. И одним из способов добиться такого напряжения – это давать разноуровневые задания, задания разных типов. В таком случае слабый не перегорает от напряжения, а сильный не теряет интерес.
Во время самостоятельной работы учащийся, сталкиваясь с трудностью, обращается за помощью к учителю. Этот момент очень важен. Во-первых, ученик учится видеть проблему и формулировать её. Во-вторых, учитель не даёт готового ответа, а, в свою очередь, спрашивает: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам поступил?». Следующее условие развития мышления – не давать готовых ответов, стимулировать мыслительную деятельность ребёнка. Такой подход формирует у ученика уверенность в своих силах.
Как ещё сформировать самостоятельность мышления, в каких ситуациях ребёнок вынужден мыслить самостоятельно? Когда есть условие выбора. В начальной школе мы даём такую возможность – выбрать стихотворение для заучивания или задания из ряда предложенных, выбрать порядок выполнения заданий, домашнее задание по выбору. Каждый учитель знает, как дети любят, когда есть возможность выбирать. В начальной школе мы это используем и во внеурочной деятельности, когда при подготовке к праздникам дети могут самостоятельно выбрать роль, проявить инициативу и творчество. На уроках технологии даём возможность детям проявить творческую самостоятельность и самостоятельно выбрать использование разнообразных материалов, технологий в создании оригинальных изделий.
Тема формирования и развития самостоятельности большая и требует отдельного и более глубокого рассмотрения. А мы переходим ко второй содержательной части понятия «критическое мышление» - информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Конечно, «трудно думать пустой головой», поэтому в начальной школе мы с детьми так много заучиваем, запоминаем. Без знания научных фактов не будет пользы от критических умений. А для развития критических умений мы используем технологию ТРИЗ, где дети учатся способам мыслить оригинально, находить нестандартные решения на основе научных фактов.
Авторский курс разработан С.И. Гин как программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс). Каждое занятие не просто даёт толчок для развития критического мышления школьников, но и учит способам мышления, фантазирования, изобретательства. Это такие темы как «Решение задач «да-неток», «Приёмы фантазирования», «Цепочка ассоциаций», «Моделирование «маленькими человечками», «Относительность размера», «Путешествуя на «машине времени» (прошлое; будущее)». На основе научных фактов дети находят решение изобретательских задач, придумывают способы выхода их различных ситуаций, изобретают и фантазируют.
На занятия ТРИЗ, как правило, приходят подготовленные дети, и этот курс внеурочной деятельности как нельзя лучше способствует развитию у них критического мышления. Приёмы ТРИЗ наши учителя применяют также и в урочной деятельности.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. И не случайно умение задать вопрос занимает одно из ведущих мест в перечне метапредметных результатов одного их четырёх блоков универсальных учебных действий – коммуникативных. На первый взгляд, это умение кажется простым и обыденным, но на самом деле умением задавать вопрос владеют совсем немногие. И если лет десять назад к нам приходили дети-«почемучки», то сейчас они куда-то исчезли. Дети всё реже задают вопросы, мы отмечаем их низкую познавательную активность. Что делать учителю? Задавать вопросы. Придите на урок любого учителя начальных классов и вы услышите: «Как ты думаешь, почему? Зачем? Что означает? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение?..» От первой и до последней минуты урока мы задаём детям вопросы. Часто последним вопросом бывает: «Ребята, у кого есть вопросы?» Так мы пробуждаем в детях мыслительную активность и учим их самих задавать вопросы. На уроках в начальной школе мы используем приёмы работы с вопросами из ТРКМЧП – «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы», «Вопросительные слова», «Мозаика». Помимо использования приёмов, учителю важно соблюдать условия для успешного формирования и развития умения задавать вопросы:
- Побуждать учеников отвечать на вопросы.
- Создать в классе атмосферу, которая позволяет ученику рисковать.
- Ясно формулировать вопросы.
- Задавать вопросы, соответствующие возрасту и способностям учеников.
- Задавать открытые вопросы.
- Давать ученикам возможность подумать об ответе.
- Поощрять учеников задавать вопросы.
C умением ставить вопросы тесно связано умение видеть и понимать проблему. «Являются ли однокоренными слова город и огород? Как в домашних условиях определить качество мёда? Какие математические знания нужны в кулинарии? Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж русских волшебных сказок?». Из постановки таких проблем рождаются исследовательские проекты младших школьников. Эта работа очень сложная, кропотливая, индивидуальная. В 3-4 классах дети работают над исследовательскими проектами под руководством учителя в рамках курса «Я – исследователь». Во время такой работы у учащихся развивается умение критически мыслить – сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать информацию, формулировать гипотезы, доказательства, выводы. На уроках мы также используем упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему:
- «Посмотри на мир чужими глазами»
- «Продолжи рассказ»
- «Наблюдение очевидного»
- «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
- «Составьте рассказ, используя данную концовку»
- «Сколько значений у предмета»
- «Назовите как можно больше признаков предметов»
- «Тема одна – сюжетов много».
В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Умению аргументировать мы учим младших школьников не только во время работы над исследовательскими проектами. Во время урока математики, русского языка, окружающего мира мы спрашиваем: Почему ты так думаешь? Как ты пришёл к такому выводу? Особенно хорошо такая работа проходит на уроках открытия новых знаний. Учитель не просто задаёт вопросы, но и помогает ученикам найти правильные и точные формулировки и аргументы. Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, побуждающий к аргументации, воспринимается как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося. Интонация учителя должна быть доброжелательной и спокойной.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы.[3] При организации групповой работы в классе учителю нужно предусмотреть следующее:
- деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
- количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
- при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
И в заключение хочется сказать о значении критического мышления. Когда мы учим ребёнка мыслить на более высоком уровне, только ли мышление мы развиваем? Нет. Критическое мышление – это один из путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе, как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях. [3] Формируя и развивая критическое мышление, мы способствуем становлению и развитию личности в целом.
Литература:
1. Ennis R.H. Critical Thinking Assessment / Fasko D. Critical Thinking and Reasoning: Current Research, Theory, and Practice. Hampton Press, 2003. ISBN 978-1572734609
2. Алимов А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А.Т. Алимов, И.Б. Савриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 468-470.
3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс]
4. Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения (Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary) // Dr. Peter A. Facione (Dean of the College of Arts and Sciences, Santa Clara University), перевод Е.Н. Волкова.
5. Прокина Л.П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 500-506.
6. Сарсекеева Ж.Е., Сафарова Н.Б., Полупан К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 270-274.