Урок по литературному чтению во 2 классе "М.М. Пришвин "Осеннее утро"

Дата публикации: 2021-10-02 17:09:58
Статью разместил(а):
Афанасьева Ирина Васильевна

Урок по литературному чтению во 2 классе "М.М. Пришвин "Осеннее утро"

Автор: Афанасьева Ирина Васильевна

МАОУ «Гимназия № 41», г. Новоуральск, Свердловская область

 

Образовательная система: «Школа России».

Тип урока: урок работы с новым произведением.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сопереживать, развивать любовь к природе, её красоте.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ориентироваться в  учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; различать рассказ и стихотворение; находить средства выразительности речи (олицетворение, сравнение, эпитеты); создавать с помощью слова собственные картины.

Оборудование для учителя:

- учебник «Литературное чтение» 2 класс,  УМК «Школа России»

- листы А-4 для работы в парах (12 штук)

- презентация к уроку.

Оборудование для учащихся:           

- учебник «Литературное чтение» 2 класс, УМК «Школа России»

- листы А-4 для работы в парах (12 штук)

- маркеры  для работы в парах (12 штук).

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: общая готовность детей к уроку, включение учащихся в учебную деятельность 

Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку (на слайде)

«Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями»

А.П. Чехов

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Почему у писателя осень грустная?

- … приветливая?

- … красивая?

- Ваши рассуждения интересны, верны, спасибо!

Эти строки написал русский писатель А.П. Чехов. Как любой русский человек он любит русскую природу, любит осень и пишет о ней.

А почему именно эти строки начинают наш урок?

Один ученик читает вслух.

 

… писатель любит российскую русскую осень …

 

… осень грустная, потому что кончилось лето, идут дожди …

… осень приветливая, потому что поспел богатый урожай, приглашает попробовать дары …

… осень красивая, потому что деревья сменили окраску, яркие цвета: желтый, оранжевый, красный …

 

… на предыдущих уроках мы читали стихи и рассказы об осени

II. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие читательского умения антиципации (т.е. умения предполагать, прогнозировать, предвосхищать содержание текста).

1. Актуализация знаний, появление темы урока, проблемы урока

С каким разделом мы работали на предыдущих уроках?

Какие произведения вам запомнились?

2. Проверка домашнего задания

Может у вас есть желание почитать стихи наизусть?

3. Антиципация чтения.

Предлагаю продолжить знакомство со следующим  произведением данного раздела. Откройте с. 78 учебника «Литературное чтение».

Прочтайте название произведения.

О чем мы сегодня будем читать?

Кто автор данного рассказа?

Знаком ли вам автор?

На слайде появляется раздел: «Люблю природу русскую. Осень»

Тема: Михаил Михайлович Пришвин «Осеннее утро»

Раздел: Люблю природу русскую. Осень.

… В. Брюсов «Сухие листья»

… И. Токмакова «Опустел скворечник»

… В.Берестов «Хитрые грибы».

3-4 ученика (по желанию) читают

Наизусть стихи В. Брюсова «Сухие листья», И. Токмаковой «Опустел скворечник», В. Берестова «Хитрые грибы».

«Осеннее утро»

… мы будем читать про осень

М.М. Пришвин

… немного знаком

… он пишет о природе.

III  Работа с текстом во время чтения

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценки) 

1. Знакомство с писателем (на слайде)

Но сначала, давайте  дополним наши знания о писателе.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом Пришвин из бедной купеческой семьи. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Герои рассказов Пришвина любят и понимают природу. Пришвин был влюблен в свою Родину – Россию,  в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

2. Первичное чтение текста

Итак, слушаем рассказ.

Учитель читает рассказ М.М. Пришвина «Осеннее утро»

Вам понравился рассказ?

Какие картины вы представили, слушая текст?

Что почувствовали?

Что услышали?

3. Перечитывание текста.

Учитель просит перечитать 1 абзац.

Что вы представили?

Это как?

А это по-другому?

А это как?

Какой приём использует автор?

Верно. Сравнение. Все листики летят по-разному: одни быстро как винтики, другие медленно - парашютиком, а ещё могут порхать плавно, как бабочки.

Ребята, обратите внимание на фразы

«... день открывает глаза …», «… утро слышит»

Какой приём использует автор?

Верно. Приписывает неодушевлённому предмету  (осени) признаки, действия одушевлённого предмета. Утро похоже на спящего человека.

Учитель просит прочитать 2 абзац

Кто из вас был в похожей ситуации?

(стоял на берегу реки, озера и видел, как улетают птицы в тёплые края)

Почему становится  грустно?

И в то же время – хорошо?

Учитель предлагает прочитать 3 абзац

О каких приметах осени говорит автор?

Что вы знаете о «бабьем лете»?

Верно. Или тёплая и сухая погода в первой половине октября.

А паутинка «бабьего лета» ассоциируется с первыми едва заметными седыми прядями волос у женщины.  В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.

«Вот-вот журавли полетят». А кто знает, как улетают журавли? (на слайде)

А как улетают гуси?

Верно. Друг за другом, как корабли плывут, как верблюды передвигаются в пустыне. Даже А.С.Пушкин в произведении «Евгений Онегин» писал: «Гусей крикливых караван тянулся к югу»

Грачи летят косяком (как косяк рыб плывет).

4. Беседа по содержанию в целом.

Можно ли сказать, что М.М. Пришвин любит родную природу?

Прочитайте строчки, подтверждающие это.

Спасибо.

Автор в тексте использует разные средства выразительности. Сравнение и олицетворение   в тексте передают утреннее настроение, тишину, покой, гармонию осенней природы. А ещё он использует эпитеты. Эпитеты – определение при слове, которое влияет на красоту, выразительность произношения. Найдите их в тексте.

Об авторе рассказывает подготовленный ученик.

Дети слушают текст в исполнении учителя.

… очень понравился

…как листочки по-разному летят с деревьев

… как птицы летят в тёплые края

… запах осени (сухие листья, дождь)

… немного грустно (кончилось лето, птицы улетают на юг)

… прощальный крик журавлей и других птиц.

Один ученик читает вслух.

… как одни листики летят парашютиком

… медленно

… другие листики летят мотыльком

… да, как бабочка плавно (порхают в воздухе)

… а ещё есть листики, которые летят винтиком

… быстро по спирали (крутятся)

Приём сравнения.

… приём олицетворения

Один ученик читает вслух.

Ответы детей.

… Жалко птиц.

… Весной они вернутся,

… Красиво кругом.

Один ученик читает вслух.

…листопад

…перелётные птицы

…дни короткие

…бабье лето

…тёплая и сухая погода в конце сентября.

… клином

… караваном

… Да

… «Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу прижмёшь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

Перелётные птички,  радуемся хорошему тёплому дню, паутинка бабьего лета

Физкультминутка (двигательная)

Цель: сохранение здоровья учащихся.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Дети сидят на корточках)

Дунул ветер  - полетели, (поднимаются и машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели. (Дети садятся на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели (Дети поднимаются, кружатся, машут руками)

И на землю снова сели. (Садятся за парты)

IV. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. 

1. Концептуальная беседа по тексту.

Ребята, приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажите. Сравните свои впечатления с впечатлениями М.М. Пришвина.

Обсудите в парах. Что объединяет рассказ М.М. Пришвина со стихами русских поэтов этого раздела?

Какие строки вам кажутся самыми красивыми? Какие строки вы бы хотели перечитать?

… Я много раз наблюдал, как падают осенние листья. Это происходит каждую осень. Но если у Пришвина падение листьев вызывает лёгкую грусть, от которой на душе становится хорошо, то у меня листопад вызывает радость, восторг, счастье.

… Это очень красиво, когда падают листья, когда они лежат охапками на земле, когда листья  плывут куда-то по осенним лужам, или когда ветер бросает их тебе прямо в лицо.

… А мне нравится бродить по парку, шуршать осенней листвой. Это здорово!

… Мы считаем, что рассказ М.М. Пришвина и стихи русских поэтов об осени, которые мы изучали в этом году, прежде всего, объединяет настроение. Почти все поэты говорят про осень с грустью, но восторгаются её красотой.

… И поэты, и писатели одушевляют листья, наделяют их стремлением к свободе, к полёту, пишут о том, что листья летят за птицами.

… Мы понимаем, что лето не вернётся, впереди нас ждёт зима. И это последние дни тёплой осени, когда ещё можно радоваться солнечным лучам.

Учащиеся зачитывают понравившиеся отрывки.

2. Работа с заглавием.

Ребята, скажите, сколько раз в тексте повторяется слово «утро»?

Почему М.М. Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?

А почему «Осеннее утро»?

Молодцы. Вы порадовали меня своими ответами. Вы были внимательными читателями. 

 

… ни разу

… указаны признаки осени (листопад, перелет птиц, «бабье лето»…)

... «день открывает глаза», «долго день пробуждается» …

V. Рефлексия деятельности

Цель: самооценка результатов деятельности.

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поделитесь своими впечатлениями.

Кого бы вы поблагодарили сегодня на уроке?

Учитель просит закончить предложения:

(на слайде)

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Мне захотелось …

Вас на столах журавли трёх цветов.

Если вам было все понятно и вы готовы поделиться знаниями с    другими, то возьмите журавля белого   цвета,

Если вам всё понятно, но вы затрудняетесь рассказать или объяснить другим, то возьмите журавля серого цвета,

Если тема оказалась сложной и непонятной, то подайте сигнал учителю – возьмите журавля коричневого  цвета.

Составим на доске полёт журавлей на юг – клин (угол).

Как красиво! Так и хочется сказать:

«Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями.» А.П. Чехов

Благодарю вас за активную творческую работу, дружные взаимоотношения в группах. Спасибо всем! Желаю дальнейших открытий.  Урок окончен.

Домашнее задание. Предлагаю приготовить к следующему уроку:

выразительное чтение стр.78.

нарисовать иллюстрацию к рассказу.

…настроение радостное, потому что осень балует нас разноцветными листочками, последними тёплыми деньками…

… немного грустно, потому что закончилось лето, но можно бегать по лесной полянке и собирать осенние листья …

Дети называют имена одноклассников, при желании комментируют.

… что писатели делятся с нами своими впечатлениями, настроением и оно может не совпадать с нашим настроением…

… что автор использует  средства выразительности: олицетворение, сравнение, эпитеты …

… узнать о писателе …

… как улетают журавли, утки, грачи …

… оказаться в парке, собирать осенние листья …

… почитать другие произведения об осени…

… нарисовать иллюстрацию к этому рассказу …

Дети выбирают  цвет журавля и прикрепляют на доске, составляя клин - как улетают журавли на юг.