Музыкальные инструменты и музыкальная культура народов Севера

Дата публикации: 2021-10-18 18:26:41
Статью разместил(а):
Охотникова Лариса Андреевна

Музыкальные инструменты и музыкальная культура народов Севера

Автор: Охотникова Лариса Андреевна

ГКУ ЯНАО "Детский дом "Сияние Севера"

 

Цель: иметь представления о музыкальных инструментах народов Ямала.

Задачи:

1. Познакомить детей с музыкальными инструментами народов Севера.

2. Привить интерес к творчеству северных народов.

3. Воспитывать любовь к музыке. 

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, дидактический материал, презентация,карточки с названиями музыкальных инструментов: бубен, угловая арфа(щипковая), пятиструнная продолговатая цитра, смычковая лютня, томран мужской(язычковой), томран женский (язычковой).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог: здравствуйте, дети! 

2. Основная часть.

Педагог: сегодня мы поговорим о музыкальных инструментах народов Севера. Музыкальная культура народов Севера очень богата. 

Какие музыкальные инструменты народов Севера вы знаете? Ответы.

Педагог: На карточках у меня написаны названия музыкальных инструментов. Мы будем брать карточки поочередно и знакомиться с музыкальными инструментами (бубен, угловая арфа (щипковая), пятиструнная продолговатая цитра, смычковая лютня, томран мужской (язычковой), томран женский (язычковой).

Итак, берем первую карточку и читаем название музыкального инструмента.

Дети: Бубен.

Педагог: Бубен - это ударный инструмент. В бубен бьют колотушкой, создавая особенный ритмический рисунок.

Где же и кем используется этот инструмент?

Ответы детей

Педагог: Бубен используется в танцах, как ритмическое сопровождение. Ещё его используют шаманы (ханты) это основной их атрибут.

-Какая основная обязанность шамана? 

-Лечение, считалось, что здоровье зависит от духов. Шаман призывает духов, обращается к небесному богу, с просьбой о здоровье для людей.                               А бубен шаману нужен для того, чтобы придать громкость и силу словам,   отогнать болезнь (слайд или фотография)

Педагог: А теперь назовите, какие вы знаете щипковые инструменты?

Ответы детей    

Берем следующую карточку. Угловая арфа (щипковая). Этот инструмент изготовлен из дерева. По форме арфа похожа на угол.

Педагог: Следующий инструмент - пятиструнная продолговатая цитра. Звук этого инструмента завораживает своей мелодичностью как человека, так и животное, птицу, потому его называют «голосом поющего бога». Известно, что этот инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что продав его, продаешь свою душу.

Как красиво о звучании этих струн написано в следующих строках. 

Пять струн.

То как нити грусти, как струны солнечного дождя,

А то вдруг это струны соснового бора шумящие, звенящие.

А через минуту они как порывы северных метель.

Тронет первую струну – затокует, запоёт глухарь весеннюю песню.

Тронет вторую струну – заплещется речка, зажурчат ручейки.

Тронет третью струну – затенькают синицы.

Проведёт пальцами по всем струнам – польётся лебединая песня.

Дети берут следующую карточку с названием инструмента

Педагог: Смычковая лютня, этот инструмент по звучанию напоминает плач, он передает все оттенки человеческого голоса. Внешне напоминает скрипку. Состоит из грифа, корпуса и деки. Имеется смычок, струна которого сделана из крученого конского волоса. При игре инструмент держат вертикально на колене и водят смычком по струнам.

Педагог: И еще один инструмент. Это томран (язычковой), он может быть мужским и женским. Самый древний инструмент, прошедший через века.

Музыка - это символ жизни, она возвращает нас к истокам, к природе, к традициям. Она сопровождает человека всю жизнь. Насчитывается почти 27 видов музыкальных инструментов народов ханты и манси. Все они изготавливались вручную из природного материала-хорошо высушенного дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев. На них играли в обычной обстановке, во время медвежьих игрищ и других праздников. Помните и сохраняйте традиции коренных народов Севера.

Педагог: Сегодня познакомимся  с оперным ненецким певцом.

Гавриил Ильич Лагей, известный оперный ненецкий певец, родился 8 апреля 1965 г. в Байдарацкой тундре на Ямале, сын потомственного оленевода. Окончил дирижерско-хоровое и вокальное отделения Кировского училища искусств, Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, где учился у выдающихся педагогов Нины Серваль и Киры Изотовой.

Дети слушают песни Г.И.Лагея: «Ехал ненец на оленях», «Гонки на оленьих упряжках».

Рефлексия.                                                                                                                   

Ребята, предлагаю вам выбрать любую карточку с названием музыкального инструмента и рассказать о нем все, что вас заинтересовало или понравилось (карточки с названием инструментов перевернуты)

Какие песни вы слушали и кто их исполнитель? О чем эти песни?