Музыкальные инструменты и музыкальная культура народов Севера
Музыкальные инструменты и музыкальная культура народов Севера
Автор: Охотникова Лариса Андреевна
ГКУ ЯНАО "Детский дом "Сияние Севера"
Цель: иметь представления о музыкальных инструментах народов Ямала.
Задачи:
1. Познакомить детей с музыкальными инструментами народов Севера.
2. Привить интерес к творчеству северных народов.
3. Воспитывать любовь к музыке.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, дидактический материал, презентация,карточки с названиями музыкальных инструментов: бубен, угловая арфа(щипковая), пятиструнная продолговатая цитра, смычковая лютня, томран мужской(язычковой), томран женский (язычковой).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: здравствуйте, дети!
2. Основная часть.
Педагог: сегодня мы поговорим о музыкальных инструментах народов Севера. Музыкальная культура народов Севера очень богата.
Какие музыкальные инструменты народов Севера вы знаете? Ответы.
Педагог: На карточках у меня написаны названия музыкальных инструментов. Мы будем брать карточки поочередно и знакомиться с музыкальными инструментами (бубен, угловая арфа (щипковая), пятиструнная продолговатая цитра, смычковая лютня, томран мужской (язычковой), томран женский (язычковой).
Итак, берем первую карточку и читаем название музыкального инструмента.
Дети: Бубен.
Педагог: Бубен - это ударный инструмент. В бубен бьют колотушкой, создавая особенный ритмический рисунок.
Где же и кем используется этот инструмент?
Ответы детей
Педагог: Бубен используется в танцах, как ритмическое сопровождение. Ещё его используют шаманы (ханты) это основной их атрибут.
-Какая основная обязанность шамана?
-Лечение, считалось, что здоровье зависит от духов. Шаман призывает духов, обращается к небесному богу, с просьбой о здоровье для людей. А бубен шаману нужен для того, чтобы придать громкость и силу словам, отогнать болезнь (слайд или фотография)
Педагог: А теперь назовите, какие вы знаете щипковые инструменты?
Ответы детей
Берем следующую карточку. Угловая арфа (щипковая). Этот инструмент изготовлен из дерева. По форме арфа похожа на угол.
Педагог: Следующий инструмент - пятиструнная продолговатая цитра. Звук этого инструмента завораживает своей мелодичностью как человека, так и животное, птицу, потому его называют «голосом поющего бога». Известно, что этот инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что продав его, продаешь свою душу.
Как красиво о звучании этих струн написано в следующих строках.
Пять струн.
То как нити грусти, как струны солнечного дождя,
А то вдруг это струны соснового бора шумящие, звенящие.
А через минуту они как порывы северных метель.
Тронет первую струну – затокует, запоёт глухарь весеннюю песню.
Тронет вторую струну – заплещется речка, зажурчат ручейки.
Тронет третью струну – затенькают синицы.
Проведёт пальцами по всем струнам – польётся лебединая песня.
Дети берут следующую карточку с названием инструмента
Педагог: Смычковая лютня, этот инструмент по звучанию напоминает плач, он передает все оттенки человеческого голоса. Внешне напоминает скрипку. Состоит из грифа, корпуса и деки. Имеется смычок, струна которого сделана из крученого конского волоса. При игре инструмент держат вертикально на колене и водят смычком по струнам.
Педагог: И еще один инструмент. Это томран (язычковой), он может быть мужским и женским. Самый древний инструмент, прошедший через века.
Музыка - это символ жизни, она возвращает нас к истокам, к природе, к традициям. Она сопровождает человека всю жизнь. Насчитывается почти 27 видов музыкальных инструментов народов ханты и манси. Все они изготавливались вручную из природного материала-хорошо высушенного дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев. На них играли в обычной обстановке, во время медвежьих игрищ и других праздников. Помните и сохраняйте традиции коренных народов Севера.
Педагог: Сегодня познакомимся с оперным ненецким певцом.
Гавриил Ильич Лагей, известный оперный ненецкий певец, родился 8 апреля 1965 г. в Байдарацкой тундре на Ямале, сын потомственного оленевода. Окончил дирижерско-хоровое и вокальное отделения Кировского училища искусств, Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, где учился у выдающихся педагогов Нины Серваль и Киры Изотовой.
Дети слушают песни Г.И.Лагея: «Ехал ненец на оленях», «Гонки на оленьих упряжках».
Рефлексия.
Ребята, предлагаю вам выбрать любую карточку с названием музыкального инструмента и рассказать о нем все, что вас заинтересовало или понравилось (карточки с названием инструментов перевернуты)
Какие песни вы слушали и кто их исполнитель? О чем эти песни?