Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Дата публикации: 2022-12-05 17:37:20
Статью разместил(а):
Белоус Людмила Ивановна

Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Автор: Белоус Людмилы Ивановны

МБОУ "Алейниковская ООШ", Алексеевский район, Белгородская область

 

Аннотация: В статье представлена программа дополнительного образования по изобразительному искусству «Умелые ручки». Программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности, и основывается на знакомстве, как с традиционными, так и современными видами декоративного искусства.

 

Направленность программы дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности, по виду деятельности – художественно-декоративное творчество, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - трёхгодичной.

Настоящая программа разработана для дополнительного образования по направлению изобразительное искусство.

Программа кружкового занятия рассчитана на 74 часов, по 2 часа в неделю, для детей 11-15 лет.

Актуальность программы.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира через призму народных традиций, способствует воспитанию культуры своего народа, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, и  в тоже время идти в ногу со временем, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия декоративным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа вводит ученика в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребёнок становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Все это становится условием развития способностей, причем способностей любого ребенка, а не только «одаренного от природы».

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сначала постепенно погружаются в мир народного искусства, учатся видеть связь искусства с жизнью человека. Затем узнаёт новые техники, понимая, что искусство не стоит на месте, он развивается и совершенствуется. Каждое занятие - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (народного и современного), так и через практическую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно.  Выполнять творческие работы рекомендуется разными художественными материалами и инструментами.  

Цель программы: формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Задачи: 

Обучающие: 

- освоить приёмы и способы работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;

- выработать умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно-прикладного искусства;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобрести навыки учебно-исследовательской работы.

Развивающие: 

- развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

- развивать образное мышление и творческое воображение, эстетическое отношение к природному окружению своего быта;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать креативное мышление;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

Воспитательные: 

- воспитывать смекалку, трудолюбие, самостоятельность;

- воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережливость;

- воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата;

- развивать коммуникативные способности;

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями. Но искусство не стоит на месте, оно развивается. Поэтому дети знакомятся с новыми современными техниками, что позволяет в равной степени охватить декоративное искусство.

Преобладание пластических искусств в сфере основных интересов детей 11-15 лет определяет актуальность освоения декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие изобразительные способности. Использование этих развивающих игр сделает работу интересной и увлекательной.

Структура программы.

Структура программы представлена этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности. Каждый этап предусматривает занятия по традиционным народным и новым видам декоративно-прикладного искусства.

Программа состоит из разделов:

·      Работа с бумагой

·     Работа с тканью

·     Роспись по дереву

·     Работа с бисером.

·     Творческий проект

·     Выставки, экскурсии, праздники.

1 этап (1 год обучения) - знакомство с историей народных и современных декоративных промыслов; с материалами, правилами работы с ними; организация рабочего места; освоение отдельных трудовых процессов (роспись, лепка, работа по образцу, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с инструментами).

- знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных праыил трудовых процессов в каждом из видов декоративного искусства, знакомство с технологическими картами.

2 этап (2 год обучения) - повторение и закрепление полученных ранее знаний;

- введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством учителя) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.

3 этап (3 год обучения) - повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к резанию, сгибанию, прокалыванию и другим операциям, без предварительного выполнения разметки материала; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов.

Образовательная программа имеет следующие особенности:

·   теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподаётся с опорой на житейский опыт учащихся;

·   в течение всего курса осуществляется интегрированная  связь с историей, географией, изобразительной деятельностью, технологией;

·   включены уроки-эксперименты, где в роли помощника или  руководителя выступают сами ребята. Экспериментаторская работа, заключающаяся в поиске различных технологий изготовления заданного изделия (3 год обучения) как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание).

·   при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование таблиц поэтапного изготовления изделия, карточек с индивидуальными, творческими заданиями, что даёт возможность подобрать индивидуальный темп выполнения работы или, наоборот, экономить время. Использование игровых заданий, ребусов, головоломок  повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность. 

Программа дополнительного образования построена таким образом, чтобы дать стройное и, по возможности, целостное представление о возможностях декоративного искусства в жизни человека.

Большая часть учебного времени отводиться на практические работы, работу над индивидуальными творческими проектами.

При реализации  программы используются следующие методы:

Формы работы: 

- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;

- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

- практические занятия по изготовлению поделок.

Методы: 

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 

- объяснительно-иллюстративный  – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация)

- репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия)

- частично–поисковый  – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях: 

- фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

- коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.

Принципы, лежащие в основе программы: 

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

- демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применять свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу первого года обучения дети должны:
Знать (теория) Уметь (практика)
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Название и назначение различных материалов Экономно размечать материал с помощью шаблонов.
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и т.д.) Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы.
Названия и технику декоративного искусства и их простейшие базовые формы. Уметь выполнять следующие операции:-   различать техники;-   отличать элементы и способы их выполнения;-   умение сравнивать с образцом;
Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах. Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий
Знать виды декоративного искусства, технологию изготовления изделий. Уметь изготавливать изделия используя различные техники.
К концу второго года обучения дети должны
Знать Уметь
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой. Правильно пользоваться ручными инструментами.
Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику. Организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
Способы обработки различных видов материалов, предусмотренных программой. Бережно относиться к инструментам и материалам.
  Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейке и угольника.
  Самостоятельно изготавливать по образцу несложные виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу.
К концу третьего года обучения дети должны
Знать Уметь
Названия изученных инструментов, их назначение. Правильно использовать их в работе.
Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда. Строго их соблюдать
Способы и приемы обработки различных видов материалов, предусмотренные программой. Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.
  Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу).
  Экономно использовать материалы.
  Контролировать правильность выполнения работы.

 

Учебно-тематическое планирование:

 Темы занятий 1 год 2 год 3 год
Кол-вочасов Кол-вочасов Кол-вочасов
всего теор. практ. всего теор. практ. всего теор. практ.
1 Вводное занятие. Техника безопасности на уроке. 0,5 0,5  - 0,5 0,5    0,5 0,5  -
2 Организация рабочего места. Инструменты и материалы. 0,5 0,5  - 0,5 0,5    0,5 0,5  -
Роспись по дереву
3 Городецкая роспись. 8 1 7 6 1 5 5 1 4
4 Хохломская роспись. 7 1 6 6 1 5 5 1 4
Работа с тканью
5 Традиционная народная тряпичная кукла. 8 1 7 6 1 5 6 1 5
6 Мягкая игрушка 8 1 7 10 1 9 10 1 9
7 Изонить. 7 1 6 6 1 5 7 - 7
Работа с бумагой
8 Волшебный фоамиран. 8 1 7 6 1 5 6 1 5
9  Декупаж.  6 1 5 8 1 7 7 - 7
10 Торцевание. 7 1 6 8 1 7 8 1 7
Работа с бисером
11 Волшебный бисер 6 1 5 8 1 7 10 1 9
Творческая проектная работа. 
12 Творческий проект 7 1 6 8 1 7 8 - 8
13 Итоговое занятие. 1 1 - 1 1 - 1 1 -
Итого   74 11 63 74 11 63 74 8 66

Содержание программы

1 год обучения.

1. Введение. Народные промыслы.– 1 час. 1. Введение. Народные промыслы.– Организация рабочего места. Инструменты и материалы. 1 час. 

Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых работ и презентации с различными видами народных декоративных работ, выполненных в разных техниках;

Раздел 1.Роспись по дереву

3. Городецкая роспись - 8 часов.

 Знакомство с Городецкой росписью, материалами; с правилами выполнения  городца; с элементами и орнаментами народной росписи. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть и гуашью, как красить и расписывать.

4. Хохлома - 7 часов.

Познакомить с помыслом Хохлома; с правилами выполнения  хохломских мотивов; с элементами, орнаментами и цветовой гаммой росписи. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть без предварительного рисунка, как расписывать готовое изделие.

Раздел 2. Работа с тканью. 

5. Традиционная народная тряпичная кукла. 8 часа.

История игрушки уходит в века и особенно куклы. У каждой куклы своё предназначение: обрядовая, сувенирная, игровая кукла. Игрушечный промысел возник в глубокой древности. За годы существования ассортимент игрушек постоянно обогащается.

6. Мягкая игрушка. 8 часов.

Знакомство с историей возникновения и развития мягкой игрушки; с техникой её изготовления; с методикой раскроя и сшивания; изучение видов швов.

7. Изонить. 7 часов.

«Нитяна́я гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону.

Раздел 3. Работа с бумагой.

8. Волшебный фоамиран. 8 часов.

Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами: фоамиран тонированный, фактурный. Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка.

9. Декупаж. 6 часов.

Знакомство с  техникой украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. История возникновения и развития декупажа. Методика выполнения изделий с этой технике.

10. Торцевание. 7 часов.

Познакомить уч-ся с новым видом декоративного искусства - торцеванием. Способы выполнения торцевания. Выполнение творческих работ: «Новогодняя ёлка в технике торцевания», «Снеговики», «Зима». «Мои любимые цветы»

Раздел 4. Работа с бисером.

11. Волшебный бисер. 6 часов.

Знакомство с историей возникновения и развития плетения из бисера и бусин; с материалами; с техникой плетения; с методикой соединения деталей в одно изделие;

12. Творческая проектная работа. 7 часов

Проект – его задачи, методика выполнения проектной работы.

13. Итоговое занятие – 1 час.      

2 год обучения

1. Вводное занятие, техника безопасности – 1 час. 

Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых работ и презентации с различными видами декоративных работ, выполненных в разных техниках; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил.

Раздел 1. Роспись по дереву.

2. Городецкая роспись - 6 часов.

Продолжить знакомство с Городецкой росписью, материалами; с правилами выполнения городца; с элементами и орнаментами народной росписи. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть и гуашью, как красить и расписывать.

3. Хохлома - 6 часов.

Продолжить знакомить с помыслом Хохлома; с правилами выполнения  хохломских мотивов; с элементами, орнаментами и цветовой гаммой росписи. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть без предварительного рисунка, как расписывать готовое изделие.

Раздел 2. Работа с тканью.

4. Традиционная народная тряпичная кукла. 6 часов.

Куклы из ткани. Продолжить знакомить с основами выполнения обрядовой куклы из ткани: вырезанию заготовок из ткани прямоугольников и кругов, а так же, со способами изготовления обрядовой куклы с соблюдением всех правил; научить собирать куклу.

5. Мягкая игрушка. 10 часов.

Продолжить знакомство с историей мягкой игрушки; с техникой её изготовления; с методикой раскроя и сшивания; изучение видов швов.

6. Волшебный фоамиран. 8 часов.

Продолжить знакомство с историей работы с фоамирном. Использование этого вида искусства в жизни человека. Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка, . ажурные элементы, изготовление листьев и цветов.

Раздел 3. Работа бумагой.

7. Изонить. 7 часов 

Продолжить знакомство с видом декоративно искусства - изонить; материалами; с правилами выполнения узоров на основе элементов; стилизация форм и образов.

8.  Декупаж. 8  часов.

Продолжить знакомство с  техникой украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. История возникновения и развития декупажа.

9. Торцевание. 8 часов.

Продолжить знакомить уч-ся с новым видом декоративного искусства - торцеванием. Способы выполнения торцевания.

Раздел 3. Работа с бисером.

10. Волшебный бисер. 8 часов.

Знакомство с историей возникновения и развития плетения из бисера и бусин; с материалами; с техникой плетения; с методикой соединения деталей в одно изделие; изучение видов нанизывания бисера на нить или проволоку.

11. Творческая проектная работа. 8 часов.

Проект – его задачи, методика выполнения проектной работы.

12. Итоговое занятие – 1 час. Выставка детских работ. Творческий отчёт.

3 год обучения

1. Вводное занятие, техника безопасности на уроке. Организация рабочего места. Инструменты и материалы - 1 час. 

Раздел 2. Роспись по дереву. 

2. Городецкая роспись - 5 часов.

Продолжить знакомство  с Городецкой росписью, материалами; с правилами выполнения  городца; с элементами и орнаментами народной росписи. Учащиеся отрабатывают приёмы работы кисть и гуашью, как красить и расписывать.

3.  Хохлома.- 5 часов.

Продолжить знакомство с помыслом Хохлома; с правилами выполнения  хохломских мотивов; с элементами, орнаментами и цветовой гаммой росписи. Учащиеся узнают, как правильно работать кисть без предварительного рисунка, как расписывать готовое изделие.

Раздел 3. Работа с тканью.

4. Традиционная народная тряпичная кукла.6 часа 

Куклы из ткани. Продолжить знакомить с основами выполнения обрядовой куклы из ткани: вырезанию заготовок из ткани прямоугольников и кругов, а так же, со способами изготовления обрядовой куклы с соблюдением всех правил;научить собирать куклу.

5. Мягкая игрушка. 10 часов.

 Продолжить знакомство с необычными материалами и  приёмами изготовления мягкой игрушки; с техникой её изготовления; с методикой раскроя и сшивания; изучение видов швов.

6. Волшебный фоамиран. 8 часов.

Продолжить знакомство с работой с фоамирном. Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка, ажурные элементы, изготовление листьев и цветов.

Раздел 4. Работа с бумагой.

7. Изонить. 7 часов.

Продолжить знакомство с видом декоративно искусства - изонить; материалами; с правилами выполнения узоров на основе элементов; стилизация форм и образов.

8. Декупаж. 7 часов.

Продолжить знакомство с техникой украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. История возникновения и развития декупажа.

9. Торцевание. 8 часов.

Продолжить знакомить уч-ся с новым видом декоративного искусства - торцеванием. Способы выполнения торцевания.

Раздел  5. Работа с бисером.

12. Волшебный бисер. 10 часов.

Продолжить знакомство с методами плетения из бисера и бусин; с материалами; с техникой плетения; с методикой соединения деталей в одно изделие; изучение видов нанизывания бисера на нить или проволоку.

13. Творческая проектная работа. 8 часов

14. Итоговое занятие – 1 час.

5. Требования к уровню подготовки учащихся и средства контроля.

 

При выполнении программы учащиеся должны знать:

· Историю народных промыслов России (обзорно: Городец, Хохлома, народная кукла и др.) и современные техники России и других стран (бисероплетение,  тоцевание, изонить,  декупаж и др.);

· Приёмы кистевой росписи;

· Правила работы в различных техниках;

· Правила выполнения эскизов, чертежей, лекал и выкроек изделия;

· Правила работы по технической карте и правила её изготовления;

· Правила работы с различными материалами (тканью различной фактуры, мехом, кожей, деревом, глиной, тестом и др);

· Основы цветоведения, композиции, пропорции;

· Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, резаком, клеем, стеклом;

Должны уметь:

· Выполнять эскизы, чертежи, выкройки изделий; разрабатывать собственные композиции;

· Выполнять различные ручные швы;

· Проводить сборку элементов игрушек на основе и без неё;

· Определять расход материала для различных изделий, пропорции и характер рисунка;

· Оформлять готовое изделие для выставки;

· Самостоятельно выполнять изделие по своему чертежу;

· Оценивать эстетические качества изделия;

· Работать в группе над общим изделием;

· Проявлять чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимопонимания;

· Уважать труд своих товарищей;

· Стремиться к совершенствованию своих трудовых и художественных навыков;

· Стремиться к эстетике вещей в повседневной жизни.

 

Список литературы:

1.  Горяева Н.А.: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2006

2. Голубева О.Л. Основы композиции / М: «Искусство», 2004г.

3. Иванова Ю.В., «Плетение из бисера и проволоки», М. – АСТ-ПРЕСС, 2013г

4. Маврина Т.А. Городецкая живопись/ Ленинград «Аврора» 1970г.

5. Максимов Ю. В. Родники творчества \ М – 1988 -125с.6. 

6. Махмутова Х. Декупаж из салфеток.- М.: Эксмо, 2010. - 72 с.: ил7. 

7. Орлова Л.В.: Хохломская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2004

8. Стольная Е.А., «Цветы и деревья из бисера», – М. – Мартин, 2006г. – 203с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь