Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Урок русского языка в 1 классе "Строчные буквы ъ, ь знаки"

Дата публикации: 2023-01-16 00:32:23
Статью разместил(а):
Тищенко Лариса Михайловна

Урок русского языка в 1 классе "Строчные буквы ъ, ь знаки"

Автор: Тищенко Лариса Михайловна

МОУ «Разуменская СОШ № 1», Белгородская область

 

Аннотация: В этой публикации размещён конспект занимательного нестандартного урока русского языка в 1 классе по ФГОС. На уроке дети сами ставят цели, формулируют тему урока, работают в группе и индивидуально, выясняют роль ъ и ь на письме.

Ключевые слова: урок, русский язык, строчные ъ и ь, показатель мягкости согласного, разделительный ъ и ь знаки.

 

Цель урока: создать условия для  формирования навыков письма; умения писать ь и ъ знаки, совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь ; подвести к пониманию важности написания букв разделительный  Ь и Ъ в словах; способствовать расширению словарного запаса, развитию мышления, внимания, умения анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимопроверку.

Планируемые результаты образования: 

Предметные УУД: научатся объяснять значение мягкого знака на конце слов и в середине, обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь, необходимость употребления букв разделительного Ь и Ъ в словах.

Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – проводят сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – формируют умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные - проявляют интерес к новому учебному материалу, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, презентация по теме, кукольный театр

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Занимаем свои места, нас ждет интересный урок.

Кукольный театр.

Здравствуйте! Вы меня узнали? Я жирафик  пришёл к вам за помощью. Я получил письмо от своего друга тигренка из Сибири, но ничего не понял. Вот прочитайте, что он написал.

Читают дети по одному предложению.

У нас в лесу живет хор. Мы мылись с ним в банке. А на улице вюга. Угол сложили в угол. А на обед я сел кабана.

Учитель:

Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?

Дети: Мы должны исправить ошибки в словах. Вставим в слова Ъ и Ь знаки.

Учитель: Проходи Жирафик, будешь у нас почётным гостем, мы поможем тебе разобраться в письме.

II. Работа по теме урока. 

1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети: строчные буквы ь, ъ

А какие цели мы поставим на урок?

Научиться писать знаки. Определять где нужен ъ, ь знаки в словах?

2. Актуализация знаний.  

Найдите ъ и ь знаки у нас в классе. (на стенах и сенсорном кресте)

1 ряд - ь

2 ряд - ъ

3 ряд – распределите слова (на доске): в 1 столбик с ь;  во 2 столбик с ъ. (Пью, льёт, съест, въезд, жильё, съехал, друзья, объяснить, подъезд, день)

Прочитаем слова.

Учитель: Какую роль выполняют ь, ъ.

Дети:

Буква ь - показатель мягкости согласного звука на письме.

Буква ь пишется на конце слов после согласных и в середине слова между согласными.

Есть еще одна роль ь.

- Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.  

Ь Показатель мягкости согласного разделительный 

Где печатная буква, а где письменная?

Посмотрите как пишется ъ, ь (на экране мультимедийный показ) и на доске учителем показ.

3. Письмо в прописи.

Подготовка руки к письму. 

Пальчик к пальчику приходит, 

Друга он себе находит. 

Будут пальчики дружить, 

В гости часто приходить.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Вам, друзья, секрет открою:

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Элементы букв. Узор (капельки дождя)

Ь – ставлю мел на верхнюю линию узкой строки, веду маленькую наклонную палочку на себя, не доводя нижней линии узкой строки, делаю закругление вверх и веду это закругление до середины узкой строки, делаю закругление вверх и вниз, вывожу на палочку (замыкаю). 
(под счёт … и раз … и два …)

Был мягкий знак высоковат. 
Сказала буква строю: 
Эй, наклонись немного! 
И так согнулся он чудак, 
Что превратился в «твёрдый знак»  

Письмо ъ.

А для чего нужен ь?ъ? зачем мы учимся их писать? Ведь они не произносятся?

Стихотворение читает ученик:

Мягкий знак, мягкий знак -

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки,

Банька в банку превратится,

Вот, что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Посмотрите на ромашки. Кто догадался?

(на ромашке буквы е, ё, я, и, ю, ь)

Посмотрите на первую ромашку.

Что может быть общего у этих букв. Какую работу они выполняют в нашем языке? (Обозначают мягкость согласных)

А в чем отличие? Разделите буквы на 2 группы.(гласные и буква не обозначающая звука)

Посмотрите на вторую ромашку.

(на ромашке буквы а, о, ы, э, у, ъ)

Что может быть общего у этих букв? Какую работу выполняют эти буквы в нашем языке? (Обозначают твердость согласных)

Какая буква лишняя? Почему?

Работа в прописи

Посмотрите в пропись. Какое слово нам предлагают написать?

Мете́ль (буран, вьюга) — перенос ветром падающего и/или выпавшего ранее снега.

Какую роль выполняет ь? (разделяет согласный от гласной)

- Сколько слогов в этом слове? 
- Почему? 
- Какой 1слог? 
- 2 слог? 
- Какой ударный слог? 
- А сколько звуков мы слышим в слове вьюга (5) 
- Так, а давайте ещё раз вместе со мной прочитаем это слово. (Тянем вью). 
- Ребята, какие 2 звука обозначает буква «Ю» [й,у]. 
- Почему? 
- Правильно: так как она стоит после Ь. 
- Каким цветом закрасим звук [в’]? 
- Почему, зеленым? 
- Ребята, если буква «Ю» обозначает 2 звука, то каким цветом мы закрасим звук [й]. 
- На, что показывает гласная «а» во 2 слоге (на твердый звук «г»)., то каким цветом мы закрасим. 
- Напишите ещё раз это слово. 

А теперь 2 слово «семья» разберите сами и закрасьте схему. У кого будут вопросы спрашивайте. И напишите это слово ещё раз.

Ребята, давайте сделаем вывод, что гласные е, ё, ю, я, стоящие после Ь и Ъ знаков, обозначают 2 звука 
е      ё      ю     я 
/ \    / \     / \    / \ 
й э  й о   й у  й а 
Повторите, пожалуйста, ещё раз правило!

Запись предложения.

А теперь прочитаем следующую строчку. Что мы прочитали? Почему это предложение? Где, начало предложения? Что ставится в конце предложения? Сколько слов в предложении? Какие 1, 2, 3? 
 Здесь в каком слове ь, какой он?

ФИЗМИНУТКА для глаз, пальчиковая.

Историческая справка.

Ребята, сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет назад. Посмотрите (на слайде) как писались слова с ъ. Мы заметим, что раньше твердые звуки на конце обозначали с помощью Ъ.

Но потом их не стали писать за ненадобностью. Уберите ъ ничего не меняется.

Запись слов сел - съел

Работа со схемами.

А сейчас давайте, посмотрим на схемы слов сел, съел, семь и съем. 
- Сколько слогов в слове сел? – Почему? 
- На что показывает гласная «е» 
- А каким цветом закрасим звук [л] 
- Давайте закрасим схему. 
- Давайте разберём схему слова съел. 
- Прочитаем это слово. – Сколько здесь слогов? 
- Звуков? Почему? – А какие 2 звука? [й, э]. 
- Каким цветом будем закрашивать схему. 
- Ребята давайте повторим правило, что гласные е, ё, ю, я, которые стоят после ь и ъ знаков обозначают 2 звука. (повторим)

А следующие 2 схемы раскрасите самостоятельно, а я пройду и посмотрю, как вы справились с этим заданием. 
Ребята, пропишите эти слова ещё. 

4. Работа в группе. (по 2 слова ). Запись по клеточкам.

Мама, папа и я (семья)

Женская одежда (платье)

Пурга (вьюга)

Кукурузные и овсяные (хлопья)

Живут в муравейнике (муравьи)

Что нужно написать, если у тебя пропала собака? (объявление)

III. Итог урока.

Теперь мы многое знаем про знаки, не обозначающие звуки, но очень нужные. Давайте вставим пропущенные буквы  (исправляем ошибки на доске и в карточках индивидуально)

У нас в лесу живет хорь. Мы мылись с ним в баньке. А на улице вьюга. Уголь сложили в угол. А на обед я съел кабана.

IY. Рефлексия.

Кому понравился урок ставьте лайк зеленым цветом. Если не все понятно было, и есть сомнения - красным цветом.

 

Литература:

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. Часть 4 (Школа России).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь