Обучение иностранным языкам в сотрудничестве
Обучение иностранным языкам в сотрудничестве
Автор: Мурсалова Айгюнь Панаховна
МБОУ "Лицей № 10", Белгород
Аннотация: В статье рассмотрены возможности практического применения дифференциации на основе сотрудничества и его влияние на учебный процесс.
Ключевые слова: изучение иностранных языков, методики обучения, организация обучения иностранному языку, сотрудничество
Всем известный факт, что мир не стоит на месте, и все развивается с огромной скоростью. Педагогика не стала исключением. Новые тенденции, современные компьютерные технологии и многое другое меняет наших учеников, следовательно необходимо и нам, учителям, менять и усовершенствовать свой подход к организации образовательной деятельности.
На сегодняшний день особой популярностью пользуются такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, групповая работа, работа в парах, проектная методика и использование цифровых ресурсов. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому владению иностранным языкам, формирование функциональной грамотности учащихся. Реализация данных требований стала возможна благодаря применению личностно-ориентированного подхода, важной составляющей которого является педагогическая технология обучения в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) – это альтернатива традиционным методам. Обучение в сотрудничестве – «обучение в малых группах» использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния [2].
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Но прежде остановимся на самом термине “сотрудничество”. Психологический словарь дает следующее определение этого термина: “Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. В процессе сотрудничества чередуются субъект-субъектные и субъект-объектные отношения, которые периодически сменяются. На основе отношений сотрудничества строится система внешне задаваемой деятельности, дающей возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность” [4].
Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, в дидактике также принято использовать термин “сотрудничество”. Сотрудничество предполагает равенство психологических позиций участников, личностно-ролевое участие, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности. Поговорим о самой технологии, ее достоинствах и возможности применения на этапе обучения иностранному языку. Обучение в сотрудничестве, являясь технологией личностно-ориентированного подхода, гуманно по своей сути, так как предполагает наличие в центре обучения ученика с его индивидуальностью, интересами, мотивами, уровнем знаний и умений, то есть ученика как личности. Необходимость пристального внимания к развитию каждого ребенка означает, что в педагогическом процессе ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает характер активный, познающий.
Существуют разные версии обучения в сотрудничестве: европейская и американская. Европейский вариант обучения в сотрудничестве в большей степени связан с проектной деятельностью на занятиях, с организацией дискуссий, а американская версия нацелена на формирование определённых навыков, умений, усвоение понятий и академических знаний [2]. Сущность технологии состоит в создании благоприятных условий для совместной деятельности учащихся. Это ставит учащихся в центр учебного процесса, снимая психологическое напряжение. При реализации этой технологии центр перемещается на ученика, сотрудничая с учителем и другими учениками, он чувствует себя свободно.
Как показывает моя практика, очень часто ученики боятся критики своих одноклассников, порицание учителем и, зная ответ, молчат. При работе в сотрудничестве с одноклассниками и учителем у учеников возрастает командный дух, увеличивается любознательность, целеустремленность, настойчивость. Работа в сотрудничестве способствует развитию самостоятельного поиска необходимой информации, ведь на уроке перед ними ставится цель, задачи и проблема. Достигнуть цели и найти решения проблемы, можно только при равном взаимодействии каждого. Использование данной технологии в образовательной деятельности требует соблюдение следующих требований организации групповой работы:
· учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, обязательно с учетом психологической совместимости, уровня обученности (в каждой группе должны быть разноуровневые ученики);
· группам выдается одинаковое задание и распределяются роли самостоятельно учащимися;
· оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;
· оцениваются усилия учащегося;
· по завершению работы учащиеся самостоятельно оценивают свои достижения, анализируя свою работу [4].
При обучении в сотрудничестве необходимо помнить следующие положения:
· Обучение в команде» (Student Team Learning) — один из наиболее распространенных методов обучения в сотрудничестве, который способствует формированию навыков групповой работы, а также мотивации работы в группе. При этом у учащихся должна быть развита способность к индивидуальной работе в команде и способность к пониманию заданной проблемной ситуации. При работе с данным методом обучения в сотрудничестве учитель создает проблемную ситуацию и координирует работу учеников в группах.
Метод «обучение в команде» основывается на трёх основных принципах:
- «награды» (team rewards) – выставляется оценка совместной работы всей команды, т.к. группа имеет одно задание;
- индивидуальной ответственности (individual accountability) – это ответственность каждого члена команды за успех всей группы;
- равных возможностей (equal opportunities) – это возможность каждого учащегося принести своей команде очки, которые он зарабатывает путём улучшения своих учебных результатов.
· «Учимся вместе» (Learning Together). Главная составляющая этого метода обучения — это способность учителя создать мотивацию учащихся для работы в группе. Данный метод способствует формированию логического мышления и развитию познавательной активности у учащихся. При этом ученики уже должны владеть определенными коммуникативными навыками общения на иностранном языке. В данной ситуации преподаватель должен сформировать группы по однородному уровню обученности, а также осуществлять индивидуальный подход в группах.
· «Метод экспертов» или «пила»» (Jigsaw) обычно используется на занятиях по иностранному языку на этапе творческого применения языкового материала. Он предполагает развитие как творческого, так и логического мышления у учащихся и способствует формированию практических умений работы в малых группах. При этом учащиесядолжны внимательно слушать высказывания других членов своей группы по данному вопросу. Учитель, в этом случае, должен сформировать группы по разному уровню обученности;
· «Групповые исследования» (Student’s survey). Данный метод предполагает как групповую, так и самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Учитель задает общую тему исследования, а учащиеся самостоятельно выбирают себе подтему. Затем она разбивается на индивидуальные задания, которые потом станут основой единого группового доклада. Этот вариант чаще всего используется в проектной деятельности учащихся [3].
Как показывает моя практика, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Помимо достижения академических целей обучение в сотрудничестве способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрытию их умственного потенциала. Своей целенаправленно организуемой деятельностью оно обеспечивает формирование и развитие механизмов мышления, умение работать с информацией, позволяет включить ученический интерес в решение учебной задачи. При этом достигается такое построение учебного процесса, при котором усвоение содержания учебного материала и развитие интеллекта являются единым процессом. Данная педагогическая технология подтверждает научные доказательства педагогов гуманистов о роли активной самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста в развитии личностных качеств: самостоятельности, ответственности, коммуникабельности за счет:
— активного включения самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
— организации совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включения детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
— обеспечения диалогического общения между учащимися в процессе добывания новых знаний.
В силу своей специфики обучение в сотрудничестве затрагивает вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения, так как, работая в малой группе, учащиеся могут работать с посильным по объему и сложности материалом, продвигаясь в свойственном каждому ученику темпе.
Обучение по технологии сотрудничества своей целенаправленно организуемой деятельностью обеспечивает формирование и развитие механизмов мышления, умение работать с информацией, позволяет включить ученический интерес в решение учебной задачи, развивает социальные умения (умение контактировать с любым партнером, договариваться о совместных действиях, быть членом команды, налаживать деловые контакты с другими группами).
Однако обучение в сотрудничестве требует не только пересмотра роли учителя, но и кардинального изменения устоявшейся парадигмы образования – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть учитель приобретает роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Радикально меняется психологическая обстановка в классе, для многих детей процесс обучения становится радостным и желанным. Изменяется стиль взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса. Следует отметить, что умения работать в сотрудничестве необходимо вырабатывать у учащихся. Ведь в зависимости от психотипа, иногда ребенка тяжело начать работу в сотрудничестве. Поэтому это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:
1. Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.
2. Помогите учащимся понять из чего это умение, навык состоит.
3. Организуйте практику.
4. Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком, умением.
5. Стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики.
6. Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата.
7. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
При обучении в сотрудничестве учитель, выполняя роли контролера, режиссера, менеджера, вдохновителя и т.п., отказывается от роли ведущего, давая возможность ученикам быть в центре учебного процесса, таким образом стимулируя познавательную деятельность учеников, вовлекая каждого из них в мыслительную и поведенческую активность. Но несмотря на положительную оценку данного метода, существуют и минусы. Как показывает опыт некоторые учащиеся ленятся и принимают недостаточно активное участие в выполнении заданий. Для вовлечения всех учащихся в сотрудничество необходимо использовать и индивидуальный подход, мотивируя каждого ученика работать в зоне своего актуального на данный момент развития и строить планы расширения данной зоны. Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения. Важно, чтобы учащиеся на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть четко прописано на доске. К примеру:
Я буду наблюдать за тем, как:
- вы слушаете друга;
- помогаете друг другу;
- вместе решаете возникшую проблему.
Можно порекомендовать, на первых порах, выбрать для поощрения такие психологические умения как:
- умение проверить понимание изучаемого материала;
- умение поделиться с товарищами своими идеями и информацией;
- умение подбодрить товарища, стимулировать его к активной работе;
- добиться согласия при решении спорных вопросов.
Таким образом, основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха дают возможность ориентироваться на каждого студента. В результате совместной учебной деятельности учащихся учителю удаётся значительно увеличить время речевой практики на занятии. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эта технология обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя ему возможность осознать, осмыслить языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Следовательно, технология обучения в сотрудничестве реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.
Список литературы:
1. Калинкин С.М. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат [и др.], под ред. Е. С. Полат. // –3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
3. Руковишников Ю.С. Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2017. № 14 (148). С. 649-651.
4. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор [Текст] / Д.В. Чернилевский // Энциклопедия профессионального образования : в 3-х т. – М., 2006. – Т. 2. – С. 248–249.