Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Приёмы технологии проблемного обучения на уроках истории

Дата публикации: 2023-02-21 21:31:18
Статью разместил(а):
Торбеева Елена Николаевна

Приёмы технологии проблемного обучения на уроках истории

Автор: Торбеева Елена Николаевна

МОУ «СШ № 2 имени Героя России Валерия Иванова», г Волжск, Республика Марий Эл

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, какие практико-ориентированные задания в рамках технологии проблемного обучения можно проводить на уроках истории в классах основной школы.

Ключевые слова: практико-ориентированные задания, технология проблемного обучения.

 

Практико-ориентированное обучение – это требование современности и ФГОС.

Цель такого обучения не только получение знаний, но и формирование компетенций (умений и навыков), которые можно применять за пределами предмета, в повседневной жизни, профессиональной сфере. Полученные компетенции учат детей принимать верные решения в реальной жизни и в новой для них жизненной ситуации.

Сегодня роль истории в формировании мировоззрения, патриотизма, уважения к истории своего Отечества является ведущей в преподавании предмета. Это достижимо, если учащиеся будут уметь критически мыслить, анализировать факты, рассматривать исторические события, делать умозаключения и представлять свои выводы.

Одни ученики считают историю простым предметом, достаточно только ориентироваться в хронологии, механически запоминать события и даты. Для других этот предмет сложен. Они не всегда понимают зачем изучать то, что уже давно прошло и пользы от этих знаний нет никакой. Мотивировать современного ученика к изучению истории достаточно сложно. И здесь нужны стимулы, которые лежат не только в предметной, но и в метапредметной сфере, связи прошлого и настоящего.

Чтобы научить ребёнка думать, анализировать и делать выводы, нужно создавать на уроке такую ситуацию, чтобы каждый ученик, ведомый учителем, рассматривал исторический процесс или событие с разных аспектов.

Здесь вполне уместны могут быть приёмы практико-ориентированных заданий на уроках истории, во внеурочной деятельности и самостоятельной работе учащихся.

Особенность технологии проблемного обучения – создание проблемной ситуации на уроке и поиск пути её решения, используя различные источники информации. Проблемную ситуацию можно создать практически на любом уроке истории. Ребятам больше нравиться активное участие в уроке, когда они вместе с учителем формулируют проблему, а затем выдвигать гипотезы и, путем поиска фактов и рассмотрения исторических ситуаций, ищут её решение. Такая работа может быть элементом урока при изучения новой темы, уроком-обобщение, семинарским занятим.

Структура практико-ориентированных заданий:

1) введение в проблему;

2) точные указания на деятельность по выполнению задания;

3) определение источников информации, необходимые для рассмотрения и успешного решения задачи, ответа на вопросы;

4) определение критериев оценивания;

5) формулировка выводов исследования и их представление.

Самое главное - научить ребят решать проблему всеми возможными способами, с помощью любых источников информации. Ключевое слово в этом случае – аргументируй.

Примерно так могут выглядеть некоторые проблемные ситуации на уроках истории.

5 класс. Тема Военные походы фараонов.

Проблема: Фараон Тутмос осуществил огромное количество военных походов.

Вопрос учителя: В чем была необходимость военных походов для фараона и государства?

Решение: используя различные источники информации ребята должны доказать, что военные походы приводили:

- к расширению территории;

- укреплению власти фараона;

- увеличению богатства страны и фараона.

Ребята должны привести аргументы и доказательства. Класс можно разделить на группы. Каждая из групп работает над своим высказыванием.

1 группа. Используя карту, ребята должны доказать, что военные походы способствовали увеличению территории государства (легенда карты)

2 группа. Используя иллюстрации и исторические источники, ребята должны доказать, что власть фараона укреплялась (особенности изображение фараона в бою, на колеснице)

3. группа. Используя текст учебника, карту Египта в атласе по истории Древнего мира, составить развёрнутую карту схему походов и завоёванных богатств.

В итоге каждая из групп, проведя исследование учебной литературы или карты, аргументирует свои выводы. Проблема всесторонне была рассмотрена и проанализирована с помощью различных источников.

9 класс. Тема: Наполеоновские войны. Тильзитский мир.

Проблема: Тильзитский мир 1807 года был необходим России и Франции.

Вопрос учителя: Можно ли считать Тильзитский мир между Россией и Францией взаимовыгодным?

Решение: используя различные источники информации доказать, что мир выгоден как России, так и Франции.

Источники информации: Карта «Наполеоновские войны», иллюстрации, текст учебника, текст договора и воспоминания современников, справочная литература.

В начале урока ребята должны вспомнить исторические события, предшествующие подписанию мира и проследить взаимосвязь между этими событиями.

Ребят можно разделить на две группы. Одна представляет интересы России, другая – Франции. В ходе урока учащиеся должны объяснить, почему мир был подписан в необычном месте; аргументировать вывод о том, что Россия была вынуждена подписать мир с Францией; что он был крайне непопулярен в политических и общественных кругах российского общества; мир был необходим и Франции.

Основным источником информации и аргументации является текст Тильзитского договора, как исторического источника. Внимательно познакомившись с текстом договора, ребята должны выделить основные положения договора и оценить их последствия для стран его подписавших.

В итоге, проведя исследование разных видов источников, ребята должны сделать вывод о необходимости заключения мира как Францией так и Россией.

10 класс. Тема: Социальная политика Хрущёва Н.С. «Хрущёвки» или «хрущёбы».

Проблема: «Хрущёвки» или «хрущёбы».

Вопрос учителя: Как оценить строительство «хрущёвок» с позиции советских граждан 60-х гг. и граждан РФ сегодня. Что это было «хрущёвки» или «хрущёбы».

Решение: используя различные источники информации ребята должны оценить плюсы и минусы строительства нового жилья, которое называли «хрущёвками» с позиции советских граждан и современных людей. Критерии оценивания ребята должны продумать сами и написать небольшое сочинение-рассуждение на эту тему, аргументируя свои высказывания.

Источники: план-схемы домов и квартир массового строительства 60-х гг., статистические данные, воспоминания людей старшего поколения, различные точки зрения историков и экономистов по данному вопросу.

Форма урока – семинар. Ребята предварительно готовились дома и в классе на уроке должны доказать свою точку зрения.

Таки образом, применение приёмов проблемной технологии позволяет учащимся:

- работать с различными источниками информации;

- уметь выбирать тему(проблему), ставить цели и формулировать задачи;

- уметь делать выводы и умозаключения, приводить факты и доводы, чтобы доказать гипотезу;

- разнообразно и интересно представлять результаты и выводы;

- развивать кругозор, повышать культуру речи;

- повышать самооценку;

- развивать коммуникационные способности.

  

Литература:

1. Вигасин А.А. История Древнего мира, 5 класс, -М.: Просвещение, 2010.

2. Волобуев О.В. История России: начало XX - начало XXI в., 10 класс, - М.: Дрофа, 2016.

3. История Древнего мира. Атлас 5 класс, - М.: Издательство ДИК, ДРОФА, 2013.

4. Ляшенко А.М. История России: XIX - начало XX вв. 9 класс; - М.: Дрофа 2016.

5. Швченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь