Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Урок русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"

Дата публикации: 2023-03-12 15:25:30
Статью разместил(а):
Легенькая Анна Николаевна

Урок русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"

Автор: Легенькая Анна Николаевна

МАОУ "СОШ № 17" г. Губкин


 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.  

Форма урока: исследование. 

Базовый учебник: Русский язык. 7 класс. В 2-х частях. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Цели урока: знакомство с частицей как служебной частью речи.

Задачи:

- показать отличие частиц от самостоятельных частей речи; 

- определить сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них;

- рассмотреть роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений;

- познакомить с разрядами частиц;

- показать роль формообразующих частиц;

- развить навыки определения разряда частицы и определение её роли в предложении; 

- способствовать развитию коммуникативных компетенций (развитие умений использования частиц в разных стилях речи). 

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.  

Оборудование: интерактивная панель. 

Материалы к уроку: учебник, конспект, презентация, лист оценки. 

Этап урока

Деятельность учителя

1. Организа-ционный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Известный русский писатель К.Г. Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». 

Изучая русский язык, мы должны помнить об этом. Хочу пожелать нам сегодня плодотворной работы и новых открытий.  

2. Актуализация знаний.

Подведение к теме урока.

Сегодня урок открытия новых знаний. Мы продолжаем разгадывать тайны русского языка, и в этом нам помогут ваши знания, смекалка и находчивость. Чтобы определить тему урока, проведем лингвистическую разминку.

Задание 1. Лингвистическая разминка «Кто быстрее».

Распределите предложенные слова в два столбика: в первый столбик предлоги, а во второй -  союзы.

Чтобы,  зато,  из-под,  пусть,  ввиду,  около,  разве,  через,  для,  даже,  тоже,  но, неужели, как будто,  вследствие.

Учащиеся распределяют слова в виде таблицы:

Предлоги

Союзы

из-под

ввиду

около

через

для

вследствие

чтобы

зато

тоже

но

как будто

- Какие слова вы отнесли к первой группе? Прочитайте их.

- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в словосочетании.)

Прочитайте слова 2-й группы.

- Для чего служат союзы? (Для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложных, предложений в тексте.)

- А остались ли у вас слова, которые вы не записали ни в одну из колонок? Прочитайте их (пусть, разве, даже, неужели).

- Как вы думаете, какие это части речи? Это частицы.

Оцените свои работы и поставьте баллы по шкале в «Лист оценивания».

Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи».

3. Целеполагание.

Продолжите фразу: «Сегодня мы должны …»

1. Познакомиться (Познакомиться с частицей как частью речи?) Цель урока?

2. Что мы для этого должны сделать? (задачи урока):

- Узнать, для чего служит частица.

- Находить частицы в предложениях, текстах.

- Уметь строить предложения с частицами, отличать частицы от других частей речи.

- Выяснить происхождение частиц.

4. Этап усвоения новых знаний.

Задание 2. Наблюдение

Проведите небольшое наблюдение, поэтапно выполните задание и ответьте на вопросы к заданию:

 Апрель

Апрель …  Ещё не отогрелась окоченевшая земля, но уже раскрылась бездонная синь небес, и сверху устремился поток тёплых солнечных лучей.

Сохнет хвойная подстилка  в бору, желтеют песчаные обрывы по берегам рек, сбрасывают зимнее покрывало  моховые кочки в редком заболоченном сосняке. Кажется, что лето отсюда будто бы и не уходило никуда. На рыжих мхах, как ни в чём не бывало, сочно зеленеют листья брусники. Лишь слегка побурели ветки болотного мирта и багульника.

Не вдруг рассмотришь красноватые ниточки клюквы с крохотными тёмно-зелёными листочками. Каким же необыкновенным сюрпризом оказывается рубиновая её россыпь на первых проталинках и моховых кочках! Словно в награду тому, кто слушает и не наслушается, как пробуждается лесная жизнь, кому понятен и бесконечно дорог весенний перезвон капели.                                                              

1) Это служебные или самостоятельные части речи?

2) Имеют ли грамматическое значение?

3) Изменяются ли?

4) Отвечают ли на вопросы?

5) Являются ли членами предложения?

- Что же получилось?

- Частица – это … (Монологические высказывания учащихся по итогам наблюдения.) 

На доске учитель (ученики в тетради) составляют кластер:

1) Служебная часть речи.

2) Не имеет грамматического значения.

3) Не изменяется.

4) Не отвечает на вопросы.

5) Не является членом предложения.

Задание 3. Исследовательская работа. Для чего же служат частицы?

На доске и на карточках запись:

В апреле наступила настоящая весна.

Задание по вариантам:

Измените смысл предложения с помощью следующих частиц:

1 вариант – пусть, бы, самая

2 вариант – что за, неужели, не

Чтение предложений учащимися по вариантам (1 вариант):

Какую роль играют частицы пусть, бы, самая?  Для чего они служат?

Вывод. Частицы образуют разные формы слов (условное и повелительное наклонение глагола и формы степеней сравнения)

Или: С помощью частицы БЫ глагол приобретает форму условного наклонения

Чтение предложений учащимися по вариантам (2 вариант):

Какие дополнительные оттенки значения в предложение вносят частицы что за, неужели, не?

Вывод. Частицы вносят различные оттенки значения в предложение и подчёркивают именно то слово, которое важно.

А частица НЕ придает отрицание всему предложению или отдельным словам.

Итак, закончим составление кластера.

Для чего служат частицы? (Учитель оформляет на доске последние две функции.)

6) Придает различные оттенки значения.

7) Служит для образования форм слова.

Как итог нашего исследования, расскажите, опираясь на записи, о частице как служебной части речи.

Монологическое научное высказывание ученика. Давайте сверим полученные знания с учебником. П.66, с. 164 Определение частицы.

Частица – это служебная часть речи, которая придает различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служит для образования форм слов.

5. Физминутка

Учащиеся встают на верные высказывания.

ВЕРНЫЕ  И  НЕВЕРНЫЕ

Тест по теме «Частицы»

1. Частицы не называют явлений действительности.

2. Частицы – самостоятельная часть речи.

3. Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ всегда пишутся раздельно.

4. Частицы служат для связи слов в предложении.

5. Частицы обычно придают дополнительный смысловой оттенок словам и предложениям.

6. Частицы НЕ-НИ - отрицательные.

7. Частицы являются членами предложения.

8. Частицы изменяются по падежам.

9. Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно.

10. Частицы БЫ (Б) служат для образования форм условного наклонения.

6. Этап применения новых знаний.

«Это интересно!»

Частицы – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в V веке древнеиндийским лингвистом Панини, но и сегодня роль их в языке до конца не выяснена, учёные продолжают над этим работать. Лишь в 1897 году учёный А.В. Добиаш впервые назвал частицу частью речи и отграничил её от других служебных слов. Таким образом, частица – самая малоизученная часть речи.

Ребята-консультанты провели свои исследования. И вот что они подготовили.

1. Сообщение ученика «Из истории частицы БЫ».

От глагола быть в значении «существовать» образовалось целое гнездо слов, в том числе частица бы. В древнерусском языке для образования условного (сослагательного) наклонения к причастию на –л (дума-л) нужно было прибавить глагол быти в форме прошедшего времени (оно называлось аорист). Например, условное наклонение от глагола думать выглядело так: (я ) быхъ думал, (ты) бы думал, (он) бы думал, (вы) бысте думали, (они) быша думали, (мы) быхом думали. Постепенно система времён в языке изменялась… не стало аориста. А форма 2-го и 3-го лица единственного числа от глагола быти  сохранилась как частица бы, образующая условное (сослагательное) наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах. (По Г. Соколову)

Мы рассказали историю только одной частицы БЫ.  Вы можете самостоятельно продолжить исследование и познакомить нас с историей происхождения и других частиц.

Задание 4: Лингвистический эксперимент. Работа в парах.

Наша задача – уметь правильно и целесообразно строить предложения с частицами. А учиться этому мы должны у наших мастеров слова – писателей, поэтов.

Задание: перед вами текст Николая Ивановича Сладкова, автора более шестидесяти книг о природе. В нем опущены частицы.

Работая в парах: восстановите текст, вставив необходимые частицы. 

Сравните свои варианты с авторским текстом. (У кого текст совпал с авторским?) 

Прочитайте выразительно текст. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

…  у птиц встречаются забавные имена .   … поверишь, что водится птица поганка. Поганка  … рогатая. …  и  птичка завирушка есть. Или …  юла.

А … совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А … плохое название чиж или чечётка? … непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... названия-прозвища лучше всего!

Да … могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое … бывает обыкновенным.

Слова для справок: именно, да еще и, едва ли,  вот, не,  ведь, просто, разве, все-таки, неужели, не.

Авторский текст:

Именно у птиц встречаются забавные имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла.

А  вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А  разве  плохое название чиж или чечётка? Неужели непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все-таки названия-прозвища лучше всего!

Да не могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое не бывает обыкновенным.

- Назовите частицы, с помощью которых автор спрашивает, подчёркивает, сомневается, отрицает.

- А какие частицы усиливают значение других слов?

Следовательно, частицы не только придают дополнительные оттенки высказыванию, но и являются средством выразительности, делают нашу речь ярче и богаче.

7. Этап контроля и самоконтроля.

 Давайте вернемся к задачам, которые ставили перед собой в начале урока.

Чему научились мы в ходе урока? Ответы учащихся.

Практически мы все задачи выполнили, кроме одной. Какая задача осталась пока не решенной?

Да, мы должны уметь отличать частицы от других частей речи.

Работа по кластеру (весь класс).

Задание (письменно): укажите предложения с частицами, а затем с союзами, наречиями и местоимениями. Докажите их принадлежность к определенной части речи.  Как называются данные слова?

Мал золотник, да дорог.

Да здравствует мир на планете!

В первом предложении «да» – союз, потому что связывает однородные члены. Во втором предложении «да» средством связи не является, но придает высказыванию торжественность, возвышенность. Это частица.

Как называются данные одинаково звучащие слова? (функциональные омонимы)

Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от вспышки света.

В первом предложении слово «просто» зависит от сказуемого и является обстоятельством, отвечает на вопрос как? – наречие. Во втором предложении мы не можем к слову «просто» поставить вопрос, слово не является членом предложения. Оно усиливает значение сказуемого. Это частица.

Я сам расскажу о времени и о себе.

 Ну, куда в такую погоду ехать! Спали бы себе да спали на доброе здоровье!

В первом предложении слово «себе» зависит от сказуемого и является дополнением, выраженным возвратным местоимением. Во втором предложении мы не можем к слову «себе» поставить вопрос, слово не является членом предложения. Оно усиливает значение сказуемого. Это частица.

Как же отличить частицы от других частей речи? (работа с кластером)

Лингвистическая игра «Чудеса маскировки».  

Задание: выписать номера тех предложений, в которых употребляются частицы.  Доказать, что это частицы. 

1. В лесу и в поле душно.

2. И в беде человек крепнет.

3. А погода великолепная!

4. Дождичек вымочит, а солнышко высушит.

5. Посмотрите, ребята, что за красота вокруг!

6. Ему показалось, что за деревом кто-то стоит.

7. Туча все ближе и ближе.

8. Все дерево было осыпано розовыми цветами.

9. Девочка точно выполнила свое обещание.

10. … Поутру весенний воздух точно млеет и мягкой дымкою синеет.

11. Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево.

12. «Пи- и-и», - мелькнула сильно проголодавшая синица и прямо из-под клюва петуха схватила кукурузное зерно.

Слайд с ответами. Самопроверка по образцу. Оценка в лист оценивания.

Суммируйте свои баллы за две работы и, пользуясь ключом, поставьте себе оценку

8. Этап подведения итогов.

Давайте вернемся к началу нашего урока.

Какую цель мы ставили перед собой?

Какие задачи стояли перед нами?

Достигли мы поставленной цели?

Удалось решить поставленные задачи?

Удалось ли вам сегодня сделать для себя новые открытия?

Задание.

Итогом всей нашей исследовательской работы станут ваши выводы.

Напишите сочинение-рассуждение «Почему частицы относятся к служебным частям речи?»

9. Этап рефлексии.

А свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой.

?

Научился находить частицы в предложении, определять их роль в тексте, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!!

Научился находить частицы в предложении, определять их роль в тексте, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить частицы и другие части речи. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

! ! !

Научился находить частицы в предложении, отличать их от других частей речи, могу объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!»

Ребята, пусть частицы не будут для вас сложной и незапоминающейся частью речи. Всегда помните, что русский язык – это ваш родной язык, и его надо любить так, как любили его наши великие писатели, например, К.Г. Паустовский.                              

10. Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке:

А) ? – § 66, упр. 403;

Б)  !! – выписать из художественных произведений 5-7 предложений с частицами;

В) !!! – сочинить сказку «Жила-была частица…» или подготовить сообщение об истории одной частицы

 

Лист оценки деятельности на уроке ... (Ф.И)

Задание 1.                                                           

Распределите предложенные слова в два столбика: в первый столбик предлоги, а во второй - союзы.

Чтобы,  зато,  из-под,  пусть,  ввиду,  около,  разве,  через,  для,  даже,  тоже,  но, неужели, как будто,  вследствие.

Для чего служат предлоги?

Для чего служат союзы?

Критерии оценки:

0 ошибок    - 5 баллов

1-2 ошибки - 4 балла

3-4 ошибки - 3 балла.

Оценка ...

Задание 2.

Поработайте с выделенными словами и ответьте на вопросы:

Апрель

Апрель …  Ещё не отогрелась окоченевшая земля, но уже раскрылась бездонная синь небес, и сверху устремился поток тёплых солнечных лучей.

Сохнет хвойная подстилка в бору, желтеют песчаные обрывы по берегам рек, сбрасывают зимнее покрывало  моховые кочки в редком заболоченном сосняке. Кажется, что лето отсюда будто бы и не уходило никуда. На рыжих мхах, как ни в чём не бывало, сочно зеленеют листья брусники. Лишь слегка побурели ветки болотного мирта и багульника.

Не вдруг рассмотришь красноватые ниточки клюквы с крохотными тёмно-зелёными листочками. Каким же необыкновенным сюрпризом оказывается рубиновая её россыпь на первых проталинках и моховых кочках! Словно в награду тому, кто слушает и не наслушается, как пробуждается лесная жизнь, кому понятен и бесконечно дорог весенний перезвон капели.                                                              

1. Это служебные или самостоятельные части речи?

2. Имеют ли грамматическое значение?

3. Изменяются ли?

4. Отвечают ли на вопросы?

5. Являются ли членами предложения?

6.

7.

Задание 3.

В апреле наступила настоящая весна.

Задание по вариантам:

Измените смысл предложения с помощью следующих частиц:

1 вариант – пусть, бы, самая.

(Какую роль играют частицы пусть, бы, самая?  Для чего они служат?)

2 вариант – что за, неужели, не.

(Какие дополнительные оттенки значения в предложение вносят частицы что за, неужели, не?)

Задание 4.

Перед вами текст Николая Ивановича Сладкова. В нем опущены частицы. Работая в парах, восстановите текст, вставив необходимые частицы. Сравните свои варианты с авторским текстом. (У кого текст совпал с авторским?) Прочитайте выразительно текст. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте. 

…  у птиц встречаются забавные имена .   … поверишь, что водится птица поганка. Поганка … рогатая.  … и  птичка завирушка есть. Или … юла.

А …  совсем милые  имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже  чечевица. А … плохое название чиж или чечётка?  … непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? … названия-прозвища лучше всего!

Да … могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое … бывает обыкновенным.

Слова для справок: именно, да еще и, едва ли, вот, не, ведь, просто, разве, все – таки, неужели, не.

Задание 5. Лингвистическая игра «Чудеса маскировки».  

Критерии оценки:

0 ошибок    - 5 баллов

1-2 ошибки - 4 балла

3-4 ошибки - 3 балла.

Оценка ...

А свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой.

?

Научился находить частицы в предложении, определять их роль в тексте, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!!

Научился находить частицы в предложении, определять их роль в тексте, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить частицы и другие части речи. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

! ! !

Научился находить частицы в предложении, отличать их от других частей речи, могу объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!»

Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке:

А) § 66, упр. 403.

Б) выписать из художественных произведений 5-7 предложений с частицами.

В) сочинить сказку «Жила-была частица …» или подготовить сообщение об истории одной частицы.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь