Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Алгоритмизация обучения на уроках биологии в условиях реализации нового ФГОС

Дата публикации: 2023-03-21 22:27:59
Статью разместил(а):
Мешкова Юлия Станиславовна

Алгоритмизация обучения на уроках биологии в условиях реализации нового ФГОС

Автор: Мешкова Юлия Станиславовна

МБОУ «Гимназия № 19», г. Курган

 

Аннотация: В статье представлены основные принципы алгоритмизации обучения на уроках биологии, помогающие ученикам лучше усвоить материал, успеть в отведенное время реализовать все пункты плана урока, соблюдая принципы индивидуализации и оптимизации обучения.

Ключевые слова: алгоритм, последовательность мыслительных операций, деятельностный подход, урок биологии.

 

Алгоритм (лат. Algorithmi) , в широком понимании слова, - конечная совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи.

Любая инструкция, какими наполнена наша повседневная жизнь – это алгоритм действий, необходимый для исполнения. Алгоритмам подчиняется быт, работа, повседневная деятельность. Порой, успешность какого-то дела, предприятия зависит от верного выполнения всех алгоритмических действий. Поэтому задача современного учителя – научить своих учеников работать по инструкции, с применением универсальных учебных действий, формируя функциональную грамотность. Именно эти задачи являются основополагающими в условиях ФГОС третьего поколения. Алгоритмизация обучения, применение алгоритмов разного типа на уроках биологии дает возможность решения таких задач. Алгоритмы действия учеников на уроках могут быть применены в виде технологических карт, разработанных модулей уроков, инструктивных карт, ментальных или интеллект-карт, планах-конспектах уроков. (См. Приложение № 1)

Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Чаще всего многие из них не осознаются, а иногда о них просто не подозревают. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти операции надо выявить и специально им обучать. Это не менее необходимо, чем обучение самим правилам. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить. В данном случае выполнение умственных действий аналогично выполнению действий трудовых. В самом деле, выполнить ту или иную трудовую задачу, например, сделать деталь, невозможно, не производя тех или иных трудовых операций. Точно так же нельзя решить биологическую, математическую, физическую, вообще любую интеллектуальную задачу, не совершив ряда интеллектуальных операций. В чем же суть алгоритмизации обучения? Под алгоритмом в педагогической психологии обычно понимают точное, общепонятное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.

Современный урок биологии, с учетом деятельностного подхода - это урок, характеризующийся следующими признаками:  

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.  

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.  

3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.  

4. Организация урока динамична и вариативна.  

5. На уроке используются современные педагогические технологии.

Как можно заметить, все признаки урока можно легко реализовать при условии работы с алгоритмами, как основной формы организации учебной деятельности обучающихся. 

Какими же являются условия современного обучения, соблюдения которых требует деятельностный подход?  

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели. На каждом уроке, в котором применяется тот или иной алгоритм действий, такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний. При заданном алгоритме все становится прозрачным и понятным. 

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). Алгоритм помогает верно направить деятельность обучающихся, не ограничивая их в способе добычи информации и времени для выполнения заданий. Так осваиваются общие для многих случаев способы действий. Верный способ действия приведёт к верному результату. 

4. Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу. Выполненный алгоритм наглядно демонстрирует детям то, что работа успешно выполнена.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.    

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Многие из требований реализуются при условии алгоритмизации обучения как нельзя лучше, некоторые из них представлены ниже. 

В сфере личностных результатов:

- знание основных принципов здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных  на изучение живой природы; интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

В интеллектуальной сфере:

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил и алгоритмов работы с биологическими приборами и инструментами.

Таким образом, алгоритмизация обучения – может служить одним из современных инструментов, применяемым в рамках современных образовательных технологий для достижения целей современного образования.

 

Приложение № 1.

План-конспект урока по теме: «Прорастание семян». 6 класс.

§20 Автор учебника: В.В. Пасечник.

1. Прочитайте  и напишите определение понятия «Семя» в тетрадь (стр.108).

2. Напишите причины гибели семян и зародышей в них (стр.108).

3. Какова последовательность прорастания семени? (расставьте по порядку)

(стр.108).

А) Рост стебелька  Б) Рост семядолей В) Распускание почечки Г) Появление корня Д) Развитие надземного стебля с листьями.

4. Условия прорастания семян. Заполните схему: «Условия прорастания семян». Стр. 110-111.

5. Заполните таблицу: «Особенности посева семян».

Тип растений

Примеры

Условия и сроки прорастания

Холодостойкие

Стр. 112-113

 

Теплолюбивые

 

 

6.  Заполните таблицу: «Глубина заделки семян».

Величина семян

Примеры

Глубина погружения семени в почву при посадке

Мелкие

Стр. 113

 

Средние

 

 

Крупные

 

 

7. Подумайте над ответом на вопрос: «Что еще влияет на глубину заделки семян?»

8. Запишите Д/З: §20 пересказ. Стр. 108-113 (Если не успели доделать задания – доделать)

9. Рефлексия:

Подумайте над ответами на вопросы:

1. Что по изучаемой теме я знал(а) перед уроком?

2. Какие знания я получил(а) в течение урока?

3. Могут ли мне пригодиться знания, полученные на уроке?

4. Все ли я сделал(а) на уроке, чтобы оценить свою работу оценкой «Отлично»?

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь