Рабочая программа кружка «Мир оригами»
Рабочая программа кружка
«Мир оригами»
Автор: Ортикова Наталья Михайловна
КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии
Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные выпускники школ, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.
Оригами развивает у детей с проблемами умственного и физического развития следующие навыки и способности:
- способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
- использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по схемам способствует развитию навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
- занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
- кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, при помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
Цели программы :
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
- Научить детей делать поделки из бумаги по японской методике оригами: познакомить с основным приемом складывания, научить читать технологическую карту, схемы;
- Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания (совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать глазомер).
- Развивать мыслительные процессы в ходе конструирования: соотнесение наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Развивать у детей пространственное и творческое воображение, художественный вкус.
- Развивать уверенность в своих силах и способностях. (Неуспевающих на занятиях кружка «Оригами» нет).
- Совершенствовать трудовое умение ребенка, формировать культуру труда. Расширять коммуникативные способности детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций на уроках (игра - драматизация и т.д.).
- Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.
- I. Организационный момент (подготовка к занятию, установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на столе).
П. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).
- • повторение материала прошлого занятия
- • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
безопасности.
III. Введение в новую тему.
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
- повторение правил техники безопасности.
- IV. Практическая часть.
- показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме в зависимости от уровня полученных на занятиях навыков);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- V. Анализ работ учащихся (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Предполагаемые результаты:
- 1. воспитанники должны овладеть следующими навыками:
- разметки листа бумаги;
- резания;
- складывания базовых форм.
- 2. воспитанники должны знать:
- что такое оригами;
- историю возникновения оригами;
- основные приемы работы, способ складывания.
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
- правила техники безопасности.
- 3.воспитанники должны уметь:
- подбирать бумагу нужного цвета;
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
- выполнять разметку листа бумаги;
- складывать фигурки;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
Тематическое планирование кружка «Мир Оригами»
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата Проведения |
1. |
Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. |
1 |
сентябрь |
3. |
Разучивание базовых форм. Условные знаки, принятые в оригами. Складывание полоски гармошкой. «Цветы и листья». |
1 |
сентябрь |
4. |
Разучивание базовых форм. Условные знаки, принятые в оригами. Складывание прямоугольника «гармошкой». «Осенний мотив». |
1 |
сентябрь |
5. |
Разучивание базовых форм. Складывание различных геометрических фигур. Закладки для книг. |
1 |
октябрь |
6. |
Домашние и дикие животные. Делаем собачку, котенка. |
1 |
октябрь |
7. |
Делаем « лягушку» Рассказ из жизни лягушек. |
1 |
октябрь |
8. |
Рассказ «Воробьишко» М.Горький Оригами «Птицы» |
1 |
октябрь |
9. |
Беседа «Из истории морского флота». «Лодочка». |
1 |
ноябрь |
10. |
Б. Житков «Морские рассказы» Оригами «Кораблик» |
1 |
ноябрь |
11. |
Б. Житков «Морские рассказы» Оригами «Яхта» |
1 |
ноябрь |
12. |
«Катамаран». Рассказ о разнообразии плав средств |
1 |
ноябрь |
13. |
Беседа о зиме. Вырезаем снежинки. |
1 |
декабрь |
14. |
«Скоро Новый год!» Изготовление елочных подвесок. |
1 |
декабрь |
15. |
Изготовление елочной гирлянды. |
1 |
декабрь |
16. |
Изготовление раскрывающейся открытки с елкой. |
1 |
декабрь |
17. |
Рассказ о пингвинах. Оригами «Пингвин». |
1 |
январь |
18. |
Сервировка стола. Салфетка «Сердце», «Трилистник» |
1 |
январь |
19. |
Сервировка стола. Коробка для сладостей. |
1 |
январь |
20. |
Рассказ об истории праздника «День Святого Валентина» Изготовление валентинок. |
1 |
февраль |
21. |
Беседа об истории и особенностях праздника «23 февраля». Изготовление открыток ко Дню защитника Отечества. |
1 |
февраль |
22. |
Рассказ о китах. Оригами «Кит». |
1 |
февраль |
23. |
Рассказ о пингвинах. Оригами «Пингвин». |
1 |
февраль |
24. |
Беседа о празднике «8 Марта»: традиции, история. Изготовление раскрывающейся открытки к Международному женскому дню. |
1 |
март |
25. |
Рассказ о цветах. Игра «Узнай цветок». «Трава и листья» |
1 |
март |
26. |
Из истории тюльпанов. Оригами «Тюльпан» |
1 |
март |
27. |
Рассказ о лилиях. Оригами «Лилии» |
1 |
март |
28. |
«Зимующие и перелетные птицы». Синица. |
1 |
апрель |
29. |
Беседа «Из истории авиации». Мастерим самолеты. |
1 |
апрель |
30. |
Беседа «День космонавтики». Оригами «ракета». |
1 |
апрель |
31 |
Рассказ об аквариумных рыбках. Оригами «Рыбка» |
1 |
апрель |
32 |
Беседа о ветеранах ВОВ. Изготовление открыток ко Дню Победы. |
1 |
май |
33 |
Женские украшения.. Браслет из бумаги |
1 |
май |
34 |
«Лето в гости к нам спешит». Оригами «бабочка» |
1 |
май |
Список используемой литературы:
- Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги».
- Фирсова Л.М. «Игры и развлечения».
- Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги».
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка».
- Афонькины С.Ю. и Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома».
- Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами».
- Черныш И. В. «Удивительная бумага».
- Соколова С.В. «Оригами для детей».
- Соколова С. А. «Оригами. Игрушки из бумаги».
- Панфилов А.М. «Оригами бумажный конструктор».