Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа кружка «Мир оригами»

Дата публикации: 2018-02-26 12:22:26
Статью разместил(а):

Рабочая программа кружка

«Мир оригами»

Автор: Ортикова Наталья Михайловна

КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии

 

Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные выпускники школ, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

Оригами развивает у детей с проблемами умственного и физического развития следующие навыки и способности:

  • способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
  • способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
  • совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
  • составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
  • использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по схемам способствует развитию навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
  • занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
  • кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, при помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

Цели программы :

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи программы:

  • Научить детей делать поделки из бумаги по японской методике оригами: познакомить с основным приемом складывания, научить читать технологическую карту, схемы;
  • Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания (совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать глазомер).
  • Развивать мыслительные процессы в ходе конструирования: соотнесение наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  • Развивать у детей пространственное и творческое воображение, художественный вкус.
  • Развивать уверенность в своих силах и способностях. (Неуспевающих на занятиях кружка «Оригами» нет).
  • Совершенствовать трудовое умение ребенка, формировать культуру труда. Расширять коммуникативные способности детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций на уроках (игра - драматизация и т.д.).
  • Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Общий план занятий.

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.

  1. I.  Организационный момент (подготовка к занятию, установка на работу, обратить внимание на инструменты и   материалы, лежащие на столе).

П. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).

  • • повторение материала прошлого занятия
  • •  повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
    безопасности.

III.        Введение в новую тему.

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
  • повторение правил техники безопасности.
  1. IV.        Практическая часть.
  • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме в зависимости от уровня полученных на занятиях навыков);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  1. V. Анализ работ учащихся (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Предполагаемые  результаты:

 

  1. 1.        воспитанники должны овладеть следующими навыками:
  • разметки листа бумаги;
  • резания;
  • складывания базовых форм.
  1. 2.        воспитанники должны знать:
  • что такое оригами;
  • историю возникновения оригами;
  • основные приемы работы, способ складывания.
  • название,    назначение,    правила    пользования    ручными    инструментами   для обработки бумаги, картона, и других материалов.
  • правила техники безопасности.
  1. 3.воспитанники должны уметь:
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • выполнять разметку листа бумаги;
  • складывать фигурки;
  • анализировать образец, анализировать свою работу;

 

Тематическое планирование кружка «Мир Оригами»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

 Проведения

1.              

Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. 

1

сентябрь

3.              

Разучивание базовых форм. Условные знаки, принятые в оригами. Складывание полоски гармошкой. «Цветы и листья». 

1

сентябрь

4.              

Разучивание базовых форм. Условные знаки, принятые в оригами. Складывание прямоугольника «гармошкой».  «Осенний мотив».

1

сентябрь

5.              

Разучивание базовых форм. Складывание различных геометрических фигур.

Закладки для книг.        

1

октябрь

6.              

Домашние и дикие животные.

Делаем собачку, котенка.

1

октябрь

7.              

Делаем « лягушку» Рассказ из жизни лягушек.

1

октябрь

8.              

Рассказ «Воробьишко» М.Горький

Оригами «Птицы»

1

октябрь

9.              

Беседа «Из истории морского флота». «Лодочка».

1

ноябрь

10.              

Б. Житков «Морские рассказы» Оригами «Кораблик»

1

ноябрь

11.              

Б. Житков «Морские рассказы» Оригами «Яхта»

1

ноябрь

12.              

«Катамаран». Рассказ о разнообразии плав средств

1

ноябрь

13.              

Беседа о зиме. Вырезаем снежинки.

1

декабрь

14.              

«Скоро Новый год!» Изготовление елочных подвесок.

1

декабрь

15.              

Изготовление елочной гирлянды.

1

декабрь

16.              

Изготовление раскрывающейся открытки с елкой.

1

декабрь

17.              

Рассказ о пингвинах. Оригами «Пингвин».

1

январь

18.              

Сервировка стола. Салфетка «Сердце», «Трилистник»

1

январь

19.              

Сервировка стола. Коробка для сладостей.

1

январь

20.              

Рассказ об истории праздника «День Святого Валентина» Изготовление валентинок.

1

февраль

21.              

Беседа об истории и особенностях праздника «23 февраля». Изготовление открыток ко Дню защитника Отечества.

1

февраль

22.              

Рассказ о китах. Оригами «Кит».

1

февраль

23.              

Рассказ о пингвинах. Оригами «Пингвин».

1

февраль

24.              

Беседа о празднике «8 Марта»: традиции, история.

Изготовление раскрывающейся открытки к Международному женскому дню.

 1

март

25.              

Рассказ о цветах. Игра «Узнай цветок». «Трава и листья»

1

март

26.              

Из истории тюльпанов. Оригами «Тюльпан»

1

март

27.              

Рассказ о лилиях. Оригами «Лилии»

1

март

28.              

«Зимующие и перелетные птицы». Синица.

1

апрель

29.              

Беседа «Из истории авиации».

Мастерим самолеты.

1

апрель

30.              

Беседа «День космонавтики». Оригами «ракета».

1

апрель

31

Рассказ об аквариумных рыбках. Оригами «Рыбка»

1

апрель

32

Беседа о ветеранах ВОВ. Изготовление открыток ко Дню Победы.

1

май

33

Женские украшения.. Браслет из бумаги

1

май

34

«Лето в гости к нам спешит». Оригами  «бабочка»

1

май

 

Список используемой литературы:

  1. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги».
  2. Фирсова Л.М. «Игры и развлечения».
  3. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги».
  4. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка».
  5. Афонькины С.Ю. и Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома».
  6. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами».
  7. Черныш И. В. «Удивительная бумага».
  8. Соколова С.В. «Оригами для детей».
  9. Соколова С. А. «Оригами. Игрушки из бумаги».
  10. Панфилов А.М. «Оригами бумажный конструктор».

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь