Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методы, приёмы, средства повышения эффективности образовательной деятельности

Дата публикации: 2018-02-26 16:05:47
Статью разместил(а):
Володёнок Ольга Евгеньевна

Методы, приёмы, средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в коррекционной школе для детей с ОВЗ

Автор: Володёнок Ольга Евгеньевна

ГБОУ "Школа № 561" Калининского района Санкт-Петербурга 

                              

     Образование-это то, что остается, когда  всё выученное забыто. 

              Я вспоминаю это  древнее изречение  всякий раз, когда  задумываюсь о смысле и назначении нашего  педагогического труда…. 

             Чему учить и как учить - это главные вопросы  для педагога. Они становятся особенно актуальными  именно в наше время – время глобальной «переоценки» ценностей»…. 

            Какое место  в новой  системе  образования  занимает учитель? Какие  идеи  и представления становятся основополагающими в его деятельности? 

           Я считаю, что учитель русского языка и литературы  должен стать  одной из ключевых  фигур  в обновлении  современной  школы, поскольку именно на наших уроках  подрастающий  человек учится  владеть  главным инструментом  человеческой мысли- словом, которое, как известно , начало всех начал.   

           Но как приучить  личность современного ребенка   к кропотливому труду: чтению, письму и работу над текстом? Реализация  стандартов второго поколения  требует особого  внимания именно  к этим  видам деятельности. Жизнь не стоит на одном месте: происходят изменения в области экономики, культуры, а также и в образовании. Обучение в традиционной форме никогда не устаревает, но есть и новые технологии, методы и приемы в  процессе образования и обучения, при воспитании современной личности. 

           1. Информационные технологии. Их преимущества  в том, что данные технологии индивидуализируют  образовательный процесс .Дети используют компьютерные технологии в образовательных целях, создают проекты, свободно пользуются  (через Интернет ) любой библиотекой, музеем, периодическими изданиями всего мира, осуществляют дистанционное образование. 

В своей работе  использую  компьютерные  программы серии «Кирилл и  Мефодий», программы для подготовки к ГИА. По опыту работы я убедилась, что эти программы  удобны  для организации  индивидуальной и дифференцированной  работы  как с отстающими, так   со способными учащимися.           

           На уроке  же удобнее использовать презентации, подготовленные самостоятельно по определенной теме к конкретному уроку или  циклу занятий. Презентации  помогают поддерживать темп   урока, вести урок  более динамично, четко структурировать его содержание ,придают эмоциональную окраску, позволяют вести  пошаговое  объяснение  материала в динамичном режиме  с помощью схем, диаграмм, графиков. 

           Во многих школах  сегодня появились интерактивные  доски- ценный инструмент  для обучения всего класса .Это визуальный ресурс, который  помогает  учителю излагать  новый материал  очень живо и увлекательно. Интерактивная доска  упрощает  объяснение  схем теоретического  материала по русскому языку  и литературе и помогает  разобраться  в сложной проблеме,  так как позволяет  учащимся взаимодействовать  с новым материалом: на ней  можно  легко  изменять  информацию или передвигать объекты, создавая  новые связи. Учитель может  рассуждать  вслух, комментируя  свои действия, постепенно  вовлекая  учащихся и побуждая их  записывать  идеи на доске.

На  интерактивной доске  можно легко  передвигать, удалять  и вставлять надписи, добавлять  комментарии к текстам, иллюстрациям , выделять  ключевые  области  и добавлять  цвета. Это широко используется  при комплексном  анализе текста, что особенно  актуально  для подготовки к ГИА по русскому языку.  К тому же тексты  или иллюстрации  можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Подобные методики  привлекают к активному участию  в уроке каждого ученика. Все, что учащиеся делают на доске, сохраняется и используется на последующих уроках. Страницы  размещаются сбоку экрана, как эскизы, и учитель всегда иметь  возможность вернуться к предыдущему  этапу  урока и повторить  его ключевые  моменты. После урока  файлы сохраняются в школьной сети, чтобы ученики  всегда имели  доступ  к ним. Такие возможности интерактивных технологий  можно широко использовать  на уроках русского языка, начиная с пятого класса. Дети этого возраста  уже умеют  пользоваться компьютером, поэтому обучение  работе на интерактивной доске не вызывает  особых трудностей.

Возможности  компьютерных технологий, интерактивных  технологий можно  широко использовать и в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Так, например, при повторении материала по орфографии и пунктуации, необходимого  при выполнении  первой части экзаменационной работы, ученики самостоятельно  анализируют, обобщают и систематизирует теоретический материал и составляют  различные  тренировочные тесты, обмениваются  ими для домашних индивидуальных  тренингов. Это очень важно, так как  без самостоятельной  отработки  навыков по русскому языку  трудно  сдать ГИА успешно.   Таким образом, использование интерактивных  технологий  на уроках русского языка  делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, заставляет работать  более творчески, придает уверенности в себе, предоставляет  больше возможностей  для участия в коллективной работе, развития  личных и  социальных навыков.   

            Никто из педагогов  не будет оспаривать  важности  обучения  школьников навыкам исследовательской  деятельности. Практика показывает, что использование  элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов  обучения  делает процесс обучения  более продуктивным. Развитие  исследовательских  умений и навыков учащихся помогает  достичь определенных целей : поднять  интерес учащихся  к учебе, смотивировать их на достижение  более высоких результатов. Важный момент: для успешной организации исследовательской  деятельности на уроке необходимо  тщательно продумывать  формы уроков. Мои ученики написали исследовательские работы на темы: «Письмо. История писем», «Пейзаж в произведениях художественной литературы», «Роль образа Дома в произведениях художественной литературы», «Односоставные предложения в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»,  «Устаревшие слова в различных произведениях». Ученики успешно выполнили эти работы, пользовались дополнительной литературой, произведениями худ. литературы, словарями, интернет – ресурсами. Успешно защитили свои исследовательские работы  на научно-практической конференции. 

           Организация учебного процесса в старших классах современной школы  требует от учителя ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся , на развитие у них навыков самостоятельно получать информацию и работать с ней. Решить эти задачи поможет использование проектных технологий. Метод проектов сегодня  успешно внедряется  и при изучение русского языка и русской литературе.

Использование проектной деятельности  при изучении русского языка и литературы  особенно эффективно, если она выходит за рамки  урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Приступая  к работе, ученик должен  владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области   проекта. Непременным  условием  проектной деятельности  является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

Главное в применении этого метода, чтобы ученик  научился приобретать  знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни  добытые знания и навыки. Поскольку  проведение  проектной  и исследовательской  деятельности  обучающихся  требует  значительных ресурсов: времени, материалов, оборудования,- формирование  специфических  умений и навыков  самостоятельной  проектной и исследовательской  деятельностей  целесообразно проводить  не только в процессе  работы  над проектом или исследованием, но и в рамках  традиционных занятий. Проведение таких уроков  способствует  успешному формированию общеучебных  навыков и разностороннему развитию учащихся. Метод проектов я использовала при прохождении таких тем, как «Проблема нравственного выбора и вечных  человеческих ценностей   героев литературных произведений.

                Групповые и парные  формы работы на уроках  русского языка. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, формировать  научное мировоззрение, гуманистические отношения всемерно раскрывать  творческие возможности  личности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности  ребенка  с учетом  его возрастных особенностей, способствовать  выработке  у учащихся осознанной гражданской  позиции, готовности к жизни – таковы цели  современной школы. С моей точки зрения , одной из универсальных  форм организации занятий  является комбинация  следующих методов прохождение материала по блокам, работа в парах, зачетная работа.

Рассмотрим основные этапы урока на примере прохождения темы «Однородные члены предложения». Ученики уже в 5 классе  знакомы этой темой, работают с тестовыми заданиями, потом ознакомимся основными ЗУН по  таблице «Что должны знать и уметь по этой теме». При изучении данной темы работаем  в паре по карточкам с вспомогательными  вопросами и заданиями, потом  взаимотренаж (ВТ), потом взаимообмен заданиями (ВОЗ),главный принцип: получил – передай  другому , только после этого  можно получить следующее задание, устный зачет по заранее предъявленным  вопросам, а затем  контрольная работа ,являющая фактически  зачетной.

При таком построении  занятий ученик  всегда находится  в ответственной  позиции, он знает что  ему  еще  нужно изучить, какую работу  выполнить дома, а что в классе. Формируется ответственность за других, умение объяснить материал. Конечно, это требует большой подготовки от учителя, но данный метод оправдывает  себя. Итак, «единство  обучения и  творчества» - девиз, который как  нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей, так как  наш предмет от нас  привить любовь к русскому языку. 

                Разноуровневые задания. Требования к разноуровневым заданиям: воспитательное  значение, учебная цель, место задания   в учебном  процессе, соотношение задания  со школьным  учебником. Разноуровневые задания  являются  необходимым условием  обучения  на  современном  этапе, так как оно не может осуществляться  посредством  создания  особых классов и требует  более гибких форм  дифференциации и моделей ее организации, учитывающих социальную ситуацию развития, психофизиологические и личностные особенности  учащихся  средних классов основной школы. Класс группируются на три группы, для которых разрабатываются  три варианта  индивидуальных заданий: 

1) базовый уровень, который должен достичь каждый ученик, 2) повышенный уровень, определяющийся глубиной  овладения содержанием учебного предмета, 3) углубленное изучение  предмета  для интересующегося, способного, трудолюбивого  ученика. 

Главная цель  повышенного уровня  подготовки – воспитания  интеллектуальной  личности, развитие  творческих способностей, обучение  самоопределению, поиск области  творческой самореализации учащихся. При  таком обучении  реализуются  идея о форме дифференциации, которая  не ущемляет достоинства  учащихся  и не нарушает  сложившихся межличностных отношений в коллективе. В содержании образования  должны  быть включены  компоненты, обеспечивающие  развитие  творческого потенциала  всех учащихся. 

Например, при изучении  морфемики в 5 классе даются такие задания: 

   1 уровень: подберите однокоренное слова к слову  вода, выполните  морфемный разбор  одного  из них. 

    2 уровень: подберите  однокоренные слова  к слову  вода , произведите  их морфемный разбор.(каждого слова). 

    3 уровень:  подберите  к данным схемам  слова с корнем –вод-, произведите их морфемный разбор.( корень+окончание,корень+ суффикс +суффикс,приставка+ корень+ суффикс+суффикс+суффикс+ окончание).. 

Среди разноуровневых  индивидуальных  заданий  особое место  занимают задания, связанные  с национально- региональным компонентом образования. 

В качестве заданий  можно также использовать контрольно-измерительные материалы (КИМ), разработанные  для подготовки к ГИА по русскому языку. Например, для средних  учащихся я предлагаю варианты: найти тип подчинительной связи - согласование, а  для сильных  такие задания: замените данные словосочетания синонимичными (согласование на управление: заячьи следы- следы зайцев, осенние краски-краски осени.). Контроль за знаниями, умениями и навыками дает  возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе  дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные  знания, а также зафиксировать  пробелы в знаниях и наметить рациональные пути  их устранения  с учетом их индивидуальных особенностей, что обеспечивает личностно-ориентированный  подход к обучению.

Сегодня уже невозможно  дать учащимся  глубокие, прочные знания, обучая  всех одинаково, без учета индивидуальных особенностей  каждого ребенка, дифференциации способностей  и причин  недостаточного  усвоения  той или иной темы. Решение  этой проблемы  невозможно  без четко спланированных  разноуровневых  заданий для  ежедневного опроса учащихся  с целью выявления  объективного  уровня обученности, ибо контроль  знаний  является  одним из  важнейших элементов урока. С его помощью  устанавливается обратная связь : своевременное обнаружение  пробелов в восприятии и осознании, осмыслении и  запоминании, обобщении и систематизации ЗУН . 

             Народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета Шаталов В.Ф. разработал и воплотил на практике технологию  интенсификации  обучения на основе схемных и знаковых моделей. Я ознакомилась  с этой технологией и постаралась реализовать ее на уроках русского языка, использовала ОК (опорные конспекты ) при прохождении тем по морфологии, синтаксису. Использование   схемы – опоры  помогает  учащимся легче  и  прочнее  усвоить  теоретический материал, который приводится в нескольких параграфах  учебника, тем самым создается резерв времени для тренировочных  упражнений,  что способствует   выработке  грамотного письма. Опоры не исключают из работы теоретический материал учебника, они только  помогают  сжать  его до предела. Конечно, они не исключают  традиционных  форм и методов работы, а только дополняют их.  

Важно  осваивать  то, что близко, доступно, понятно  и посильно  нашим ученикам. Опорные схемы  упрощают  подачу  материала  и в  то же время  облегчают  процесс усвоения сложных понятий, позволяют  больше уделять  времени практическим  упражнениям. Опорные конспекты  приучают детей  мыслить, они кодируют  огромный  текстовый материал  и придумывают в меру  своих способностей   способы наилучшего запоминания. Учение для многих  учеников  перестает  быть мучением. Главное, дети не боятся  отвечать. Опорные  конспекты  составляются  практически  по всем разделам  курса русского языка. Применение  ОК  на уроках русского языка  и литературы  повышает интерес   к урокам русского  языка и литературы, развивают артистические  способности  ребят, формируют  творческую личность, которая может выразить  себя в слове.  

Часто ОК представляет  собой рисунок, схему, таблицу. Преобразование учеником  информации в рисунок,  схему, таблицу способствует  лучшему  пониманию и усвоению знаний. ОК составляется учеником или совместными  усилиями  учителя и ученика. Умение составлять ОК – одно из важных  общеучебных  умений, которое подготавливает к презентации своих знаний. ОК  в краткой форме должен четко передавать  содержание исходного текста, чтобы через  некоторое время ученики  могли  по этому  конспекту восстановить учебный материал. Я провела открытый урок в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах», используя модели, опорные конспекты, ученики  работали по схемам и моделям, урок получился своеобразным, необычным, ученикам очень понравился, так как каждый ребенок приобщается к каждодневному труду, развивается  познавательная  самостоятельность, формируется ответственность, честность, товарищество. 

              С целью развития мышления и воображения  школьников на уроках русского языка и литературы  можно использовать самые разнообразные дидактические игры «Кто больше», «Кто быстрее», «Узнай портрет писателя или литературного героя», «Узнай героя по прочитанным отрывкам». Таким образом , система дидактических игр на уроках русского языка  способствует  глубокому  усвоению знаний, умению применять полученные знания в нестандартной  ситуации, что в комплексе  создает условия для формирования конкурентоспособной  личности школьника. 

             Современная  школа  требует от ребенка  тяжелого учебного труда: обилие предметов, высокий уровень требований, огромная учебная нагрузка  мешают многим  учителям  заняться с детьми реальным творчеством. Развитию  у учащихся  потребности  в творческой деятельности  помогают  необычные  формы ведения  урока: ролевая игра,  урок-интервью, устный журнал,  звездный час, интеллектуальные игры. Способствуют  развитию творчества  не только уроки (ученики самостоятельно готовят карточки, тесты, пишут сочинения, исследовательские работы, т.е. работают самостоятельно, подходят творчески.), но и внеклассные работы.

            Мы с учениками написали сочинения на следующие темы «Доброта спасет мир», «Как я представляю будущее моего района». Провели с учениками интеллектуальную игру «Семейные посиделки», самостоятельно  искали семейные письма выдающихся людей, нашли пословицы о семейной дружбе. (т.е. творческий подход учащихся). Выпускали с учениками устный журнал на тему «Происхождение  русских имен и фамилий», обращали внимание на происхождение знатных фамилий, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов и. т.д., нашли имена в дореволюционный и послереволюционный период.

               Нестандартные уроки, внеклассные работы  требуют  большой подготовки, отнимают много времени и сил, но приносят такое удовлетворение, дают такой заряд энергии, что понимаешь: эти уроки, занятия позволяют  раскрыться  любому, даже очень слабому ученику; воспитывают  творческого  читателя, развивают воображение, будят фантазию  учеников, а самое главное  в том, что они  очень  нравятся ребятам. 

             В настоящее время  идет становление  новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В центре  внимания этой системы оказывается уникальная личность, которая стремиться к максимальной  реализации своих возможностей, открыта  для восприятия  нового опыта, способна  на осознанный выбор в разнообразных  жизненных  ситуациях. Гуманитарное  знание не может  быть механически усвоено, оно  выстраивается  посредством  взаимосвязей, постоянной  работы ДУШИ и МЫСЛИ. 

           Учитель – словесник – не только  преподаватель, но и создатель культуры. Наш предмет  - это  наука и искусство, а урок – общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен  лишь  при вдумчивом , прочувствованном  проникновении в смысл текста- научного, публицистического  и, конечно же,  художественного. Идя только традиционным  путём,  невозможно  реализовать  эти задачи. 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь