Описание проекта городского научного общества учащихся «Путь к познанию»
Описание проекта городского научного общества учащихся
«Путь к познанию»
Автор: Балина Ирина Вениаминовна
методист МБОУДО ЦРТДИЮ «Созвездие» г.Калуги
Глоссарий: наука, проект, исследование, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа.
Аннотация
Проект посвящен актуальной проблеме творчески одаренных детей – организации научно-исследовательской деятельности с учащимися, как одного из направлений развития образования.
У каждого человека заложен творческий потенциал но, к сожалению, он часто остаётся нереализованным. Творческие задатки у разных детей разные. Влияние на развитие оказывает среда, окружающая ребенка. Одной из таких сред является школа. Каждое образовательное учреждение выбирает свой путь развития учащихся. По мнению автора программы, исследование - уникальный способ познания действительности, именно через научно-исследовательскую деятельность, происходит наиболее эффективное развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Авторы проекта предлагают создать городское научное общество учащихся «Путь к познанию», целью которого стало бы регулирование деятельности научно-исследовательских объединений учащихся города Калуги.
Краткая характеристика проекта
Название: проект городского научного общества учащихся «Путь к познанию».
Учреждение-организатор: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Участники: учащиеся 7-17 лет, кураторы научных объединений, научные руководители, студенты, преподаватели вузов, организаторы научно-творческих мероприятий.
Партнеры:
- Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования города Калуги.
- Всероссийский фонд наследия Д.И. Менделеева г. Москва.
- Малая академия наук «Интеллект будущего» г. Обнинск.
- Академия педагогических идей «Новация» г. Сочи.
- Калужский государственный университет им. К.Э Циолковского.
- Калужский филиал российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева.
- Калужский филиал московского гуманитарно-экономического института.
- Калужский филиал российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
Обоснование инновационного характера и актуальности проекта для развития в системе образования в Калужской области
"…значительные преимущества будут за теми государствами,
которые смогут, как можно раньше опознать творческие личности
и создать самые благоприятные условия развития их потенциалов".
К. Тейлор
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [1]. Одной из тенденций развития российского образования является переход образовательных организаций от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществлять организацию исследовательской деятельности учащихся.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась и многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег. В числе первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности учащихся, был декабрист И.Д. Якушкин (19 век), преподававший в Ялуторовской женской школе. В начале 20 века, по всей России стало создаваться большое количество добровольных обществ, главной целью которых было знакомство и изучение родного края, организация образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. В 20-30-е годы возникает интерес к развитию исследовательского потенциала подростков. Это движение облекается в форму клубной работы, развитие которого связано с именами С.Т. Шацкого, А.И.Макаренко, В.Н.Терского. В 40-50-е годы исследовательское движение было несколько заформализовано, а с начала 60-х годов вновь усиливается интерес к научной деятельности школьников и появляются первые Малые академии наук. Начиная с 1997 года, по инициативе профессора Ю.Л. Хотунцева, в городе Москве проводятся ежегодные конкурсы творческих и исследовательских проектов старшеклассников [2, 4].
В наше время актуальность различных видов проектной деятельности, в том числе и исследовательской, приобретает все большую значимость. Так в соответствии с Концепцией развития образования до 2020 года «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности… как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов…». В этом ключе актуальными задачами развития образования становятся:
- формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
- увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;
- обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития [1].
Учащиеся, окончившие общеобразовательную школу, приходят в высшие учебные заведения, не имея представления об исследовательской деятельности и зачастую знакомы только с технологией написания рефератов. На наш взгляд максимально эффективное развитие научно-исследовательского института нашей страны возможно, если в вузы будут приходить учащиеся владеющие основами построения научного исследования, имеющие представление о достижениях отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. Таким образом, программу развития городского научного общества «Путь к познанию» можно считать инновационной.
Цель проекта: формирование единого научного сообщества учащихся школьного возраста.
Главным смыслом исследовательской деятельности учащихся 7 -17 лет есть то, что само исследование является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В таком виде учебной деятельности нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.
Актуальность проекта обусловлена рядом причин.
Во-первых, в Калуге существуют научные объединения учащихся, школьные научные общества, но все они либо узкоспециальные и делают упор на изучение какой-то одной науки, либо ориентированы только на написание научно-исследовательских проектов учащихся. Цель деятельности городского научного общества учащихся «Путь к познанию»: объединение сети образовательных организаций и регулирование деятельности научно-исследовательских объединений города Калуги.
Во-вторых, по результатам участия калужских школьников в городском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева в течение трех лет выявлялись: нарушения структуры исследовательского проекта, неправильное построение научного аппарата исследования, отсутствие гипотезы или ее некорректное формулирование и другое. Оказалось, что не только учащиеся, но большинство руководителей путаются в терминологии научного исследования. Имея такое большое значение в жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой достаточно сложный тип деятельности, как для его участников, так и для организаторов. Поэтому будущим специалистам, как начинающим исследователям, необходимо знакомиться с основами научных исследований, учиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения научно-исследовательского проектирования, участия в конференциях, подготовки научных публикаций. Организация обучающих семинаров и конференций, обобщение и ретрансляция опыта педагогических работников города занимающихся исследовательской работой с учащимися – это актуальное направление деятельности городского научного общества учащихся «Путь к познанию».
В-третьих, в большом потоке предоставляемой информации, сведений интернет источников, рекламных акций сложно выделить все мероприятия научно-исследовательской направленности, а также получить достоверный отзыв о том или ином проекте, конкурсе, научном фестивале. Создание информационного портала городского научно-исследовательского общества призвано решить эту проблему. Такой портал способствовал бы быстрому поиску нужной информации, распространению сведений о научно-творческих мероприятиях, систематизации и накоплению лучших проектов учащихся.
Обобщая вышесказанное, необходимо выделить основные задачи городского научного общества учащихся «Путь к познанию»:
1. Формирование творческой и интеллектуально развитой, профессионально ориентированной и социально адаптированной личности с активной жизненной и гражданской позицией, стремящейся к саморазвитию, личностному самоопределению и непрерывному образованию.
2. Пропаганда достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
3. Создание информационного портала мероприятий научно-исследовательской направленности различного уровня.
4. Организация сетевого взаимодействия научно-исследовательских объединений города, организаций занимающихся проведением конкурсов научно-исследовательских работ, высших учебных заведений города, студенческого научного сообщества.
5. Создание банка научно-исследовательских работ, проектов учащихся.
6. Организация обучающих семинаров и конференций, обобщение и ретрансляция опыта педагогических работников города занимающихся исследовательской деятельностью с учащимися.
7. Обучение учащихся основам научно-исследовательской деятельности по дополнительным общеразвивающим программам: «Основы научно-исследовательской деятельности», «Проектная работа учащихся».
8. Работа по созданию научно-исследовательских проектов учащихся под руководством ученых, преподавателей вузов, педагогов дополнительного образования, учителей и других специалистов.
9. Рецензирование и консультативная работа по вопросам построения научно-исследовательского проекта, написания тезисов выступления, особенностей оформления презентаций, форм защиты проектов, разработки буклетов и так далее.
10. Организация и проведение городского конкурса научно-исследовательских работ учащихся им. Д.И. Менделеева, регионального фестиваля детских творческих инициатив «ЛЕОНАРДО».
11. Участие в организации ежегодного городского фестиваля науки.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Финансовое обеспечение.
Финансирование деятельности городского научного общества осуществляется из собственных средств образовательного учреждения, муниципальных средств, бюджета социальных партнеров, спонсоров.
Основные затраты городского научного общества учащихся: оплата труда экспертов, ученых; оплата участия учащихся во всероссийских конкурсах и конференциях; оргтехника.
2. Материально-техническое обеспечение.
- учебные кабинеты для занятий с учащимися проведения секций городских конкурсов, имеющий хорошее освещение и вентиляцию;
- зал для проведения семинаров и конференций;
- информационные стенды для учащихся;
- столы и стулья;
- кафедра;
- указка;
- проектор;
- экран
- телевизор;
- DVD;
- цифровой фотоаппарат;
- компьютеры или ноутбуки по количеству учащихся в группе;
- принтер;
- сканер;
- ксерокс;
- доступ к Интернет;
- дисковые накопители;
- магнитная доска;
- маркеры для доски;
- магниты для доски;
- канцелярские товары.
3. Кадровое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие следующих специалистов:
- методисты для оформления нормативной базы общества, разработки положений, анализ образовательных программ и так далее;
- учителя или педагоги дополнительного образования, являющиеся научными руководителем исследовательской работы учащегося, кураторами научных объединений;
- профильные специалисты, научные сотрудники, ученые, осуществляющие консультативную помощь, рецензирование работ, экспертную оценку проектов на городских конкурсах;
- педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение.
Критерии отбора педагогов:
- профессионально-педагогическая компетентность: наличие теоретической и практической подготовки, в соответствии с профилем деятельности; профессионально-педагогической информированности; умение творчески применять имеющиеся знания на практике; программировать свою деятельность; анализировать и развивать свой опыт с учетом современных условий; знания основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования и защиты прав учащихся;
- духовно-нравственные качества, эрудиция, эмпатия и креативность, способность принимать решение и нести за них ответственность;
- ориентированность на принципы гуманизма;
- умение создавать обстановку психологического комфорта и безопасности для личности учащегося.
Описание готовности проекта к внедрению и эффективности реализации
Создание исследовательского проекта – сложный и кропотливый труд и для учащихся, и для руководителей. Для того чтобы деятельность городского научного общества стала плодотворной с 2012 года проводился эксперимент по внедрению следующих направлений научно-исследовательской работы с учащимися на базе структурного подразделения ЦРТДиЮ «Созвездия» г. Калуги - Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи:
1. Осуществлялась апробация экспериментальной общеразвивающей программы «Основы научно-исследовательской деятельности». Данная программа – авторская и представляет собой инновационный продукт, реализация которого обеспечивает не только усвоение учащимися алгоритма исследовательской деятельности и эффективных способов защиты своего проекта, но и знакомит с особенностями организации конкурсных научных мероприятий. Так, за время обучения (в течение двух лет), учащиеся получают теоретические знания, разрабатывают и защищают свое исследование, являются руководителями работ младших учащихся, экспертами на научно-исследовательской конференции, и наконец, осваивают роль организатора конференции.
Анализируя результативность общеразвивающей программы «Основы научно-
исследовательской деятельности учащихся» можно сделать следующие вывод о том, что обучение по программе способствует:
- формированию научного мировоззрения учащихся, развивает творчество;
- расширяется кругозор и интересы учащихся в надпредметных областях;
- вооружает учащихся нестандартными способами исследовательской и творческой
деятельности, рождает мотивацию к саморазвитию, развивает способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- воспитывает уважительное отношение к труду ученых, экспертов, организаторов;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- развивает интеллектуальные и творческие способности, мышление;
- способствует профессиональному росту педагогов, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность раскрыть возможности обучающихся, расширить контакты с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.
2. Практика выступлений. Для развития навыков исследовательской деятельности
необходим опыт защиты работы. Каждое выступление – адаптация к новым условиям, знакомство с разными представителями научной сферы, тренировка речи, осмысление важности своей работы и многое другое. Поэтому в течение года обучающиеся выступают не в одной конференции, а проявляют себя на 5-6 мероприятиях.
3. Создание представительства Всероссийского фонда наследия Менделеева.
Некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Менделеева создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Ежегодно Благотворительный фонд организует Всероссийские мероприятия для учащихся 1-11 классов и педагогов, работающих с детьми разных возрастов, начиная с младших дошкольников. Начиная с 2009 года учащиеся города Калуги традиционно принимают участие в двух Всероссийских конкурсах: Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева и Всероссийский фестиваль детских творческих инициатив «Леонардо».
По результатам успешного участия учащихся МЭШДОМ во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ им Д.И.Менделеева (г. Москва) в течение 3-х лет, в 2012 году на базе ЦРТДиЮ «Созвездие» было открыто муниципальное представительство благотворительного фонда «Наследие Менделеева».
Организация плодотворной деятельности представительства в Калуге предоставляет преимущества учащимся и педагогам не только Центра, но и всего города. К этим преимуществам относятся:
- городской конкурс научно-исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева - очный отборочный этап (результаты допуска к Всероссийскому этапу известны на 1,5 месяца раньше и проявить себя может каждый учащийся города, подавший заявку);
- каждый учащийся, ставший победителем, призером или лауреатом городского конкурса получает 3 балла к результатам защиты работы на Всероссийском этапе;
- бесплатное сопровождение участников Всероссийского этапа представителем фонда;
- возможности льготного поступления в РХТУ им. Менделеева и химический факультет МГУ им. Ломоносова;
- награждение педагогов города Калуги, подготовивших более трех победителей и лауреатов городского и всероссийского этапов медалью «За службу образованию».
Для эффективной работы представительства в городе Калуга был разработан экспериментальный план развития. При реализации этого плана, с 2012 года было проведено три городских отборочных этапа Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им Д.И.Менделеева, в котором приняли участие 131 учащихся города Калуги, 63 из них были удостоены дипломами первой, второй и третьей степени.
За три года участия на Всероссийском этапе научно-исследовательских работ калужская делегация зарекомендовала себя перед другими участниками нашей страны. С 2012 года учащиеся города приняли участие во всероссийском этапе в количестве 43 человека, завоевали 10 премий присужденной Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года, №325, 15 учащихся стали лауреатами, а 18 – дипломантами конкурса. В 2016 году 11 калужан награждены путевками в Артек на смену «Путь к Олимпу».
Создание представительства, несомненно, поднимает престиж образовательной среды города Калуги, и самое главное, для множества детей в возрасте от 7 до 17 лет дает возможность проявить себя в различных областях, например: химии, физики, экономики, психологии, литературы, истории и так далее, а также позволяет награждать педагогов, плодотворно занимающимися научно-практической деятельностью с учащимися, медалью «За службу образованию».
Некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Менделеева, с целью поднятия престижа учительского труда, учредил медаль «За службу образованию», как символ общественного признания работы талантливых педагогов. Данная награда предназначается для вручения педагогам, имеющим большой стаж работы и имеющим успехи в деле воспитания и обучения школьников.
Идея присуждения данной медали возникла на основе заслуженного признания достижений великого русского учёного в вопросах образования. Подводя итоги своей жизни и деятельности, великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев назвал три свои основные службы Родине. Ими стали: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. По вопросам образования написаны многочисленные статьи и работы учёного. Актуальность их сегодня не вызывает сомнений. В честь заслуг Д.И.Менделеева перед образованием учреждена данная награда.
За три года существования представительства фонда в нашем городе данной медалью уже награждены два педагога.
Подводя итог, можно говорить о том, что программа развития городского научного общества «Путь к познанию» готова к внедрению, так как:
1. Определена база для размещения общества.
2. Налажено взаимодействие с общеобразовательными школами и кураторами научных объединений, с вузами города, готовыми предоставлять помещения для проведения мероприятий общества, с учеными и преподавателями вузов – рецензентами, экспертами исследовательских работ различных областей науки.
3. Апробирована авторская общеразвивающая программа «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся», аналогов которой для учащихся школьного возраста в Калужской области не существует. Обучение по данной программе возможно не только на базе ЦРТДиЮ «Созвездие», но и учителями школ, дистанционно.
Описание рисков внедрения проекта:
Ежегодно половина талантливых учащихся нашего города, успешно выступивших на городских конкурсах, не принимают участие во Всероссийских мероприятиях. Причина этого, не отсутствие желание самих учащихся, а материальное обеспечение. Так, очное участие на любом Всероссийском мероприятии в течение 3-5 дней сегодня стоит от 7000 до 15000 рублей. Такие мероприятия проводятся по всей стране: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, в Крыму и так далее. Финансирование осуществляется частично. Так, ежегодно из средств местного бюджета для участия во Всероссийском конкурсе им. Д.И. Менделеева выделяется 30000 рублей. На эту сумму в Москву можно отправить только троих учащихся. Принять участие могло бы 20 человек, а принимает около 15. Часть денег на участие выделяют родители, спонсоры, школы. Но, к сожалению не каждая семья в условиях кризиса способна оплатить и половину суммы, не каждый спонсор оплатит участие больше одного участника, не все школы готовы оказать финансовую поддержку.
В связи с этим единственным риском внедрения проекта является отсутствие решение проблемы финансирования участия учащихся в крупных научных мероприятиях, а это важная составляющая развития городского научного общества «Путь к познанию».
Список литературы:
1. Концепция развития образования до 2020 года.
2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2011.